Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 08:01, автореферат

Описание работы

Цель работы – определить закономерности реакции организма женщин разного уровня подготовленности на изменения параметров физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике с помощью комплексного педагого-физиологического исследования; разработать технологию регулирования физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике на основе анализа полученных результатов.
Задачи исследования:
Разработать экспериментальные тест-комплексы по оздоровительной степ-аэробике на основе анализа литературы, видеоматериалов, мастер-классов и уроков по степ-аэробике.
Определить эффективность нагрузки в степ-аэробике и провести сравнение с классической базовой аэробикой по характеру и уровню ударной нагрузки.
Определить степень воздействия нагрузки в зависимости от трех факторов: изменения высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения, включения движений рук. И разработать практические рекомендации по технологии регулирования нагрузки.

Работа содержит 1 файл

Жерносек. Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке.doc

— 622.50 Кб (Скачать)
 

На правах рукописи 
 
 

Жерносек  Анна Михайловна 
 
 
 
 

Технологии  применения занятий степ-аэробикой  в оздоровительной тренировке 
 
 
 

13.00.04 –Теория  и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной  и адаптивной физической культуры 
 
 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук 
 

Москва  – 2007 

Работа  выполнена на кафедре теории и  методики гимнастики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма 

Научный руководитель:    кандидат педагогических наук, доцент

                                Ростовцева Марина Юрьевна 

Официальные оппоненты:  доктор педагогических  наук, профессор

                                                  Цыганков Эрнест Сергеевич 

                                                  кандидат педагогических наук

                   Никитушкина Наталья Николаевна 
           
           
           

Ведущая организация:  Всероссийский научно-исследовательский институт

                                           физической культуры и спорта 

     Защита  состоится «20» марта 2007 года в 14 часов 30 минут на заседании диссертационного совета К. 311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. 

     С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

     Российского государственного университета

       физической культуры, спорта и  туризма

     Автореферат разослан «____»_______________ 2007 года 

Ученый секретарь

диссертационного  совета                                                    Чеботарева И.В.

Общая характеристика работы

    Актуальность  исследования. В настоящее время оздоровительная аэробика (ОА) является одной из самых популярных форм занятий физической культурой, в особенности среди женщин. ОА – комплексы упражнений спортивно-гимнастического стиля, выполняемые поточным способом под музыкальную фонограмму, где основная часть занятия представлена серией упражнений аэробного характера, имеющие специфическую технику выполнения (базовые шаги, бег, прыжки и их комбинации). Как известно, имеются различные виды аэробики: степ-аэробика, танцевальная аэробика, слайд-аэробика и др. С каждым годом возрастает популярность степ-аэробики, пополняется арсенал используемых средств, возникают всё новые и новые виды степ-аэробики (степ-латина, степ-хип-хоп, степ-фанк). Появился новый вид спорта – фитнес-аэробика, где фитнес-степ-аэробика – одна из соревновательных номинаций. Анализ научно-методической литературы по данному вопросу (J. Fonda, 1983; L. Francis, 1992; М.П. Ивлев, Т.С. Лисицкая, В.В. Матов, 1985; М.Ю. Ростовцева, Е.А. Ширковец, 1987; Л.М. Дикаревич, 1996; Е.С. Крючек, 2001; Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2002 и др.) позволяет предположить, что, несмотря на развитие научно-методической базы оздоровительной аэробики, ощущается недостаток глубоких, фундаментальных, научных исследований вновь предлагаемых фитнес-программ. Исследования в области степ-аэробики на сегодняшний день особо необходимы. Среди имеющейся научной литературы, посвященной аэробным упражнениям и оздоровительной степ-аэробике, нет достаточного количества исследований программ по степ-аэробике, включая широкий ряд медико-биологических измерений. То есть инструктор по степ-аэробике должен знать: на какие методические подходы, разработанные на основе данных педагогического и физиологического исследований, он может опираться при грамотном управлении нагрузкой занимающихся. Это обуславливает актуальность данного исследования. 

    Объектом  исследования является педагогический процесс проведения занятий степ-аэробикой с женщинами (21-35 лет).

    Предметом исследования является содержание и методика основных компонентов занятий по оздоровительной степ-аэробике.

    Гипотеза исследования. Предполагалось, что в результате комплексного исследования, будут получены данные, позволяющие разработать методику управления и индивидуализации физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике.

    Цель  работы – определить закономерности реакции организма женщин разного уровня подготовленности на изменения параметров физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике с помощью комплексного педагого-физиологического исследования; разработать технологию регулирования физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике на основе анализа полученных результатов.

    Задачи  исследования:

  1. Разработать экспериментальные тест-комплексы по оздоровительной степ-аэробике на основе анализа литературы, видеоматериалов, мастер-классов и уроков по степ-аэробике.
  2. Определить эффективность нагрузки в степ-аэробике и провести сравнение с классической базовой аэробикой по характеру и уровню ударной нагрузки.
  3. Определить степень воздействия нагрузки в зависимости от трех факторов: изменения высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения, включения движений рук. И разработать практические рекомендации по технологии регулирования нагрузки.
 
 
 
 

    Методологической  основой диссертационного исследования  являются теоретические и методические аспекты оздоровительной физической культуры, основу которым создали отечественные и зарубежные исследователи, а также инновационные тенденции в оздоровительных системах тренировки.

    Методы  исследования

    Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:

  1. Исследование литературных источников.
  2. Анализ материалов по практическому проведению занятий степ-аэробикой: видеоматериалов, уроков, мастер-классов, материалов конвенций по степ-аэробике.
  3. Комплекс медико-биологических методов исследования:
    • Метод объемной плетизмографии;
    • Измерение ЧСС при помощи монитора сердечного ритма «Полар»;
    • Тензодинамография.
  4. Методы математической статистики.

    Организация исследования

    Эксперимент проходил на базе кафедры теории и  методики гимнастики, совместно с  кафедрой физиологии в период с 2001 по 2005 год. Исследование проходило в  два этапа:

    • первый этап – проведение исследований по гемодинамике и тензодинамографии;
    • второй этап – технология изменения физической нагрузки в степ-аэробике с помощью трех факторов: изменение высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения и включения движений рук и верхнего плечевого пояса.

    На  каждом этапе в исследовании принимали  участие по 15 человек – студентки и сотрудницы РГУФКа возрасте от 21 до 35 лет. Общее количество испытуемых – около 30 человек.

    Для проведения первого этапа эксперимента по гемодинамике была разработана программа  по степ-аэробике длительностью 10 мин, состоящая из базовых шагов, которую испытуемые воспроизвели под музыку в темпе 118-122 акц/мин на степ-платформе. При этом высота платформы была 15, 20 и 25 см.  Испытуемые выполняли комбинацию на каждой высоте ступеньки по 10 минут. В течение работы у них измерялась ЧСС. По окончании 10 мин регистрировался кровоток в голени. Затем испытуемым предоставлялся отдых до полного восстановления ЧСС, после чего работа на платформе возобновлялась с высотой платформы в 20 см, а затем в 25 см, также с измерением кровотока и ЧСС, и отдыхом между нагрузками.

    При проведении исследования по тензодинамографии  нами был проведен сравнительный  анализ ударных нагрузок основных базовых  шагов оздоровительной классической аэробики и степ-аэробики. Все базовые  шаги в обоих видах занятий  исполнялись при так называемой «низкоударной» нагрузке (Low impact), когда движения выполняются при постоянном использовании амортизационных функций стопы без отрыва носка опорной ноги и «высокоударной» нагрузке (High impact), когда в движении наблюдается небольшой подскок и наличие короткой безопорной фазы. По окончанию выполнения каждого упражнения у испытуемого регистрировалось плантарное давление, т.е. давление под стопами. При этом высота степ платформы была 25 см во всех упражнениях. Шаги в классической аэробике «низкоударного» характера выполнялись под музыку в темпе 130 акц/мин, «высокоударнного» – 150 акц/мин, а в степ-аэробике «низкоударного» характера в темпе 110 акц/мин, «высокоударного» – 130 акц/мин. 

    Для проведения второго этапа исследования по технологии изменения физической нагрузки в степ-аэробике с помощью трех факторов: изменения высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения, а также включения и невключения движений рук, испытуемые были разделены на две группы. В эксперименте использовался тест-комплекс, который выполнялся 45 мин. Показатели ЧСС регистрировал монитор сердечного ритма «Полар» на протяжении всего комплекса.

    Новизна:

  1. Впервые была проведена комплексная оценка по данным исследований ЧСС, реакции локальной гемодинамики и тензодинамографии при выполнении упражнений степ-аэробики с женщинами (21-35 лет).
  2. Проанализирована степень воздействия на состояние занимающихся разного уровня подготовленности таких факторов, как: изменение высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения, а также использование движений рук.

     Теоретическая значимость работы заключается в обосновании новых данных, полученных рядом медико-биологических методов:

    • метод объемной плетизмографии впервые получены данные изменения локального кровотока в мышцах голени при занятиях оздоровительной степ-аэробикой при изменении высоты степ-платформы (15, 20, 25 см); показатели локального кровотока  в мышцах голени с учётом специфики скоростно-силовой работы при выполнении подъёма и спуска со степ-платформы разной высоты могут быть использованы специалистами в дальнейших научных исследованиях как показатель оздоровительной и спортивной тренировки;
    • метод тензодинамографии получен цифровой материал реакции опоры при выполнении специфических шагов классической и степ-аэробики, на который смогут в дальнейшем опираться научные разработки в этой области;
    • метод регистрации ЧСС при помощи монитора сердечного ритма «Полар»: данные, полученные с помощью этого метода, могут послужить основой разработки теоретических и практических исследований, посвящённых технологии варьирования уровнем физической нагрузки в групповых занятиях фитнес-программ.

    Практическая  значимость. Внедрение результатов данного исследования в практическую деятельность инструкторов и преподавателей по оздоровительной аэробике позволит сделать ряд практических рекомендаций и педагогических выводов при регулировании физической нагрузки в занятиях степ-аэробикой,  точнее определять дозировку упражнений, их чередование, а также выявить перечень упражнений, выполнение которых следует индивидуализировать (ограничить, исключить, изменить темп и амплитуду) в зависимости от характеристик контингента занимающихся.

    Личный  вклад автора в  проблему исследования:

    • технология применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке;
    • программы занятий по оздоровительной степ-аэробике, как результат анализа уроков, мастер-классов, видео-материалов, а также систематизации и обобщения наблюдений, хронометража и стенографирования на конвенциях и обучающих семинарах;
    • комплексная оценка эффективности занятий по данным исследований ЧСС, реакции локальной гемодинамики и тензодинамографии при выполнении упражнений оздоровительной степ-аэробики с женщинами (21-35 лет);

Информация о работе Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке