Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:43, реферат
Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развле¬чение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда — различное толкование термина «спорт». В зарубежной пе¬чати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оз¬доровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах.
1. Понятие «спорт» 3
1.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие
от других видов занятий физическими упражнениями. 3
1.2. Массовый спорт. Его цели и задачи. 3
1.3. Спорт высших достиже¬ний 4
2. Тест Купера 5
2.1. 12-минутный беговой тест 6
2.2. 12-минутный тест плавания 6
2.3. 12-минутный тест езды на велосипеде 7
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Понятие «спорт» 3
1.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие
от других видов
занятий физическими
1.2. Массовый спорт. Его цели и задачи. 3
1.3. Спорт высших достижений 4
2. Тест Купера 5
2.1. 12-минутный беговой тест 6
2.2. 12-минутный тест плавания 6
2.3. 12-минутный тест езды на велосипеде 7
1.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.
Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда — различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.
«Cпорт» — обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.
Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.
1.2. Массовый спорт. Его цели и задачи.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.
Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов.
1.3. Спорт высших достижений.
Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.
Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.
Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени. Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.
Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.
2. Тест Купера.
Кеннет Купер - известный
американский врач-практик, разработавший
многочисленные тесты для оценки
физического состояния
Важной особенностью оценки физической работоспособности, заложенной Купером в своих тестах, является зависимость итоговых показателей от возраста тестируемого. Одинаковое количество баллов, набранное людьми разного возраста, в каждом случае будет означать разную оценку физической работоспособности.
Большинство нагрузок, предъявляемых организму при проведении тестов Купера, можно отнести к «аэробным» - то есть выполняемым за счет использования кислорода. Интенсивность этих нагрузок такова, что позволяет клеткам использовать имеющийся в них и в притекающей крови кислород, а не выполнять работу в бескислородных условиях, восстанавливая кислородный дефицит после ее окончания. Такие нагрузки весьма полезны для организма и даже могут применяться людьми с ослабленным состоянием здоровья.
Кроме того, нагрузки в тестах Купера носят так называемых «глобальный» характер, то есть при их выполнении в работу включено более 2/3 мышечной массы. Таким образом, эти нагрузки оказывают существенное влияние не только на мышечный аппарат, но и на системы, обеспечивающие мышечную деятельность, прежде всего, на сердечно-сосудистую и дыхательную. Следовательно, оценивая переносимость нагрузок при выполнении тестов Купера, можно косвенно оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Ниже приведены три 12-минутных теста Купера: беговой, тест плавания и тест езды на велосипеде.
Сам Кеннет Купер не рекомендует использовать эти тесты для оценки физической подготовленности лицам старше 35 лет, если они не имеют хорошей физической тренированности (Купер К. 1989).
Перед выполнением любого из тестов необходимо провести 2-3 минутную разминку, чтобы подготовить организм к физической работе, а после выполнения - заминку.
Для заминки можно использовать спокойную ходьбу. В качестве разминки подойдут общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы, также можно использовать ходьбу и легкий бег.
Цель разминки - увеличить температуру в мышцах организма, что, в числе прочего, является предупреждением развития травм, а также вызвать увеличение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чтобы обеспечить более легкое врабатывание при последующей тестирующей нагрузке.
Следует отметить, что результаты тестов будут отличаться в зависимости от качества проведенной разминки. Недостаточная разминка или ее отсутствие, а также избыточная разминка, вызвавшая утомление организма, отрицательно скажется на результатах теста и на его переносимости. Проведение теста без предварительной разминки может вызвать резкое ухудшение самочувствия или спровоцировать обострение имеющегося заболевания. Оптимально проведенная разминка положительно скажется не только на результатах теста, но и на его переносимости.
2.1. 12-минутный беговой тест.
С помощью 12-минутного бегового тест Купера оценивается состояние физической подготовленности организма на основе расстояния (в метрах), которое человек способен преодолеть бегом (или шагом) за 12 минут. Предполагается, что в течение всего теста человек выполняет бег. Если тестируемый не справляется с этим требованием, можно перейти на шаг, секундомер, отсчитывающий 12 минут, при этом не останавливается. Чем более продолжительное время при выполнении теста человек будет идти, а не бежать, тем хуже результат теста. После 12-ти минутного передвижения замеряется преодоленное расстояние в метрах и по таблице оценивается физическая подготовленность.
Таблица оценки
физической подготовленности
по 12-минутному беговому тесту Купера
Физическая |
Преодоленное расстояние, м | |||||
Девушки |
Женщины |
Женщины |
Юноши |
Мужчины |
Мужчины | |
очень плохая |
< 1600 |
< 1550 |
< 1500 |
< 2100 |
< 1950 |
< 1900 |
Плохая |
1600-1900 |
1550-1800 |
1500-1700 |
2100-2200 |
1950-2100 |
1900-2100 |
удовлетворительная |
1900-2100 |
1800-1900 |
1700-1900 |
2200-2500 |
2100-2400 |
2100-2300 |
хорошая |
2100-2300 |
1900-2100 |
1900-2000 |
2500-2750 |
2400-2600 |
2300-2500 |
отличная |
2300-2400 |
2100-2300 |
2100-2200 |
2750-3000 |
2600-2800 |
2500-2700 |
превосходная |
> 2400 |
> 2300 |
> 2200 |
> 3000 |
> 2800 |
> 2700 |
2.2. 12-минутный тест плавания.
12-минутный тест плавания
оценивает состояние
Таблица оценки
физической подготовленности
по 12-минутному тесту плавания Купера
Физическая |
Преодоленное расстояние, м | |||||
Девушки |
Женщины |
Женщины |
Юноши |
Мужчины |
Мужчины | |
очень плохая |
< 350 |
< 275 |
< 225 |
< 450 |
< 350 |
< 325 |
плохая |
350-450 |
275-350 |
225-325 |
450-550 |
350-450 |
325-400 |
удовлетворительная |
450-550 |
350-450 |
325-400 |
550-650 |
450-550 |
400-500 |
хорошая |
550-650 |
450-550 |
400-500 |
650-725 |
550-650 |
500-600 |
отличная |
> 650 |
> 550 |
> 500 |
> 725 |
> 650 |
> 600 |
2.3. 12-минутный тест езды на велосипеде.
12-минутный тест езды
на велосипеде позволяет
Таблица оценки
физической подготовленности
по 12-минутному тесту езды на велосипеде
Купера
Физическая |
Преодоленное расстояние, м | |||||
Девушки |
Женщины |
Женщины |
Юноши |
Мужчины |
Мужчины | |
очень плохая |
< 2800 |
< 2400 |
< 2000 |
< 4200 |
< 4000 |
< 3600 |
плохая |
2800-4200 |
2400-4000 |
2000-3500 |
4200-6000 |
4000-5500 |
3600-5100 |
удовлетворительная |
4200-6000 |
4000-5500 |
3600-5500 |
6000-7500 |
5600-7100 |
2000-3500 |
хорошая |
6000-7600 |
5600-7200 |
5200-6800 |
7600-9200 |
7200-8800 |
6800-8400 |
отличная |
> 7600 |
> 7200 |
> 6800 |
> 9200 |
> 8800 |
> 8400 |