Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:40, курсовая работа
Целью роботы нашей работы является теоретическое изучение истории развития тяжелой атлетики.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать зарождение тяжелой атлетики как вид спорта;
2. Выявить место и значение тяжелой атлетики в системе физического воспитания;
3. Рассмотреть тяжелую атлетику в программе олимпийских игр.
Введение ………………………………………………..……………..…………………3
1. Зарождение тяжелой атлетики как вид спорта ………………………………...5
2. Место и значение тяжелой атлетики в системе физического воспитания…….9
3 Тяжелая атлетика в программе олимпийских игр ..………………………….….13
Список литературы ………….
Содержание
Введение ………………………………………………..……………..………
1. Зарождение тяжелой атлетики как вид спорта ………………………………...5
2. Место и значение тяжелой атлетики в системе физического воспитания…….9
3 Тяжелая атлетика в программе олимпийских игр ..………………………….….13
Список литературы ………….………………………………………………….……18
Современные социально-экономические условия жизни общества предъявляют все возрастающие требования к здоровью подрастающего поколения.
Особая роль в физической подготовке традиционно отводится силовым упражнениям. И это не случайно, ведь все богатство двигательных проявлений человека имеет силовую основу, а сами силовые упражнения оставляют наиболее выраженные следовые эффекты в организме занимающихся.
Тяжёлая атлетика является скоростно-силовым видом спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений по подниманию штанги над головой.
Соревнования по тяжёлой атлетике сегодня включают в себя два упражнения: рывок и толчок.
Рывок — это упражнение, в котором спортсмен осуществляет подъем штанги над головой одним слитным движением прямо с помоста на полностью выпрямленные руки, одновременно подседая под неё, это низкий сед или разножка Попова (Попов, Георгий Владимирович) Затем, удерживая штангу над головой, спортсмен поднимается, полностью выпрямляя ноги.
Толчок — это упражнение состоит из двух раздельных движений. Во время взятия на грудь спортсмен отрывает штангу от помоста, поднимает её на грудь, одновременно подседая. После фиксирования положения штанги над головой спортсмен выпрямляет ноги, ставя стопы на одном уровне (параллельно), удерживая штангу над головой.
Жим— это упражнение заключается во взятии с помоста штанги на грудь и выжимании её над головой за счёт одних лишь мышц рук. Это упражнение было исключено из программы соревнований в связи с тем, что многие атлеты начали делать вместо него жимовой толчок — толкание штанги грудью и всем телом при помощи мышц ног (использование подседа).
В результате мышцы рук почти не участвовали в этой работе. При этом разницу между «честным жимом» и таким трюком судьям заметить было очень сложно. В итоге те атлеты, которые по прежнему делали «честный жим», оказались в невыгодном положении.
Целью роботы нашей работы является теоретическое изучение истории развития тяжелой атлетики.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать зарождение тяжелой атлетики как вид спорта;
2. Выявить место и значение тяжелой атлетики в системе физического воспитания;
3. Рассмотреть тяжелую атлетику в программе олимпийских игр.
1. Зарождение тяжелой атлетики как вид спорта
В странах Центральной Европы тяжёлая атлетика формировалась на протяжении XIX в. В то время ещё не было строгих правил проведения соревнований и разделения на весовые категории. Атлеты поднимали штангу с полыми гирями, в которые была насыпана дробь.
Тяжелая атлетика появилась в древние времена. Жители современной Греции уверены, что именно их страна родина тяжелой атлетики. Но по крайней мере точно то, что греки являются родоначальниками атлетики. На площади в Древних Афинах лежало железное ядро, и каждый мог попробовать поднять его, чтобы показать людям свою силу1.
В зарождении
этого вида спорта немалая заслуга
принадлежит профессиональным силачам,
которые во второй половине 19 в. выступали
на цирковых и балаганных подмостках
Европы. Профессиональные атлеты существовали
и на Американском континенте. Во многих
странах были свои геркулесы, которые
вызывали в народе живой интерес
к атлетизму. Российский матрос Василий
Бабушкин славился тем, что на его
груди разбивали молотом
Первыми олимпийскими чемпионами стали англичанин Л. Эллиот, поднявший одной рукой 71 кг, и датчанин В. Йенсен, который поднял двумя руками самую тяжелую штангу — 111,5 кг.
В 1913 состоялся I Международный конгресс по тяжелой атлетике, итогом которого было создание Всемирного союза тяжелоатлетов.
Участники
древних олимпийских игр
Следует отметить, что во времена мировой гегемонии Римской империи, императоры этой державы продолжали славные традиции Эллады, так как нуждались в сильных войнах. С падением Рима, интерес к атлетике угас и и возобновился только через несколько столетий в эпоху возрождения.
В 1896 г. в Роттердаме состоялся первый чемпионат Европы по тяжелой атлетике. Его выиграл 120-килограммовый пивовар из Баварии Ганс Бек. Так же в 1896 г. этот вид спорта впервые дебютировал на Олимпийских играх в Афинах. Тяжелая атлетика тогда ещё была разновидностью атлетики. За медали боролись шесть претендентов из пяти стран.
Выполнялось два упражнения – поднятие штанги одной и двумя руками2.
В 1898 г. в Вене прошёл первый чемпионат мира по тяжёлой атлетике. Его участники выполняли 14 упражнений. Чемпионом этого первенства стал австриец Вильгельм Тюрк. Третье место в общем зачёте взял российский атлет Георг Гаккеншмидт.
В
1912 г. был создан Всемирный
тяжелоатлетический союз, под эгидой
которого стали проходить
Мировые рекорды регистрировались в 11 упражнениях. Из-за первой мировой войны Всемирный тяжелоатлетический союз распался и в 1920 г. его заменила Всемирная организация тяжелой атлетики. А в 1946 г. была образована Международная федерация тяжёлой атлетики, под эгидой которой ежегодно проходят чемпионаты мира.
С
1924 г. победителей международных
турниров и соревнований стали
определять по системе
Со временем менялись тяжелоатлетические снаряды. Старые снаряды заменила разборная штанга со съёмными дисками диаметром 45 – 55 см, с тонким (диаметром 30 мм.) вращающимся на втулках грифом длиной 187 см. В конце 60-х гг. ХХ в. появились бесшумные штанги с дисками, обтянутыми каучуком.
Днем
рождения российской тяжелой атлетики
считается 10 (23) августа 1885, когда в
Петербурге был открыт первый в России
«Кружок любителей тяжелой
Разработанная им система тренировок была прогрессивнее западноевропейской: в основе его методики лежала система рационального развития силы. Впервые был осуществлен врачебный контроль над занимающимися. Воспитанники Краевского неоднократно побеждали на международных соревнованиях; его лучший ученик — И. В. Лебедев (легендарный «дядя Ваня»).
В 1913 был
создан Всероссийский союз тяжелоатлетов
(ВСТ) под председательством
Обладателями мировых рекордов и наиболее выдающимися атлетами того времени были Я. Краузе, П. Херудзинский, А. Неуланд, Л. Чаплинский , Л. Алекс, Л. Бухаров, К. Павленко, Г. Чикваидзе, А. Красовский, С. Тонкопей, Ф. Гриненко. Атлетам России принадлежали 25 рекордов мира из 50 зарегистрированных Всемирным союзом мировых рекордов. В 1930-е гг. рекордсменами мира стали Н. Шатов, Г. Попов, С. Амбарцумян, М. Шишов, Н. Кошелев, А. Жижин, Д. Наумов. На 3 рабочей Олимпиаде в Антверпене (1937) советские тяжелоатлеты заняли первое командное место, выиграв состязания во всех весовых категориях.
В предвоенные годы было побито большое количество рекордов (50 всесоюзных, из них — 24 выше мировых). Список советских рекордсменов мира в эти годы пополнился такими именами, как Г. Новак, Е. Хотимский, В. Крылов, Р. Манукян, М. Касьяник, А. Петров, А. Божко. В 1946 советские тяжелоатлеты вступили в Международную федерацию тяжелой атлетики и впервые приняли участие в первенстве мира в Париже. Москвич Г. Новак первым из советских спортсменов завоевал титул чемпиона мира, в категории до 82,5 кг. А первым чемпионом мира в тяжелом весе стал москвич А. Медведев.
В конце
40-х годов вместо пятиборья было
введено троеборье, состоявшее из рывка,
жима и толчка двумя руками. Спортсмены
имели по три попытки в каждом
упражнении. В 1972 г. на смену троеборью
пришло двоеборье. Из-за чего число
подходов к снаряду уменьшилось
и вместо девяти стало равным шести.
Если атлет не поднимал не поднимал
первоначальный вес в рывке, он выбывал
из борьбы. Такое же наказание было
и во втором упражнении. По ходу турнира
спортсменам разрешалось
Такие соперничества очень украшают историю тяжелой атлетики.
2. Место и значение тяжелой атлетики в системе физического воспитания
Во время тренировок и соревнований проводятся научные исследования, которые в дальнейшем помогают развиваться таким наукам, как физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта и др.
Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения широко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний3.
Множество людей занимаются атлетикой, которая проникла в самые отдаленные уголки земного шара, став одним из популярных видов спорта в мире. Почти все виды спорта так или иначе используют упражнения из атлетики для подготовки спортсменов.
Легко дозируемые упражнения могут использоваться как для развития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физической подготовке призывников и военнослужащих.
Доступность, относительная простота упражнений, минимум затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городской.
Спортивные тренировки в тяжелой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность спортсменам реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сформировать характер и оптимальную психическую сферу.
Тяжелую атлетику можно характеризовать как:
Вопросам тренировки тяжелоатлетических движений посвящено довольно много теоретических работ4.
В большинстве своём они весьма поверхностные и никчёмные. Есть, впрочем, у теоретиков и хорошие работы - но их, увы, мало. Кроме того, за последние годы положение в тяжёлой атлетике как науке осложнилось тем, что у наиболее авторитетных теоретиков возникла непомерная и безосновательная вера в успех чисто статистических методик - и эта вера парализовала, заслонила собой все другие подходы к исследованиям. Которые, повторяю, и до возникновения моды на статистику не были шибко дельными.
Что же касается уже не теоретиков, а непосредственно самих практикующих тренеров, то их большей частью тоже не за что особо хвалить. Тренеры уважают одни лишь дедовские методы, а всё остальное - даже чрезвычайно перспективное в плане повышения результативности (те же, например, стероиды) - начинают воспринимать всерьёз только спустя 5-15 лет после появления первых сообщений о достоверном положительном эффекте.
В основной своей массе спортивные специалисты - и теоретики, и практики - сегодня, похоже, начисто упускают из виду то, что правильный подход к эффективной тренировке тяжелоатлетических движений строится всего лишь на трёх весьма простых, но основополагающих вещах.
Первая основополагающая вещь: тренировка представляет собой не что иное, как репетицию соревнований. То бишь на соревнованиях в полной мере может проявиться только такое качество, которое специально нарабатывалось на тренировке. Например, если на соревнованиях нужна сила ног, то бесполезно ожидать, что покажешь её, коли тренируешь одни только руки. Аналогичное фиаско на соревнованиях будет ожидать и в том случае, если тренируешь не силу, а исключительно лишь выносливость ног.