Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:49, реферат
Занятия спортом и физической культурой являются важной частью жизни человека, его развития. Особенно это проявляется в детском спорте, ведь он впервые показывает такие важные ценности как стремление к победе, командность, возможность достичь успеха.
Введение 3
Глава I. 4
Социальные функции. 4
Культурные функции. 8
Культурные нормы. 9
Выводы 11
Список используемой литературы 12
СПбГУ
Реферат по теме «Спорт как социокультурный феномен»
Выполнила
студентка 1ого курса
философского ф-та
Бубнова Мария
Оглавление
Введение
Глава I.
Социальные функции.
Культурные функции.
Культурные нормы.
Выводы
Список используемой литературы
Занятия спортом и физической культурой являются важной частью жизни человека, его развития. Особенно это проявляется в детском спорте, ведь он впервые показывает такие важные ценности как стремление к победе, командность, возможность достичь успеха.
Спорт помогает веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт воспитывает в молодых людях мужество, характер, силу воли. Командный спорт развивает ответственность.
Известный спортсмен Александр Волков сказал «"...спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая "погремушка", которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный "клей", который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам. Когда играет "Динамо" (Киев), на стадионе и у телевизора в едином порыве объединяются все - и верующие, и неверующие, и центристы, и радикалы» ("Известия", 04.02.1993)
Его слова совершенно справедливы, так как спорт играет огромную роль в социализации человека.
Цели данной работы:
- проанализировать основные социальные и культурные функции спорта
- рассмотреть культурные нормы спорта
Социальные и культурные функции спорта исследовались многими социологами, философами и культурологами. В их работах доказано, что спортивные отношения так же, как и общественные, являются содержательным наполнением всех социальных институтов, тогда как культура является его оформлением в процессе деятельности людей.
Социолог рассматривает различные организации, как пример общественных отношений, а культуролог – как придаваемую этому культурную форму. Термин «социокультурный» обозначает взаимосвязь этих двух сторон жизни человека.
Социологические исследования показали, что спорт в большей мере, чем другие виды деятельности, является носителем специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия. Человек, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли.
Спорт – это явление человеческой жизни, поэтому ему присущи как социальные, так и культурные функции. Они тесно связаны между собой, а разделение их весьма условно.
Соревновательная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.
Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спортивный эталон» исторически не остается неизменным, а все время прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.
Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней подготовки, чтобы подниматься все время на новый уровень мастерства. Подобно гигантской творческой лаборатории спорт прокладывает таким образом пути к высотам человеческих достижений. Подтверждением этому могут служить слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.
К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт предоставляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил предоставляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.
Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.
Большая роль отводится спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.
Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.
Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.
Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности. Следует отметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.
Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества — это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.
Культурные функции спорта разделяют на общекультурные и специфические. Но их разделение весьма условно, так как они тесно связаны друг с другом.
К специфическим относят такие функции, как удовлетворение потребности в активности, улучшение физического состояния человека, развитие физический способностей организма. Особое внимание ученые уделяют состоянию здоровья, а спорт содействует профилактике многих заболеваний.
К общекультурным относят те функции спорта, которые возникают как следствие его связей с другими социальными явлениями.
Во-первых, в результате физического совершенствования человека , спорт оказывает положительное действие на его внутренний мир: эмоции, моральные принципы, видение мира. Таким образом спорт помогает человеку развиваться гармонично.
Во-вторых, спорт дает человеку возможность самовыражения и самоутверждения.
И в-третьих, международный спорт, международные соревнования способствует сближению стран.
1. Нормы спортивной конкуренции. Конкуренция - существенная черта многих видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, и другие), однако лишь спорт является той социальной сферой, где конкуренция существует не как следствие социальных отношений, а как их основная форма.
Человек, участвующий в спортивном состязании, неизбежно принимает нормы спортивной конкуренции, в соответствии с которыми даже лучший в повседневной жизни друг обретает статус противника, соперника, конкурента, и поведение в отношении него подчинено единой цели - одержать победу. Субъекты спорта в данном случае формируют статусную систему "соперник - оппонент", и именно данные статусы направляют взаимодействие индивидов на спортивной арене, придавая четкую и ясную форму социальным отношениям внутри игрового мирка.
В несоревновательном спорте (альпинизм, одиночное плавание, различные формы рекреации - например массовый туризм, оздоровительная гимнастика) нормы спортивной конкуренции уступают место иным нормами, суть которых связана с принципами укрепления здоровья, правилами техники безопасности (например, в альпинизме), нормам человеческого общения и взаимопомощи в экстремальных ситуациях.
2. Институциональные нормы спорта выражаются в обычаях и традициях, а также в разработанных уставах спортивных организаций, правилах и регламентах соревнований, дисциплинарных кодексах и т.д. Их сущность, как правило, сводится к статусным взаимодействиям "игрок-судья", что предполагает позицию подчинения или неподчинения, согласия или несогласия, но не является делом нравственного выбора участников спортивных состязаний. Даже следуя институциональным нормам, спортсмен часто не расстается с идеей уклониться от их выполнения в ситуации, когда внешний контроль над его поведением ослаблен.