Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:40, реферат
Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой деятельности, удовлетворение духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.
По мере развития спорта, которое выразилась в его проникновении в различные сферы жизни общества, становилось очевидным, что его социальное значение весьма многогранно и что он может быть пригоден для удовлетворения разнообразных потребностей личности и общества.
1. Введение.
2. Спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
2.1 Спорт как собственно- соревновательная деятельность.
2.2 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.
3. Заключение.
Список использованных источников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение.
2. Спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
2.1 Спорт как собственно- соревновательная деятельность.
2.2 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.
3. Заключение.
Список использованных
источников.
ВВЕДЕНИЕ
Исторический спорт является, по всей вероятности, одним из древнейших компонентов общечеловеческой культуры.
Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой деятельности, удовлетворение духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.
По
мере развития спорта, которое выразилась
в его проникновении в
Вместе с возрастанием популярности спорта, приобщение к нему массы людей, отличающихся друг от друга по интересам, уровню подготовленности, возрасту, состоянию здоровья и в иных отношениях, его функций в той или иной мере дифференцировались применительно к особенностям различных контингентов занимающихся, их потребностям и условиям их удовлетворения. В зависимости от этого в практике спорта возникли и такие модификации, при которых типичная для собственно спортивной деятельности направленность к возможно высоким достижениям как бы отходит на второй план, на первый же выдвигаются установки иного рода. Так, массовая практика использования спорта людьми зрелого возраста и некоторыми другими контингентами часто ориентирована преимущественно на достижения эффекта поддержания улучшенного ранее физического состояния организма, сохранения тренированности и здоровья, а также эффекта полноценного эмоционального насыщенного отдыха. Преимущественно тут используются поддерживающую индивидуальную «кондицию» и оздоровительно-рекреативные свойства спорта. Система занятий при этом строится в основном по типу физкультурно-кондиционной тренировки с ограничено по масштабу и достиженческим установкам состязаниями.
СПОРТ КАК КОМПОНЕНТ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Спорт
как собственно –
соревновательная деятельность
Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную ее часть. По сравнению с другими ее компонентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующих в той или иной деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации .
Спорт в узком смысле правомерно называть лишь ту деятельность, которая исторически выделилась и оформилась (преимущественно в сфере физической культуры) в виде состязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней, став унифицированным способом выявления, сравнение и объективизированной оценки определенных человеческих возможностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели. В своем современном виде такая деятельность характеризуется четко выраженными признаками, в том числе:
- унификацией состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами, которые во многих случаях приобрели международный характер;
- регламентацией поведения соревнующихся по принципам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу, (что закрепляется официальными и не официальными нормами спортивной этики, ряд из которых тоже приобрел международный характер, например в виде соответствующих положении Олимпийской хартии);
- организацией деятельности на основе системы соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требованием к достижениям.
Совокупность перечисленных признаков в их органическом единстве свойственно только спорту, что и дает основания только его называть собственно соревновательной деятельностью, хотя те или иные черты соревновательных отношений бывают, выражены в какой-то мере и во многих других типах и сферах деятельности (конкурсы в искусстве, конкуренция в производстве и сбыте товаров и т.д.)
В широком смысле понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижением в ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, возникающие на основе этой деятельности.
В таком широком понимании спорт предстает весьма непростым многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он - и неординарное, по – особому действенное средство воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и необыкновенно увеличить их, перешагнув за кажущиеся «пределы», и остро действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий стремление к самоопределению и самоутверждению индивида; вместе с тем он – и популярнейшее средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении (включая и зрелищные интересы широчайших народных масс), и поразительно доходчивый, преодолевающий любые национальные границы (в этом отношение универсальный) «язык» межчеловеческого взаимопонимания, который как никакой другой позволяет установить, расширить и упрочить международные контакты; имеет и многие иные свойства и отношения. По мере развития спортивной практики и отображающей ее теорию возник обширный комплекс понятий. Получая более или менее строгое определение, они входят в понятийный аппарат теории спорта.
Теория спорта представляет собой систему достоверных научных знаний об основных закономерностях спортивной деятельности. Существует множество разновидностей спортивной деятельности: соревновательная деятельность, спортивная подготовка, спортивный отбор, процессы материального и информационного обеспечение, судейство соревнований, деятельность спортивного болельщика и т.д. В соответствии с этим в теории спорта выделяются разделы, среди которых наиболее разработаны теория соревновательной деятельности, теория спортивного отбора.
Поскольку состязания – необходимый элемент спорта, а их требования с учетом ряда объективных закономерностей определяют критерии отбора, содержание и организацию подготовки, особенности материального и информационного обеспечение всех участников спортивной деятельности, то очевидно, что ведущим разделом теории спорта является теория соревновательной деятельности.
Центральная проблема теории соревновательной деятельности – изучения закономерностей и условий достижения спортивных результатов в процессе состязаний.
Спортивные соревнования и спортивные результаты образуют многоуровневую систему. Существуют состязание различного ранга – от соревнований в рамках коллектива физической культуры до чемпионатов мира и олимпийских игр. Даже в соревнованиях одного ранга обычно четко выделяют промежуточные результаты (итоги предварительных и финальных забегов, отдельных матчей в чемпионате, а матчах – забитые пропущенные мячи и т. д.).
Система спортивных соревнований включает последовательно развернутой ряд соревнований различных рангов и конкретных назначений, организуемых в соответствии с закономерностями функционирования спорта. Ее общие контуры официально намечаются спортивными организациями ( федерациями, комитетами, клубами и т.п.) в виде календарного плана спортивных соревнований (спортивного календаря) в расчете на определенный контингент спортсменов с регулярным воспроизведением соревнований высшего ранга ( территориальных чемпионатов, первенств спортивных федераций и т. д.) , предшествующее им иных.
Непосредственно специфической целью участия в соревнованиях является достижения запланированного спортивного результата.
Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивнодостиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям.
Принятые в различных видах спорта критерии оценки результатов имеют, свои отличия. И можно подразделить на объективные субъективные и смешанные.
Объективные критерии оценки – сопряжены с наиболее независимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров. В частности результат измеряют в мерах пространства (длины преодолеваемых спортсменами дистанций, высоты совершаемых прыжков и т. д.) времени затраченного на выполнение соревновательного упражнения и веса перемещаемого предмета (например, тяжелоатлетической штанги).
Субъективными критериями оценки спортивного результата называются такие способы оценивания, которые отличаются особенно значительной зависимостью оценочных процедур от впечатлений, складывающихся у спортивных арбитров при судействе соревнований.
В смешанных критериях оценки спортивного результата приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые его оценивание.
Процесс состязания представляет собой последовательную смену соревновательных ситуаций. Соревновательные ситуации могут выделяться на разных уровнях состязания и иметь разный временной масштаб. В каждой соревновательной ситуации участник состязания обладает определенным соревновательным потенциалом. Соревновательный потенциал – это способность участника изменять ход состязаний так, как это необходимо для достижения успеха. Реализация соревновательного потенциала заключается, что участник, преодолевая внешние и внутренние препятствия, целенаправленно переходит к благоприятным для себя ситуациям, благодаря чему увеличивается вероятность достижения запланированного спортивного результата.
Таким образом, соревновательная деятельность в спорте представляет собой регламентированными правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата.
Достижение
высоких спортивных результатов
невозможно без достаточно хорошо отлаженной
системы подготовки спортсмена, осуществляемой
в сфере многообразных
Стремление к высоким результатом часто требуют от участвующих в состязаниях спортсменов предельного проявления физических и психических способностей. Именно это обстоятельство является одной из причин зрелищности спортивных состязаний, высокой эффективности соревновательной деятельности как средство спортивной подготовки. Независимо от спортивной специализации общая цель подготовки спортсмена заключается в том, чтобы развить ее духовные и физические способности. В свою очередь, специфическая цель – достижение высоких спортивных результатов – требует создания соответствующего соревновательного потенциала.
Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно – соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую ступень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям. Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:
- систему отбора и спортивной ориентации;
- спортивную тренировку;
- систему соревнований;
- внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса.
Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки.Физическая деятельность человека, в конечном счете, направляется на изменение состояние организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Последнее не может быть достигнуто никаким другим путем, кроме тренировки. Основу тренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всего живого, - способность к адаптации, к развитию на основе приспособления к внешним воздействия.