Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:47, реферат
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть.
Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
§1. Спорт и его организационные особенности (массовый спорт, спорт высших достижений, национальные виды спорта) 3
§2. Особенности организации спортивной деятельности в ВУЗах (секции, соревнования, конкурсы, спортивные праздники) 6
§3. Психофизическая характеристика основных видов спорта и физических упражнений, развивающих преимущественно силу, быстроту, гибкость, ловкость, выносливость 10
Список использованных источников и литературы 14
Реферат
по дисциплине «Физическая культура»
на тему: «Спорт, индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений»
Казань 2011
Содержание
§1. Спорт и его организационные особенности (массовый спорт, спорт высших достижений, национальные виды спорта)
§2. Особенности организации спортивной деятельности в ВУЗах (секции, соревнования, конкурсы, спортивные праздники)
§3. Психофизическая характеристика основных видов спорта и физических упражнений, развивающих преимущественно силу, быстроту, гибкость, ловкость, выносливость
Список использованных источников и литературы
Спорт – это многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент физической культуры общества, специфическим содержанием которого является соревновательная деятельность и подготовка к ней. В таком представлении термин “спорт” входит в содержание понятия “физическая культура”.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в последнее время спорт все больше приобретает свое самостоятельное значение. Бурно развиваясь, он занял видное место, как в физической, так и в духовной культуре общества. При этом его общественное значение продолжает стремительно расти. Поэтому в представлениях многих специалистов “спорт” является понятием не только самостоятельным, но и значительно более широким, чем само понятие “физическая культура”[1].
Спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.[2]
Социальная ценность спорта заключается, прежде всего, в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности.
Особая действенность спорта как средства и метода физического воспитания обусловлена соревновательным характером спортивной деятельности, присущей ей направленностью к возможно высоким результатам и объективным закономерностям их достижения в процессе специальной подготовки, а также особенностями организации и стимулирования спорта в обществе (специфическая система поощрений за спортивные достижения). В силу этого спорт, по сравнению с другими средствами и методами физического воспитания, позволяет обеспечить наивысшую степень специализированного развития определенных способностей, умений и навыков.[3]
Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.
Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека.
Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта[4].
Национальные виды спорта культивируются в отдельных регионах Российской Федерации. В их основе лежат традиционные народные, упражнения и игры, исторически связанные с укладом жизни и особенностями труда людей в условиях данных регионов. Некоторые из этих видов спорта требуют незаурядной физической и специальной спортивно-технической подготовленности. Так, «северной многоборье», которое особенно распространено в оленеводческих районах Крайнего Севера, включает в себя многократные прыжки на двух ногах через нарты, метание топорика на дальность, набрасывание аркана (тынзяня) на вертикально стоящий шест — хорей (служащий для управления оленьей упряжкой), :бег на 3 км по пересеченной местности с палкой (палка помогает поддерживать равновесие на мелких неровностях и препятствиях тундры). Во многих республиках РФ ежегодно проводится множество оригинальных спортивных соревнований по национальным видам спорта (борьба и многие другие).
Так, в центральных регионах России известны такие национальные игры, как «лапта», «городки». Можно привести и. еще немало подобных примеров национальных видов спорта и в других регионах страны. Наиболее распространенные из них представлены в Единой спортивной классификации.[5]
Специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом, возрастные особенности студенческой молодёжи позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт[6].
Цель физического воспитания в ВУЗе – содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 4 часов в неделю на первом и втором курсе, а также 2 часа - на третьем курсе обучения.[7]
Организационные особенности студенческого спорта:
- доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура»;
- возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;
- возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).
Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий[8].
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.
Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах.
1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в вузах.
2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультативных занятиях (по 2—4 ч в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности.
Физическое воспитание студентов во внеучебное время проводится в следующих формах.
1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др.
Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8—10 мин.
Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.
Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.
2. Организованные занятия студентов во внеучебное время: в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту.
3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания).
4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристские походы и др.
5. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимних и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-
Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов; улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.[9]
В организации и проведении учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований студентов во внеучебное время активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения.
От активности внутривузовской общественной организации — спортивного клуба вуза во многом зависит спортивная жизнь студентов в учебном заведении. Ректорат и кафедра физического воспитания оказывают ему возможную материальную, методическую и практическую помощь как в работе отдельных спортивных секций и групп, так и организации и проведении соревнований[10].
Значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играет общественное объединение студентов и работников высших учебных заведений — Российский студенческий спортивный союз (созданный в конце 1993г.) и его региональные организации. Именно по результатам студенческих спортивных соревнований, проводимых Союзом, определяется и состав команды студентов на российские и международные спортивные соревнования.
Российский студенческий спортивный союз осуществляет международные студенческие спортивные связи. Он коллективный член Международной федерации университетского спорта (ФИСУ), которая имеет своей целью содействовать:
* развитию студенческого спорта на всех уровнях;
* физическому и духовному воспитанию студентов;
* сближению студентов всех стран и их сотрудничеству в интересах единства международного университетского спорта.[11]
§3. Психофизическая характеристика основных видов спорта и физических упражнений, развивающих преимущественно силу, быстроту, гибкость, ловкость, выносливость
В спортивной педагогике имеются различные подходы к группированию видов спорта по их воздействию на организм человека, на развитие и формирование психофизических качеств. Подобные группировки позволяют объединить различные виды спорта, системы физических упражнений по их ведущему признаку и дать им единую развернутую характеристику, необходимую при индивидуальном выборе вида спорта или системы физических упражнений.
Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств - выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости - менее сложна на начальных этапах систематических занятий физическими упражнениями, так как в этот период у новичков, как правило, одновременно улучшаются все эти качества. Однако по мере повышения тренированности в каком-либо отдельном физическом качестве величина взаимного положительного эффекта постепенно уменьшается. При высоком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого.
Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки - одно из действенных средств достижения высокой работоспособности, которая основана на устойчивости центральной нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению.
Физиологические механизмы этого процесса весьма сложны. Высокая работоспособность обеспечивается благодаря разнообразным сдвигам в организме адаптивного характера, происходящим под влиянием регулярной тренировки: морфологическому и функциональному развитию мышцы сердца, повышению эластичности стенок кровеносных сосудов, увеличению запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой эффективности и устойчивости работы нервной системы.
Информация о работе Спорт, индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений