Стресс-факторы в процесс учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 12:28, реферат

Описание работы

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента
1.Сущность понятия "стресс"
2 Стресс в жизни студента
Глава I I.Методы борьбы со стрессом
Заключение

Работа содержит 1 файл

стресс.docx

— 31.25 Кб (Скачать)

плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).

Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно  отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты  с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового  положения и другие факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I I.

1. Методы борьбы  со стрессом

Под влиянием сильных эмоциональных  воздействий возникает состояние  стресса (напряжения). К числу отрицательных  факторов, вызывающих его у студентов, можно отнести проблемы в семье, общежитии, обиду, тоску, неустроенность в жизни, подавленный гнев, незаслуженное  оскорбление, сильный страх, дефицит  времени, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя быстро приспособиться. Но не всякий стресс вреден. Существует эустресс - положительный стресс, мобилизующий организм для приспособления к новым  условиям. "Плохой" стресс - дистресс является главной причиной возникновения  неврозов. Возникновение неврозов зависит  и от того, как стресс-факторы  воспринимаются личностью.

Анализ данных о возникновении  и течении заболеваний, связанных  со стрессами, показал, что основную роль играет не сам стресс, а отсутствие активности, направленной на изменение  возникшей ситуации. Отрицательное  воздействие стресса усиливается, если человек больше сосредоточен на оценке того, "Что случилось?" и "Чем это грозит?", чем на вопросе: "Что можно сделать?".

Предотвращение срывов при  стрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая  тревогу и подавленность. Важно  только, чтобы физические упражнения доставляли наслаждение, а не были горьким  лекарством. Существуют и другие эффективные  методы борьбы со стрессом.

Один из доступных способов регулирования психического состояния - психическая саморегуляция посредством  аутогенной тренировки. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц; система образования и закрепления полезных условных рефлексов с коры головного мозга на внутренние органы; упражнения в целенаправленном воспроизведении следов эмоционально окрашенных ситуаций.

Мышечная деятельность связана  с эмоциональной сферой. Внутреннее состояние человека, который чем-то огорчен, расстроен, взволнован,

выражается в том, что  его мышцы напряжены. Расслабление мышц служит внешним показателем  положительных эмоций, состояния  общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности. Но существует и обратная связь: мышцы - нервная система. Всем известно тонизирующее действие утренней гимнастики; классические опыты И.М. Сеченова показывают, что  утомление быстрее проходит не во время пассивного отдыха, а под  влиянием физических упражнений.

Отсюда понятно, что в  аутогенной тренировке расслабление мышц (релаксация) имеет двойное физиологическое  значение: 1) как самостоятельный  фактор, уменьшающий эмоциональную  напряженность; 2) как вспомогательный  фактор, подготавливающий условия для  переходного состояния от бодрствования  ко сну. Существует еще одна сторона  тренировки саморасслабления. Произвольная релаксация мышц, удерживающаяся на протяжении некоторого отрезка времени, согласно методике занятий сменяется их волевым  напряжением. В утренние и дневные  часы сеанс аутотренинга заканчивается  энергичными движениями, чтобы почувствовать  себя бодрым. Систематическое чередование  сменяющих друг друга фаз "расслабления - напряжения" есть не что иное, как  использование физиологических  механизмов для тренировки подвижности  основных нервных процессов: торможения и возбуждения. Такая тренировка имеет самостоятельное лечебное, профилактическое и гигиеническое  значение, особенно для людей с инертностью (малоподвижностью) основных нервных процессов, т.е. для лиц с заторможенной инициативой, нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям.

Разновидностью аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых с психогигиеническими целями отличается меньшим объемом. И имеет следующие  особенности - применяется как утром  для создания психофизиологической настройки на предстоящий день, так  и вечером, перед сном.

Используется аутотренинг  и в целях профессионально-прикладной подготовки, особенно в тех видах  профессиональной деятельности, которая  осуществляется в особо сложных  и напряженных по нервно-психическим  усилиям процессах.

В системе аутогенной тренировки важную роль выполняет дыхательная  гимнастика. Правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в  дыхательный акт все части  легких, повышает насыщение крови  кислородом и увеличивает жизненную  емкость легких; за счет движений диафрагмы  массируются органы брюшной полости, в первую очередь печень, оживляется их кровоснабжение.

Фаза вдоха является мобилизующей. Поэтому если необходимо мобилизовать себя (например, ускорить пробуждение  после сна) вдох растягивается и  завершается энергичным коротким выдохом. Это "утренний" тип дыхания. Если же необходимо успокоить себя, снять  излишнее возбуждение, прибегают к "вечернему" типу дыхания: после  сравнительно короткого энергичного  вдоха следует несколько растянутый удлиненный выдох, а за ним короткая пауза - задержка дыхания.

Используются в системе  психотренинга и упражнения, тренирующие  внимание и развивающие самоконтроль, словесный самоприказ, аутогенное погружение и др. Необходимые методические сведения вы можете получить на практических занятиях и изучая специальную литературу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
 
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.  
Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой. 
В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей как это происходит сегодня.  
 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стресс-факторы в процесс учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физической культуры