Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 08:01, автореферат
Цель работы – определить закономерности реакции организма женщин разного уровня подготовленности на изменения параметров физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике с помощью комплексного педагого-физиологического исследования; разработать технологию регулирования физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике на основе анализа полученных результатов.
Задачи исследования:
Разработать экспериментальные тест-комплексы по оздоровительной степ-аэробике на основе анализа литературы, видеоматериалов, мастер-классов и уроков по степ-аэробике.
Определить эффективность нагрузки в степ-аэробике и провести сравнение с классической базовой аэробикой по характеру и уровню ударной нагрузки.
Определить степень воздействия нагрузки в зависимости от трех факторов: изменения высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения, включения движений рук. И разработать практические рекомендации по технологии регулирования нагрузки.
На правах
рукописи
Жерносек
Анна Михайловна
Технологии
применения занятий степ-аэробикой
в оздоровительной тренировке
13.00.04 –Теория
и методика физического
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
педагогических наук
Москва
– 2007
Работа
выполнена на кафедре теории и
методики гимнастики Российского государственного
университета физической культуры, спорта
и туризма
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
кандидат педагогических наук
Никитушкина Наталья
Николаевна
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт
Защита
состоится «20» марта 2007 года в 14 часов
30 минут на заседании диссертационного
совета К. 311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта
и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый
бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Автореферат
разослан «____»_______________ 2007 года
Ученый секретарь
диссертационного
совета
Общая характеристика работы
Актуальность
исследования. В настоящее время оздоровительная
аэробика (ОА) является одной из самых
популярных форм занятий физической культурой,
в особенности среди женщин. ОА – комплексы
упражнений спортивно-гимнастического
стиля, выполняемые поточным способом
под музыкальную фонограмму, где основная
часть занятия представлена серией упражнений
аэробного характера, имеющие специфическую
технику выполнения (базовые шаги, бег,
прыжки и их комбинации). Как известно,
имеются различные виды аэробики: степ-аэробика,
танцевальная аэробика, слайд-аэробика
и др. С каждым годом возрастает популярность
степ-аэробики, пополняется арсенал используемых
средств, возникают всё новые и новые виды
степ-аэробики (степ-латина, степ-хип-хоп,
степ-фанк). Появился новый вид спорта
– фитнес-аэробика, где фитнес-степ-аэробика
– одна из соревновательных номинаций.
Анализ научно-методической литературы
по данному вопросу (J. Fonda, 1983; L. Francis, 1992;
М.П. Ивлев, Т.С. Лисицкая, В.В. Матов, 1985;
М.Ю. Ростовцева, Е.А. Ширковец, 1987; Л.М. Дикаревич,
1996; Е.С. Крючек, 2001; Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева,
2002 и др.) позволяет предположить, что,
несмотря на развитие научно-методической
базы оздоровительной аэробики, ощущается
недостаток глубоких, фундаментальных,
научных исследований вновь предлагаемых
фитнес-программ. Исследования в области
степ-аэробики на сегодняшний день особо
необходимы. Среди имеющейся научной литературы,
посвященной аэробным упражнениям и оздоровительной
степ-аэробике, нет достаточного количества
исследований программ по степ-аэробике,
включая широкий ряд медико-биологических
измерений. То есть инструктор по степ-аэробике
должен знать: на какие методические подходы,
разработанные на основе данных педагогического
и физиологического исследований, он может
опираться при грамотном управлении нагрузкой
занимающихся. Это обуславливает актуальность
данного исследования.
Объектом исследования является педагогический процесс проведения занятий степ-аэробикой с женщинами (21-35 лет).
Предметом исследования является содержание и методика основных компонентов занятий по оздоровительной степ-аэробике.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что в результате комплексного исследования, будут получены данные, позволяющие разработать методику управления и индивидуализации физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике.
Цель работы – определить закономерности реакции организма женщин разного уровня подготовленности на изменения параметров физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике с помощью комплексного педагого-физиологического исследования; разработать технологию регулирования физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике на основе анализа полученных результатов.
Задачи исследования:
Методологической основой диссертационного исследования являются теоретические и методические аспекты оздоровительной физической культуры, основу которым создали отечественные и зарубежные исследователи, а также инновационные тенденции в оздоровительных системах тренировки.
Методы исследования
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
Организация исследования
Эксперимент проходил на базе кафедры теории и методики гимнастики, совместно с кафедрой физиологии в период с 2001 по 2005 год. Исследование проходило в два этапа:
На каждом этапе в исследовании принимали участие по 15 человек – студентки и сотрудницы РГУФКа возрасте от 21 до 35 лет. Общее количество испытуемых – около 30 человек.
Для проведения первого этапа эксперимента по гемодинамике была разработана программа по степ-аэробике длительностью 10 мин, состоящая из базовых шагов, которую испытуемые воспроизвели под музыку в темпе 118-122 акц/мин на степ-платформе. При этом высота платформы была 15, 20 и 25 см. Испытуемые выполняли комбинацию на каждой высоте ступеньки по 10 минут. В течение работы у них измерялась ЧСС. По окончании 10 мин регистрировался кровоток в голени. Затем испытуемым предоставлялся отдых до полного восстановления ЧСС, после чего работа на платформе возобновлялась с высотой платформы в 20 см, а затем в 25 см, также с измерением кровотока и ЧСС, и отдыхом между нагрузками.
При
проведении исследования по тензодинамографии
нами был проведен сравнительный
анализ ударных нагрузок основных базовых
шагов оздоровительной
Для проведения второго этапа исследования по технологии изменения физической нагрузки в степ-аэробике с помощью трех факторов: изменения высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения, а также включения и невключения движений рук, испытуемые были разделены на две группы. В эксперименте использовался тест-комплекс, который выполнялся 45 мин. Показатели ЧСС регистрировал монитор сердечного ритма «Полар» на протяжении всего комплекса.
Новизна:
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании новых данных, полученных рядом медико-биологических методов:
Практическая значимость. Внедрение результатов данного исследования в практическую деятельность инструкторов и преподавателей по оздоровительной аэробике позволит сделать ряд практических рекомендаций и педагогических выводов при регулировании физической нагрузки в занятиях степ-аэробикой, точнее определять дозировку упражнений, их чередование, а также выявить перечень упражнений, выполнение которых следует индивидуализировать (ограничить, исключить, изменить темп и амплитуду) в зависимости от характеристик контингента занимающихся.
Личный вклад автора в проблему исследования:
Информация о работе Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке