Спорт как компонент физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой деятельности, удовлетворение духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.
По мере развития спорта, которое выразилась в его проникновении в различные сферы жизни общества, становилось очевидным, что его социальное значение весьма многогранно и что он может быть пригоден для удовлетворения разнообразных потребностей личности и общества.

Содержание

1. Введение.
2. Спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
2.1 Спорт как собственно- соревновательная деятельность.
2.2 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.
3. Заключение.

Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

физ-ра.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     В системе воспитания, в том числе  самовоспитания, спорт имеет немаловажное значение и в качестве одного из средств непосредственно прикладной подготовки к трудовой и боевой деятельности. Достигаемый в процессе и в результате занятий спортом повышенный уровень функциональных возможностей организма и создаваемый одновременно фонд полезных навыков и умений могут в значительной мере предопределять ускоренное освоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности, способствовать совершенствованию в ней. Особенно цены в этом отношении виды спорта, как бы моделирующие существенные черты избранной профессиональной деятельности,- так называемые профессионально-прикладные виды спорта.

     Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном  влияние спорта на состояние и  функциональных возможностей организма  человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

     Большая роль отводится спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставятся цели достижения высоких спортивных результатов.

     Для многих спорт интересен как волнующее зрелище. Эмоционально-зрелищная функция спорта связана с его основными специфическими свойствами как соревновательной деятельности, обусловлено его эстетической привлекательностью и усиливается по мере расширение аудитории его болельщиков. Без болельщиков спорт не стал бы общезначимым социальным явлением. Аудитория спортивных зрелищ в наше время необычно расширилась, чему способствовал прогресс технических средств массовой информации, особенно телевидения. Одновременно увеличилась влияние спорта на эмоциональный мир людей.

     В основе такого рода интереса к спорту лежит не только его внешняя привлекательность. Сопереживая тем, кто действует  на спортивной арене, болельщики как  бы отождествляют себя со спортсмена, будто бы сами участвуют в спортивных свершениях, борьбе характеров и разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне в атмосфере живого общения, как со своими сторонниками, так и с противоположно настроенными. При этом нередко находятся яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своих жизненных представлениях.

     В основе привлекательности и действенности спорта в этом отношение лежат объективно присущие ему эстетические свойства. Жизнеутверждающие начало спортивной деятельности, отраженные в ее основных чертах, демонстрация в состязаниях высших и гармоничных проявлений физических и духовных качеств человека, подлинная красота честной, мужественной и бескомпромиссной борьбы за победу, совершенство форм движений и многое другое в спорте отвечают в принципе самым строгим эстетическим критериям.

     Воздействие спортивных зрелищ на зрителей не однозначно, не всегда возвышающим образом. Характер такого воздействия зависит как от чистоты самого спортивного состязания, особенно от того, несколько твердо соблюдаются спортивноэтические нормы и правила, так и от культуры, воспитанности болельщиков. При определенных обстоятельствах возможны не только позитивные, но и негативные эффекты, которые могут выражаться в опасном развязывании примитивных эмоций. Таким образом, влияние спорта на сознание его любителей может быть противоречиво. Зрелищная заинтересованность спортом не должна быть единственной.

     В русле широкого спортивного движения возрастает ценность спорта как фактора  социализации личности, социальной интеграции и международных связей. В процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают и проявляются в действии разнообразные межчеловеческие отношения: межличностные, межгрупповые, межколлективные и более широкие которые могут иметь черты, как солидарности, содружества, так и соперничества, конкуренции. Специфически спортивные отношения (межличностные отношения соперничества и содружество отдельных спортсменов, между спортсменами и тренерами и т. д.) так или иначе, включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорт. Совокупность всех этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта, а через него и более общего социального опыта. Спорт поэтому считают одним из серьезных средств социализации личности.то есть освоение индивидом социального опыта- опыта межчеловеческого общения и социально оправданного поведения.

     По  мере развертывания спортивного  движения как массового общественного  течения возрастает и его роль в социальной интеграции- объединение людей в сплоченные организации неформального и официального характера на основе общности интересов и совместной деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, его эмоциональная доходчивость и подразумевающиеся связь спортивных успехов с престижными интересами масс, наций, государств делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание, который нередко активно используется политическими силами различного рода в своих целях. Политическое манипулирование спортом в корне противоречит общечеловеческой сущности спорта и его общепризнанной роли в становлении и развитии межнациональных и международных связей, взаимопонимании и культурном сотрудничестве субъектов человеческого сообщества, упрочение мира на земле. Спорт давно уже, занял одно из самых видных мест в международном общении, обусловлен особыми коммуникативными свойствами, выражающимися в интернациональном характере «спортивного языка». «Язык» этот - общечеловеческая логика честного, объективизированного состязания во имя гуманистических ценностей, которое в принципе не умаляет достоинств условных соперников и не разъединяет их, а способствует выявлению лучших качеств каждого, взаимопознанию и взаимопониманию, совместному движению к высотам человеческих свершений. Без этого международные спортивные связи не выросли бы в нашу эпоху до глобальных масштабов, а спортивное движение не стало бы широчайшим интернациональным течением современности.

     При характеристики социальной роли спорта важно иметь в виду его немалое  экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, прежде всего, повышением общего уровня работоспособности, упрочением здоровья, увеличением продолжительности высокоактивной жизни трудящегося человека – самого ценного «капитала» общества. Экономические отношения могут становиться доминирующими в некоторой части спорта, когда он профессионализируется и становится, по сути, отраслью бизнеса, подчиненный коммерческим интересам. Это профессионально-коммерческий спорт, давно культивируемый в западных странах. Развиваясь по законом бизнеса, он приобрел черты, не вытекающие из сути чисто спортивных отношений, в том числе и такие, которые справедливо вызывают негативные оценки (когда спортивно-соревновательные начала и нормы спортивной этики приносятся в жертву меркантильным интересам или, тем более, когда последние приводят к финансовым и прочим махинациям и т. п.). Однако коммерциализация не является неизбежным свойством профессионального спорта в целом.

     Экономические значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая доля того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима. Классовая ограниченность функционирование и развитие физической культуры в любом эксплуататором обществе обусловлено не просто субъективными интересами господствующих классов, но и объективные экономические отношения .

     Рассмотренные возможности использовать спорт в различных целях явились предпосылкой дифференциации спортивного движения по неоднотипным направлениям. В свою очередь, это способствовало более полному функционированию спорта в обществе, увеличилось его значение в целом как средства удовлетворения различных социальных потребностей.

     В современном мировом спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления и  соответствующие им разделы спортивной практики, которые часто условно  называют «массовый спорт» и «большой спорт», точнее их можно назвать общедоступным спортом и спортом высших достижений.

     Общедоступный, ординарный спорт (массовый)- называется массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и

     менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений.Соответствующий раздел спортивного движения является базовым по отношению к спорту высших достижений, так как последний развивается на основе развития первого, хотя зависимость между ними не прямая, а опосредствованная рядом условий и потому проявляется главным образом в общей тенденции.

     Основные  отличия массового, или ординарного, спорта определяется тем, что обычная  спортивная деятельность строится в  зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и поэтому занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия здесь довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений. Это не значит, что в личностные установки спортсмена в такой ситуации не входят стремление достичь высоких результатов. Такое стремление, стимулируется самой суть и внутренней организацией спорта в целом, но объективные условия реализации спортивных притязаний в рамках ординарного спорта вносят свои ограничения.Выдающиеся достижения в современном спорте становятся реальными при повседневных больших затратах времени и сил на спортивную деятельность на протяжении ряда лет.

     В зависимости от того, в какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система спортивных занятий, так или иначе, модифицируется. В ряду таких модификаций наиболее распространены следующие:

     - «школьный спорт»- практика использование  спорта в школьной системе  общего образование воспитание  подрастающего поколения, где спортивные занятия подчинены, прежде всего, общепедагогическим принципам и строятся в соответствии с единой логикой и условиями организации многосоставного учебно-восптитательного процесса.

     -«профессионально-прикладной  спорт»- практика использования спорта в прикладной подготовке к избранной профессиональной деятельности (производственной, военнослужебной и т. д.);

     -«физкультурно-кондиционный  спорт» зрелых контингентов населения,  у которых не доминируют чисто  спортивные установки и занятия  спортом строятся, главным образом, по типу физкультурно-спортивной тренировки, способствующей сохранению приобретенной ранее «кондиции», со строго регламентированным участием в соревнованиях;

     -«оздоровительно-рекреативный  спорт»- практика использования  элементов спорта в качестве средства и метода достижения эффекта здорового отдыха – развлечения, активного восстановления оперативной работоспособности и организации интересного, эмоционально насыщенного досуга.

     Есть  своя и дифференциация и в спорте высших достижений.

     Спорт высших достижений, в отличие от ординарного спорта, ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повышение их уровня. Реализация этой установки в наше время возможно лишь при условии повседневных многолетних затрат времени и сил на спортивную деятельность и при условии незаурядной спортивной одаренности индивида.

     Достижение  в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими  и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом специфика спорта высших достижений. Спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную, занимая доминирующее положение в индивидуальном образе жизни спортсмена на долгие годы. Но это не для всех, только для действительно обладающих выдающимися спортивными способностями. Так, в странах, развитых в спортивном отношении, доля спортсменов, фактически достигающих уровня международного класса, составляет всего лишь сотые доли процента и менее от общего числа занимающихся спортом в стране.

Информация о работе Спорт как компонент физической культуры