Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 13:37, реферат
Спорт - это исторически сложившаяся область человеческой деятельности, связанная с выявлением в ходе соревнований победителя, спортивных достижений и результатов. Обязательное условие спорта - состязание. Соревновательный результат в спорте достигается при высокоактивных двигательных действиях и поэтому напрямую зависит от возможностей спортсмена – функциональных возможностей, физической подготовки и физического развития, технической, тактической и психологической подготовленности.
1. Сущность спорта, его социальные функции.
2. Характеристика типов спорта. Массовый спорт, спорт высших достижений.
3. Основные задачи спортивной тренировки.
4. Принципы спортивной подготовки.
вятский государственный гуманитарный университет
РЕФЕРАТ
на тему «Спорт, его роль в обществе»
Работу выполнил
студент группы
Научный руководитель –
Трофимова Л.В.
Киров 2013г.
Содержание
Сущность спорта.
Спорт - это исторически
сложившаяся область
Спорт имеет не только собственную
соревновательную деятельность, но и
широкие возможности для
Многосторонняя значимость спорта решается через его функции в обществе. Выделяют следующие среди них:
соревновательную, обеспечивающую выявление сильнейшего, определяющую уровень спортивной подготовленности и резервные возможности в экстремальных условиях, включающую разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности и др.
воспитательную, обеспечивающую, с одной стороны, повышение соревновательной деятельности спортсменов, а с другой, воспитание социально активной личности.
повышающую физическую активность, способствующую подготовке к различным видам общественной деятельности и призванную содействовать всестороннему развитию человека.
оздоровительную, направленную на укрепление и сохранение здоровья.
рекреационную, позволяющую использовать спорт как средство активного отдыха людей.
производственную, направленную на профессиональную подготовку и повышение производительности труда за счет укрепления здоровья, улучшения физического развития, приобретения жизненно необходимых умений и навыков.
познавательную –
укрепляющую дружеские отношения между странами и народам.
зрелищную – удовлетворение желания миллионов людей стать свидетелями спортивных соревнований.
экономическую – обеспечение
финансовыми средствами
престижную – использование достижений в спорте для повышения престижа страны.
Характеристика типов спорта.
Спорт, представляет такую
сферу деятельности человека, в котором
его физические и интеллектуальные
способности раскрываются на предельном
уровне, т.о. спорт служит фактором,
высшим показателем человеческих способностей,
фактором максимальной их реализации
и развития. Результаты, воплощенные
в спортивные достижения выражают уровень
прогресса ФК и спорта в обществе.
Типы спорта – определяются его направленностью,
целями и задачами, ведущими функциями,
местом спортсмена.
1. Массовый спорт – или «народный» – т.е.
спорт для всех, имеет самостоятельный
и приоритетный характер, это спорт для
большинства людей.
2. Рекреационный спорт – существует для
проведения рационального отдыха, восстановления.
3. Любительский спорт – организуется
и проводится когда спорт выступает в
виде любительского. Человек учится, работает
и занимается спортом.
4. Профессиональный спорт – основывается
на достижении высоких спортивных результатах.
5. Ветеранский спорт – появился недавно
и охватывает возраст с 25 – 90 лет. Люди,
которые закончили заниматься спортом.
6. Инвалидный спорт (адаптивный) - содействует
инвалидам испытывать чувство радости,
полноты жизни, владение своим телом
Виды спорта – различаются по признаку
предметной основы соревновательной деятельности,
и отличаются предметом состязания, обусловленным
составом действий, способом ведения борьбы,
регламентом.
Массовый спорт и спорт высших достижений
Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.
Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.
Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.
Главной целью спорта
высших достижений является достижение
максимально возможных
Ещё одной общественной
ценностью большого спорта является
то, что сегодня спорт высших достижений
является пока единственной областью
деятельности человека, где у выдающихся
рекордсменов все системы организма
функционируют в зоне абсолютных
физиологических и
Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. В начале девяностых годов были очень популярны книги и журналы, автором которых являлся А. Шварценеггер, в которых подробно были рассказаны системы тренировок легендарного атлета.
Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой
Основные задачи спортивной тренировки
Спортивная тренировка – это основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обуславливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.
Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
Спортивная тренировка включает
в той или иной мере все основные
разделы или относительно самостоятельные
стороны: спортивно-техническую, физическую,
тактическую и психическую
В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходят по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.
Высшая степень
Таким образом, в процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
- освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
- совершенствование
- воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
- обеспечение необходимого
уровня специальной
- приобретение теоретических
знаний и практического опыта,
необходимых для успешной
Однако эффективная реализация
всех этих задач возможна на фоне воспитания
спортсмена и повышения его
Принципы спортивной тренировки
Основная цель спортивной
тренировки - обеспечить высокий уровень
здоровья спортсменов, овладение спортивной
техникой, воспитание моральных и
волевых черт характера, развитие физических
качеств (силы, быстроты, выносливости,
ловкости) и на этой основе - достижение
высоких показателей в
Общественный инструктор, тренер, знакомый
с основными вопросами теории, методики
обучения и тренировки, владея техникой
тех или иных упражнений, передает свои
знания и умения путем рассказы, личного
показа, после чего предлагает членам
коллектива выполнить их. В процессе выполнения
упражнений инструктор дает указания,
исправляет ошибки, предлагает повторять
упражнения до тех пор, пока спортсмен
не научится слаженно и правильно их выполнять.
Когда упражнение кому не удается, инструктор
разделяет ее на отдельные части, предлагая
выполнить отдельно все части, а затем
и в целом.
Принципов спортивной тренировки несколько,
но основным считают всестороннюю подготовку
спортсмена. Это - путь к физического совершенствования
человека. Всестороннее развитие спортсмена,
его высокий моральный и культурный уровень,
гармоничное развитие мускулатуры и подвижных
качеств, отличная работа сердечно-сосудистой,
дыхательной и других систем организма,
физическое совершенство в целом - основа
успеха в любом виде спорта.
Особое значение приобретал осуществления
принципа всесторонности в учебно-тренировочной
работе с юными спортсменами. Всестороннее
физическое развитие в юные годы обеспечит
крепкое здоровье, работоспособность,
высокие спортивные результаты в зрелом
возрасте.
Второй принцип - сознание; он предусматривает
такое построение обучения и тренировки,
которые обеспечат понимание, активное
отношение спортсмена к ним. Спортсмен
должен знать, что, почему и зачем он делает.
Инструктор ли тренер должны проводить
с воспитанниками беседы о конкретные
задачи каждого тренировочного занятия.
Третий принцип - постепенность. Он построен
на том физиологическом положении, что
изменения в перестройке органов и систем
организма и улучшения их функций происходят
под влиянием тренировки постепенно, в
течение определенного времени. Отсюда
вывод - тренировочная нагрузка нужно
повышать постепенно, от занятия к занятию.
Осуществление этого принципа и базируется
на известных педагогических правилах
- "от простого к сложному", "от
легкого к трудному", "от известного
к неизвестному". Самым правильным при
обучении является сочетание правил -
"от простого к сложному" и "от
легкого к трудному".
Список литературы.