Типы организации физического воспитания

Автор: K******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……3
Типы организации физического воспитания.................……….…………..4
Учебная работа...................................................................................4
Спортивная массовая работа..............................................................6
Урочная форма проведения занятий.........................................................8
Типовая структура урочного занятия………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….18

Работа содержит 1 файл

Физ-ра.docx

— 34.96 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……3

Типы  организации физического воспитания.................……….…………..4

    1. Учебная работа...................................................................................4
    2. Спортивная массовая работа..............................................................6

Урочная форма проведения занятий.........................................................8

    1. Типовая структура урочного занятия………………………………..12

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Целью физического воспитания в ВУЗах  является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического  воспитания предусматривается решение  следующих задач:

         - воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

         - сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

         - всесторонняя физическая подготовка студентов;

         - профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

         - приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;

         - воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

       Процесс обучения организуется в зависимости  от состояния здоровья, уровня физического  развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также  с учётом условий и характера  труда их предстоящей профессиональной деятельности.

       Одной из главных задач высших учебных  заведений является физическая подготовка студентов.

       В высшем учебном заведении общее  руководство физическим воспитанием  и спортивно-массовой работой среди  студентов, а также организация  наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными  подразделениями и общественными  организациями ВУЗа.

       Непосредственная  ответственность за постановку и  проведение учебно-воспитательного  процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным  планом и государственной программы  возложена на кафедру физического  воспитания ВУЗа. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно  с кафедрой и общественными организациями.

       Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение  учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом ВУЗа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типы  организации физического воспитания

1.1 Учебная работа

       Учебная работа по физическому воспитанию студентов  определяется программами курса  общей физической подготовки и курсов спортивного совершенствования. Курс ОФП обязателен для студентов первого и второго курсов обучения. Занятия проводятся регулярно по два часа в неделю по расписанию. Программа устанавливает объём материала по теории физического воспитания, практических занятий и нормативные требования.

       В круг теоретических вопросов, подлежащих изучению, входят:

       - Физическое воспитание в ВУЗах;

       - Основные средства физического воспитания;

       - Врачебный контроль и самоконтроль;

       - Индивидуальная гимнастика, её значение и принципы проведения.

       Теоретический раздел программы имеет своей  задачей ознакомить студентов с  общими научными основами физического  воспитания студентов:

теоретические занятия-лекции, групповые теоретические  занятия, беседы, обеспечивающие прохождение  теоретической части программы.

       Курс  ОФП по практике включает в себя гимнастику, игры, лёгкую атлетику, плавание и лыжный спорт; практические занятия-уроки  ОФП, спортивно-тренировочные занятия  и соревнования по различным видам  спорта, игр, гимнастики, обеспечивающие прохождение практической части  программы.

       В процессе овладения программой курса  ОФП у студентов воспитывается  привычка к регулярным занятиям физическими  упражнениями и выявляется их спортивная направленность для последующего совершенствования  в одном из видов спорта на факультативных занятиях или на занятиях в спортивных секциях студенческого коллектива физической культуры.

       Факультативные  занятия организуются по отдельным  видам спорта. Каждому студенту дано право выбрать один из видов спорта и систематически им заниматься на протяжении всего периода обучения в ВУЗе. Эти занятия проводятся в течении всего года, используются зимние и летние каникулы. Круглогодичность тренировки является обязательным и непременным условием правильной организации работы по спортивному совершенствованию.

       В соответствии с задачами физического  воспитания студентов программы курса спортивного совершенствования изложены по отдельным видам спорта и предусматривают два раздела: теорию и практику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Спортивная массовая работа

       Спортивные  студенческие коллективы играют большую  роль в деле физического воспитания студенчества. Самодеятельными физкультурными организациями в большинстве  ВУЗов служат коллективы физической культуры. В крупных учреждениях, имеющих большое количество спортсменов - разрядников и хорошую материальную базу, создаются спортивные студенческие клубы.

       Спортклубы  организуют и проводят:

       - Агитационно-массовые мероприятия по вовлечению студентов и профессорского-преподавательского состава в систематические занятия отдельными видами спорта, игр, гимнастики;

       -  Занятия спортивных секций по видам спорта;

       -  Спортивные праздники, вечера, соревнования и другие массовые мероприятия;

       -    Строительство и ремонт спортивных сооружений и инвентаря;

       -   Зимние и спортивные летние лагери;

       - Физкультурные и спортивные мероприятия в студенческих общежитиях.

       Спортивная  секция

       Основное  место в деятельности спортклуба занимает учебно-спортивная работа, осуществляемая в форме секционных занятий по отдельным видам спорта.

       Секционная  работа по спорту органически увязывается  со всей работой по физическому воспитанию студентов (занятия, консультации, зачёты), также она служит целям всестороннего  физического развития и повышения  спортивной подготовленности.

         В ВУЗах наиболее широкое распространение  получили спортивные игры (баскетбол  и волейбол), различные виды спорта (лёгкая атлетика, лыжи, плавание  и др.) и гимнастика (спортивная и художественная).

                Учебно-тренировочная работа проводится  в течении всего учебного года. В некоторых спортивных секциях (лёгкая атлетика, футбол, гребля и др.) основной период работы приходится на время каникул студента. В целях продолжения общего процесса и сохранения плана тренировки в течении круглого года студентам рекомендуется участвовать в занятиях и спортивных соревнованиях там, где они находятся во время каникул.

         Наряду с учебной работой в  спортивных секциях большое значение  имеет массовая физкультурная  и спортивная работа ВУЗа, осуществляемая  курсом физического воспитания  и спортклубом.

       Массовая  физкультурная работа ставит задачей  рационально использовать досуг  студентов для укрепления их здоровья и физической подготовки. Она проводится в виде физкультурных и агитационно-пропагандистских мероприятий.

Физкультурные мероприятия осуществляются в формах:

    -   Внутри - и вневузовские спортивные соревнования;

    - Экскурсии, пробеги, вылазки, прогулки, походы, физкультурные выступления, оздоровительные мероприятия,

Агитационно-пропагандистские мероприятия:

    -   Беседы, доклады, лекции, спортивные вечера, консультации;

    -   Организация фотовитрин, выставок, альбомов;

    -  Использование плакатов, таблиц, афиш, местных СМИ. 
 
 
 
 
 
 

Урочная форма проведения занятий

       Занятия не однородны по основным задачам, а, следовательно, и по проведению. Принято  выделять уроки ОФП и спортивно-тренировочные. В свою очередь они могут различаться  по видам применяемых средств  физического воспитания. Могут быть выделены уроки основной гимнастики, характеризующиеся комплексным  использованием средств.

       В пределах занятий по каждому виду целесообразно различать уроки, целью которых является:

     - Ознакомление с группой;

     -   Изучение нового материала программы;

     -  Повторение и закрепление учебного материала;

     -   Уроки смешанного характера;

     -   Зачетные занятия.

        От учебных задач, присущих различным типам занятий, зависят различный набор средств, методическое оформление упражнений, продолжительность занятия, иногда характер нарастания и общий объём  нагрузки.

        Занятия по ОФП направлены на улучшение деятельности всех систем организма и отдельных органов, повышение здоровья студентов, воспитание важнейших двигательных, моральных  и волевых качеств, совершенствование  отдельных прикладных навыков. На этом типе занятий осуществляется разнообразное  влияние на организм, проявляющееся  в общем, укреплении мускулатуры, улучшении  гибкости и крепости суставов, формировании или восстановлении правильной осанки, воспитании навыков коллективизма  и т.д. Уроки имеют целью повышение  достигнутого уровня общей работоспособности  или сохранение уже имеющейся.

  Содержанием  урочного занятия являются:

       - гимнастические упражнения (обще развивающие, на быстроту и точность реакции, упражнения с мелкими предметами) игры, упражнения в беге, метаниях, прыжках, равновесии, сопротивлении, лазание, ходьба на лыжах.

       - Спортивно-тренировочные занятия имеют под собой цель спортивного совершенствования в одном из видов спорта, гимнастики, игр. В связи с этим на занятии особое внимание уделяется повышению уровня физической, морально-волевой, технической и тактической подготовке студентов. В зависимости от периода обучения и подготовленности занимающихся изменяются и задачи занятий. На одних – больше внимания уделяется изучению техники (метании копья, попеременного хода на лыжах), в других - внимание преподавателя направляется преимущественно на усвоение основ тактики применительно к спортивным играм.

Информация о работе Типы организации физического воспитания