Автор: K******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 16:58, реферат
Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……3
Типы организации физического воспитания.................……….…………..4
Учебная работа...................................................................................4
Спортивная массовая работа..............................................................6
Урочная форма проведения занятий.........................................................8
Типовая структура урочного занятия………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Типы
организации физического
Урочная форма проведения занятий.......................
.............................. ....8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….18
Введение
Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
- всесторонняя физическая подготовка студентов;
- профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;
- воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов.
В
высшем учебном заведении общее
руководство физическим воспитанием
и спортивно-массовой работой среди
студентов, а также организация
наблюдений за состоянием их здоровья
возложены на ректора, а конкретное
их проведение осуществляется административными
подразделениями и
Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания ВУЗа. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.
Медицинское
обследование и наблюдение за состоянием
здоровья студентов в течение
учебного года осуществляется поликлиникой
или здравпунктом ВУЗа.
Типы
организации физического
1.1 Учебная работа
Учебная работа по физическому воспитанию студентов определяется программами курса общей физической подготовки и курсов спортивного совершенствования. Курс ОФП обязателен для студентов первого и второго курсов обучения. Занятия проводятся регулярно по два часа в неделю по расписанию. Программа устанавливает объём материала по теории физического воспитания, практических занятий и нормативные требования.
В круг теоретических вопросов, подлежащих изучению, входят:
- Физическое воспитание в ВУЗах;
- Основные средства физического воспитания;
- Врачебный контроль и самоконтроль;
- Индивидуальная гимнастика, её значение и принципы проведения.
Теоретический раздел программы имеет своей задачей ознакомить студентов с общими научными основами физического воспитания студентов:
теоретические занятия-лекции, групповые теоретические занятия, беседы, обеспечивающие прохождение теоретической части программы.
Курс
ОФП по практике включает в себя
гимнастику, игры, лёгкую атлетику, плавание
и лыжный спорт; практические занятия-уроки
ОФП, спортивно-тренировочные
В
процессе овладения программой курса
ОФП у студентов воспитывается
привычка к регулярным занятиям физическими
упражнениями и выявляется их спортивная
направленность для последующего совершенствования
в одном из видов спорта на факультативных
занятиях или на занятиях в спортивных
секциях студенческого
Факультативные занятия организуются по отдельным видам спорта. Каждому студенту дано право выбрать один из видов спорта и систематически им заниматься на протяжении всего периода обучения в ВУЗе. Эти занятия проводятся в течении всего года, используются зимние и летние каникулы. Круглогодичность тренировки является обязательным и непременным условием правильной организации работы по спортивному совершенствованию.
В
соответствии с задачами физического
воспитания студентов программы курса
спортивного совершенствования изложены
по отдельным видам спорта и предусматривают
два раздела: теорию и практику.
1.2 Спортивная массовая работа
Спортивные студенческие коллективы играют большую роль в деле физического воспитания студенчества. Самодеятельными физкультурными организациями в большинстве ВУЗов служат коллективы физической культуры. В крупных учреждениях, имеющих большое количество спортсменов - разрядников и хорошую материальную базу, создаются спортивные студенческие клубы.
Спортклубы организуют и проводят:
-
Агитационно-массовые мероприятия по
вовлечению студентов и профессорского-
- Занятия спортивных секций по видам спорта;
- Спортивные праздники, вечера, соревнования и другие массовые мероприятия;
- Строительство и ремонт спортивных сооружений и инвентаря;
- Зимние и спортивные летние лагери;
- Физкультурные и спортивные мероприятия в студенческих общежитиях.
Спортивная секция
Основное место в деятельности спортклуба занимает учебно-спортивная работа, осуществляемая в форме секционных занятий по отдельным видам спорта.
Секционная работа по спорту органически увязывается со всей работой по физическому воспитанию студентов (занятия, консультации, зачёты), также она служит целям всестороннего физического развития и повышения спортивной подготовленности.
В ВУЗах наиболее широкое
Учебно-тренировочная работа
Наряду с учебной работой в
спортивных секциях большое
Массовая
физкультурная работа ставит задачей
рационально использовать досуг
студентов для укрепления их здоровья
и физической подготовки. Она проводится
в виде физкультурных и агитационно-
Физкультурные мероприятия осуществляются в формах:
- Внутри - и вневузовские спортивные соревнования;
- Экскурсии, пробеги, вылазки, прогулки, походы, физкультурные выступления, оздоровительные мероприятия,
Агитационно-пропагандистские мероприятия:
- Беседы, доклады, лекции, спортивные вечера, консультации;
- Организация фотовитрин, выставок, альбомов;
-
Использование плакатов, таблиц, афиш,
местных СМИ.
Урочная форма проведения занятий
Занятия
не однородны по основным задачам, а,
следовательно, и по проведению. Принято
выделять уроки ОФП и спортивно-
В пределах занятий по каждому виду целесообразно различать уроки, целью которых является:
- Ознакомление с группой;
- Изучение нового материала программы;
- Повторение и закрепление учебного материала;
- Уроки смешанного характера;
- Зачетные занятия.
От учебных задач,
присущих различным типам занятий,
зависят различный набор
Занятия по ОФП направлены на улучшение деятельности всех систем организма и отдельных органов, повышение здоровья студентов, воспитание важнейших двигательных, моральных и волевых качеств, совершенствование отдельных прикладных навыков. На этом типе занятий осуществляется разнообразное влияние на организм, проявляющееся в общем, укреплении мускулатуры, улучшении гибкости и крепости суставов, формировании или восстановлении правильной осанки, воспитании навыков коллективизма и т.д. Уроки имеют целью повышение достигнутого уровня общей работоспособности или сохранение уже имеющейся.
Содержанием урочного занятия являются:
- гимнастические упражнения (обще развивающие, на быстроту и точность реакции, упражнения с мелкими предметами) игры, упражнения в беге, метаниях, прыжках, равновесии, сопротивлении, лазание, ходьба на лыжах.
- Спортивно-тренировочные занятия имеют под собой цель спортивного совершенствования в одном из видов спорта, гимнастики, игр. В связи с этим на занятии особое внимание уделяется повышению уровня физической, морально-волевой, технической и тактической подготовке студентов. В зависимости от периода обучения и подготовленности занимающихся изменяются и задачи занятий. На одних – больше внимания уделяется изучению техники (метании копья, попеременного хода на лыжах), в других - внимание преподавателя направляется преимущественно на усвоение основ тактики применительно к спортивным играм.