Тактическая подготовка спортивного резерва в футболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 06:26, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы явилось повышение уровня тактической подготовленности юных футболистов.

Задачи дипломного исследования:

1. Выявить степень разработанности теоретико-методических основ тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров тактики игры.

2. Установить возрастные особенности показателей соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики юных футболистов.

3. Разработать методику тактической подготовки юных футболистов на основе учета граничных значений тренировочного и соревновательного объемов тактических действий и экспериментально обосновать ее эффективность.

Содержание

Введение

I. Теоретическая часть

1. Теоретические основы многолетней технико-тактической подготовки спортивного резерва в футболе

2. Особенности подготовки и соревновательной деятельности юных футболистов. Количественные и качественные параметры

3. Структура основных компонентов тактической подготовки юных футболистов

4. Возрастные особенности юных футболистов 14-15 лет

II. Практическая часть

1. Методы исследования тактической подготовки футболистов 14-15 лет

2. Организация исследования

3. Анализ результатов педагогических наблюдений над тренировками тактического мастерства юных футболистов 14-15 лет

4. Методологические аспекты тактической подготовки юных футболистов

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

тактическая подготовка футболиста.doc

— 1.26 Мб (Скачать)
 

     Существует  мнение что, содержание тактической  подготовки юных футболистов 14-15 лет  должно отличаться от других возрастных групп. Ввиду того, что темпы прироста уровня специфических координационных  способностей в этот период значительно  замедляются и даже возможно снижение показателей относительно предыдущей возрастной группы, данный этап тренировки целесообразно посвятить в большей степени собственно тактической подготовке, не ставя целью существенное повышение уровня техники владения мячом. Однако преобладание тактического компонента в тактической подготовке будет здесь вполне оправданным, поскольку на этом возрастном отрезке объем знаний и умений в тактике значительно возрастает. Ведь согласно программным требованиям в этом возрасте интенсифицируется спортивная специализация по игровому амплуа, что наряду с индивидуальной тактикой требует большого объема работы над групповыми тактическими взаимодействиями.

     Основу  содержания подготовки должны составлять «связки» ТТД. Для этого учебные  игры проводятся не только на площадках уменьшенных размеров, но и на стандартных полях. Можно рекомендовать следующие типовые «связки», использованные тренерами детских школ в качестве специализированных средств тренировки в педагогическом эксперименте:

     1) для нападающих - ведение мяча, индивидуальный обыгрыш соперника, удар в ворота; обработка мяча с уходом, поворот на 180°, ведение, финт, игра «в стенку», удар в ворота; единоборство вверху, игра головой или удар в ворота головой; выход на передачу с фланга, удар по катящемуся или летящему мячу.

     2) для игроков средней линии  - преследование соперника, отбор  мяча, ведение с обводкой. Игра  «в стенку», передача или удар  в ворота; обработка мяча в  движении с уходом, ведение. Финт, длинная передача мяча; «забегание»  по флангу, обработка мяча после передачи партнера «на ход», ведение, прострельная передача с фланга;

     3) для защитников - обычный бег с  ускорением, бег спиной вперед, отбор  мяча, перехват или единоборство  за мяч, ведение, передача; бег  спиной вперед, игра головой в  прыжке; после срыва атаки соперника выбор позиции (открывание), получение мяча от вратаря, ведение, игра «в стенку», обводка, прострельная передача или удар в ворота;

     При выполнении «связок» ТТД сопротивление  соперника должно быть, в основном, пассивным, за исключением заданий  с целенаправленным оборонительными  действиями.

     В тактической подготовке юных футболистов 14-15 лет особое внимание следует  уделять чередованию фаз игры при переходе от атаки к обороне и наоборот. После срыва собственных атакующих действий необходимо добиваться от игроков быстрого возвращения на свою исходную по амплуа позицию, «закрывания» зоны поля или конкретного соперника. После срыва атаки соперника - быстро оценить ситуацию и выбрать позицию, удобную для получения мяча и начала организации атакующих действий своей команды.

     Тактическая подготовка футболистов 14-15 лет должна быть подчинена достижению максимально  возможного единства технико-тактической и физической подготовленности. В связи тем, что возраст 15 лет рекомендуется рассматривать как «критический» в плане становления тактического мастерства в многолетней подготовке юных футболистов, к этому возрасту спортсмен должен освоить весь арсенал ТТД и уметь выполнять их в достаточно сложных условиях. Наряду с совершенствованием атакующих действий особое внимание необходимо уделять игре в обороне. Наивысший в этом возрасте уровень специфических координационных способностей позволяет значительно усложнить содержание «связок» ТТД. Основное методическое требование - рациональное и эффективное выполнение действий с мячом в условиях активного сопротивления соперника. При этом все тактические задания должны быть максимально приближены к соревновательной деятельности. Возросшее значение приобретает специализация по игровым амплуа, типовыми «связками» для игроков которых могут быть следующие:

     1) для крайних защитников и крайних полузащитников - бег спиной вперед, отбор мяча, короткая передача, «открывание»; преследование соперника, владеющего мячом, отбор в подкате или перехват мяча в падении; обработка летящего мяча с уходом, ведение, финт, игра «в стенку», удар в ворота; вбрасывание мяча из-за боковой линии, обработка ответной передачи партнера, длинное скоростное ведение по флангу, прострельная передача, возвращение на исходную позицию;

     2) для центральных защитников - бег спиной вперед, единоборство за мяч внизу или вверху, игра головой; преследование соперника, отбор мяча в подкате или перехват в падении, длинная передача мяча; кувырок вперед или назад, ускорение, обработка летящего мяча с уходом, длинная передача;

     3) для центральных полузащитников - обычный бег и бег спиной вперед с изменением направления и скорости передвижения (типа «зигзаг»), обработка катящегося или летящего мяча с уходом, ведение, обводка, передача мяча; обработка, игра «в стенку», ведение, финт, удар в ворота; единоборство за мяч внизу, преследование соперника. Отбор мяча в подкате или перехват в падении; ускорение, удар по летящему или катящемуся мячу ногой или головой;

     4) для нападающих - рывок или ускорение в сторону, обработка летящего мяча с уходом, поворот на 180°, удар в ворота; обработка мяча, поворот. Ведение, финт, удар в ворота; рывок на фланговую передачу, удар по летящему или катящемуся мячу головой или ногой; то же, но с предварительной обработкой мяча после сильной передачи одним-двумя касаниями; единоборство вверху, стоя спиной к воротам соперника; преследование соперника, отбор мяча в подкате или перехват в падении.

     В тактической подготовке футболистов 14-15 лет важное значение приобретает  реализация так называемых стандартных  положений. Кроме этого, уровень  тактической подготовленности юных футболистов этого возраста должен предполагать как обязательное требование умение, независимо от игрового амплуа, индивидуально обыграть соперника посредством обманных движений или скоростной обводки.

     Существенное  место в тренировке на этом этапе  подготовки должны занимать упражнения, направленные на решение групповых  и командных тактических задач. В этой связи рекомендуется широко использовать такие традиционные средства, как атака с собственным численным превосходством игроков (2x1, 3x2, 4x2) и оборона в численном меньшинстве (1x2, 2x3, 2x4).

     С позиций показателей разносторонности ТТД в подготовке футболистов на данном этапе необходимо обязательно учитывать следующие особенности. Как говорилось выше, начиная с 14-15-летнего возраста, у юных футболистов отмечается возрастающая тенденция преобладания соревновательного объема разносторонности ТТД над тренировочным в пределах 20%. Такой «разрыв» в показателях свидетельствует об определенных резервах, кроющихся в традиционном построении учебно-тренировочного процесса, в плане повышения его эффективности. Об этом свидетельствует и разница в показателях разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий, составляющая около 11 %.

     Данное  положение еще раз подтверждает необходимость использования в  тактической подготовке спортсменов  данной возрастной группы значительного  объема специализированных средств тренировки в условиях, максимально приближенных к соревновательным. При этом очень важным моментом должно стать обязательное соблюдение баланса атакующих и оборонительных действий.

     Как отмечалось выше, к 15-летнему возрасту футболист должен в полном объеме овладеть рациональной техникой игры. В противном случае возможности эффективного роста тактического мастерства в дальнейшем могут быть в этом плане значительно ограниченными.

     В этой связи тактическая подготовка юных футболистов 14-15 лет должна строиться с обязательным учетом принципа «единства техники и тактики». На данном этапе многолетней подготовки на основе эффективной индивидуальной тактики должны быть созданы предпосылки для успешности групповых и командных взаимодействий на достаточно высоком уровне.

     С учетом существенно возрастающего  в этот период влияния на эффективность  соревновательной деятельности показателей  всех видов разносторонности тактики, в подготовке футболистов 14-15 лет  необходимо широко использовать игровые  упражнения, требующие комплексного проявления специфических координационных способностей в действиях с мячом. При этом специализированные задания должны выполняться в условиях обязательного принятия решения в быстро изменяющихся ситуациях. Основным критерием оценки адекватности технико-тактического действия должна быть его целесообразность.

 

      Заключение

 

     Технология построения тактической подготовки в детско-юношеском футболе должна базироваться на основе соблюдения принципа детерминированности содержания учебно-тренировочного процесса возрастными закономерностями соревновательной деятельности. При этом необходимо учитывать:

     - структуру основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов;

     - соотношение соревновательного и тренировочного объемов разносторонности тактики игры;

     - возрастную динамику доминантных  факторов подготовленности;

      - параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок на этапах многолетней подготовки.

     Граничные значения соотношений соревновательного  и тренировочного объемов разносторонности тактики игры юных футболистов следует рассматривать как возрастную закономерность. Так, если у начинающих спортсменов в плане совершенствования тактики группового владения мячом наибольшее воздействие оказывает сама игра, то с возрастом, начиная с 14-15 лет, объем соревновательной разносторонности тактики уступает тренировочному, что соответствует закономерностям профессионального футбола.

     При средних значениях объема и эффективности  ТТД юных футболистов в условиях соревнований, соответствующих данным специальной литературы, на этапах углубленной тренировки и предпрофессиональной подготовки общая разносторонность тактики игры должна находиться в следующих диапазонах, указанных в таблице. При этом разница показателей разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий, независимо от возраста юных спортсменов, не должна превышать 5-7 %.

возраст (лет) количество  ТТД эффективность (% брака) разносторонность  тактики (%)
12-13 500 38 65
14-15 600 30 80
 

     Планирование средств тактической подготовки юных футболистов должно предусматривать возрастные параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок.

     Согласно  данным А.П. Золотарева, дополняемым результатами настоящего дипломного исследования, в многолетней подготовке юных футболистов возраст 14-15 лет следует рассматривать как «критический» в плане становления тактического мастерства. К 15 годам футболист обязан в полном объеме овладеть всем арсеналом основных ТТД. В противном случае дальнейший эффективный рост его спортивного мастерства в аспекте должной подготовки к профессиональной спортивной деятельности представляется проблематичным.

     Независимо  от возраста юных футболистов в педагогическом контроле за уровнем тактической  подготовленности должны использоваться показатели разносторонности техники и тактики игры.

 

      Список литературы

 
  1. Абдулкадыров  А.А. Соотношение физической и технической  подготовки юных футболистов 11-14 лет  на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис.канд.пед.наук. -СПб., 2004.
  2. Адамбеков К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М., 2007. -
  3. Адель Масуд Омар Сайд. Контроль и оценка быстроты и точности решения тактических задач футболистами разного возраста и квалификации: Автореф.дис. ...канд.пед.наук. -М., 2004.
  4. Айрапетянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореф.дис. ...докт.пед.наук. -М., 2005..
  5. Айрапетянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Т.: Изд-во им.Ибн-Сины, 1991.
  6. Акрамов Р.А. Исследование методов отбора перспективных юных футболистов: Автореф.дис. .. .канд.пед.наук. - М., 2006. .
  7. Алабин В.Г. Комплексный контроль в спорте //Теория и практика физической культуры. - 2005. - №3. - С.43-46.
  8. Аль Овайдат Раид. Комплектование игровых линий в детско-юношеских футбольных командах на основе комплексной оценки подготовленности спортсменов: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -Волгоград, 2006.
  9. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра. - М: Просвещение, 2008. .
  10. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учебное пособие для слушателей ВШТ. - М, 2006.
  11. Бакшин С.Г. Оценка пространственно-временных характеристик двигательной деятельности футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. .. .канд.пед.наук. - Малаховка, 2006.
  12. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
  13. Бен Лакреш Жамиль Эддин. Техника ведения мяча футболистами разного возраста и методические приемы ее совершенствования: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М., 2004.
  14. Блащак И.М. Точность ударов по воротам в соревнованиях и тренировках футболистов и факторы, ее определяющие: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М., 2001.
  15. Блюдик B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2005. - №8. - С.40-41.
  16. Бойченко Б.Ф., Скоморохов Е.В. Возрастная динамика факторных структур на этапах отбора юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 1999. - №4. - С.28-29.
  17. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. -М.: Физкультура и спорт, 2006.
  18. Вотик Яромир. Зависимость эффективности игровой деятельности от уровня развития быстроты у юных футболистов различных возрастных групп: Автореф. дис. .. .канд.пед.наук. - СПб., 2005.
  19. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Краснодар, 2007.
  20. Герасименко А.П., Рогачев А.Ф., Князев В.Д. Совершенствование методов контроля технического мастерства юных футболистов //Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов. - Волгоград, 2007. - С.24-32.
  21. Годик М.А. Методологические основы контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов //Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В.М.Зациорского. — М.: Физкультура и спорт, 2005.
  22. Годик М.А., Скоморохов Е.В. Факторная структура специальной подготовленности футболистов //Теория и практика физической культуры. -2007.-№7.-С.14-16.
  23. Годик М.А., Черепанов П.П., Галеев Р.З. Интегральная оценка атакующих действий //Футбол: Ежегодник /Сост. С.А.Савин, А.С.Соловьев. Редкол.: К.И.Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - С.7-11.
  24. Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль И. Командные, групповые и индивидуальные упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С.49-51.
  25. Даум К. Марафон в центре поля //Футбол: Еженедельник. -2006.-№35.-С.20-21.
  26. Джармен Д. Футбол для юных. - М.: Физкультура и спорт, 2002. -61 с.
  27. Золотарев А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе. -Краснодар, 2007.
  28. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №3.
  29. Золотарев А.П., Подготовка юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий// Физическая культура и спорт в жизни общества: Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 30-летию УралГАФК. - Часть II. - Челябинск, 2006.
  30. Карапетян Г.Р. Как маленькие бразильцы: Обучение младших школьников элементам техники футбола// Физическая культура в школе. -2000. -№6.-С.60-61.
  31. Лобановский В.В., Разумовский Е.А. Технико-тактические действия футболистов //Футбол: Ежегодник /Сост. В.П.Климин, С.А.Савин. Редкол.: К.И.Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 2007.
  32. Пальке X., Хеммо X. Техническая и тактическая подготовка футболистов / Пер. с нем. В.П.Котелкина. - М: Физкультура и спорт, 2007.
  33. Чирва Б. Футбол: Тренировка точности юных спортсменов. - М., 2004.
  34. Шамардин А.И. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: Методическое пособие. - Волгоград: ВГИФК, 2006.
  35. Яровой С.М. Возможности подготовки юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий// Харьков, 2008. - №29.

Информация о работе Тактическая подготовка спортивного резерва в футболе