Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 12:28, реферат
Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента
1.Сущность понятия "стресс"
2 Стресс в жизни студента
Глава I I.Методы борьбы со стрессом
Заключение
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента
1.Сущность понятия
"стресс"
2 Стресс в жизни
студента
Глава I I.
Заключение
Введение
Слишком часто студенческая
жизнь ассоциируется со студенческими
обществами, различными мероприятиями
и весельем. Она кажется беззаботной
и легкой для многих студентов. Для
других, однако, это всего лишь очередное
изменение в жизни, к которому
необходимо приспосабливаться. Студенты
молоды и потому могут переживать
множество проблем, свойственных молодым
людям; но они могут быть и уже
взрослыми, тогда на них и так
уже лежит слишком много
Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.
Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также могут испытывать стресс.
Данной проблемой занимались следующие психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид Александрович Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров и пр.
Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента
1.Сущность понятия "стресс"
В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения.
Стресс понимается как нажим, давление, напряжение (англ).
Стрессом называют неспецифическую
(общую) реакцию организма на воздействие
(физическое или психологическое), нарушающее
его гомеостаз, а также соответствующее
состояние нервной системы
Также стресс - это состояние
индивида в экстремальных условиях,
проявляющееся на физиологическом,
психологическом и
Встречается и такое определение стресса - ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.
Виды стресса можно классифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры - разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния - стресса.
а) стрессоры физиологические - чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т.д.
б) стрессоры психологические - факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.
У стресса можно выделить две формы:
а) стресс полезный - эутресс,
б) стресс вредоносный - дисстрес.
Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов.
Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:
Положительный эмоциональный фон;
Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:
Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;
Чрезмерная сила стресса,
превышающая адаптационные
Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.
Необходимо отметить, что
стресс - это сложное, неоднозначное
явление, проявляющееся на самых
различных уровнях
Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.
Однако это не значит,
что стресс является только злом, бедой,
он также является и важнейшим
инструментом тренировки и закаливания
человека, так как стресс помогает
повышению сопротивляемости психики
и организма в целом, тренируя
его приспособительные
Термин "стресс" часто
употребляют весьма вольно, появилось
множество путаных и
Стресс - это не просто нервное напряжение. Стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Стресс - не всегда результат повреждения: "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной". Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть.
2 Стресс в жизни студента
Студенческая жизнь полна
чрезвычайных и стрессогенных ситуаций,
поэтому студенты часто испытывают
стресс и нервно-психическое
Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность "нормальных" реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.
Можно выделить 3 группы студентов: 1-я группа - с невротическими расстройствами; 2-я группа - с риском их развития; 3-я группа - здоровые. Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.
Валеологический подход к стрессу предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовой ситуации. Т.е. напряженная работа у студентов во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этого правила.
Проблема стресса сложна
и многогранна. Стресс в учебном
процессе необходимо регулировать. Это
задача самих студентов и их педагогов,
социальных педагогов, психологов. Возможно
пути ее решения кроются в
Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.
Стресс - это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс - это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.
Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие:
недостаток сна;
несданные во время и незащищенные лабораторные работы;
не выполненные или
выполненные неправильно
большое количество пропусков по какому-либо предмету;
отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;
недостаточно полные знания по дисциплине;
плохая успеваемость по определенной дисциплине;
перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;
конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя - с другой;
отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;