Спорт - явление культурной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:27, реферат

Описание работы

В феномене спорта есть нечто парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким же основанием назвать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..2
Глава 1. Спорт – явление культурной жизни …………………... ..………3
1.1 Явление всеобщее и принадлежащее всем эпохам …………….……..3
1.2 Всеобъемлющее социальное явление……………………………….…..4
1.3 Спорт как неотъемлемая составляющая социальной жизни …….…7
1.4 Разнообразие спортивной деятельности как отражение социального расслоения ……………………………………………………………………...9
Глава 2. Характер и структура спортивной деятельности ……………..10
2.1«Омоложение» системы видов спорта …………………………………..10
2.2 Полигон для технологических и биотехнологических испытаний …12
2.3 Старые структуры мышления и эволюция культуры ……………….13
Список использованной литературы ………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Спорт -явление культурной жизни.docx

— 40.92 Кб (Скачать)

1.3 Спорт как  неотъемлемая составляющая социальной  жизни

До сих пор речь шла  о спортивной практике, но спорт  представляет собой еще и систему  репрезентаций и ценностей, снабжающую наше общество определенным видением мира и определенными способами поведения. Хотим мы этого или нет, но спорт сегодня превратился в неотъемлемую часть самых разных сегментов социальной жизни индивидов. Современная культура оказывает беспрецедентное давление на людей, принуждая их быть или по крайней мере выглядеть спортивными. Если верить социологическим опросам, огромное число людей занимаются спортом; цифры эти — вне всякого сомнения завышенные, — свидетельствуют о том, как высоко оценивают в обществе эти занятия и их престижность. Спорт — обычная тема мужских разговоров — выполняет так называемую фатическую функцию, облегчая установление контактов в кафе, в гостях, на работе. В ходе предвыборной компании на местном уровне всеобщее согласие легче всего достигается при обсуждении спортивных проблем; доверие электората завоевывают, поставляя командам новое снаряжение или строя новые стадионы. Была даже высказана мысль, что «всеми нашими ежедневными поступками управляет религия спорта», что «деньги, и те подчиняются спорту».

В таком случае оправданно будет задаться вопросом, в чем  источник этой поразительной символической  мощи спорта, его способности превращаться в метафору любых отношений между  людьми Чем объясняется столь  высокая оценка всех предметов, которые  хоть как-то связаны со спортом Быть может, существует некая глубинная  общность между основными ценностями спорта и ценностями современных  демократических обществ на последней  стадии их развития По этой причине  особенно интересно проследить, каким  образом спорт, возникший в Англии, распространился практически по всей планете. В развитых индустриальных обществах все большее число  людей занимаются спортом, ставя  знак равенства между спортивным человеком и человеком активным, молодым, энергичным: спорт поистине превращается в стиль жизни. Именно поэтому он может приносить пользу различным социальным группам, помогая  им обретать собственную культурную идентичность и, одновременно, становясь  для них знаком социального отличия. Высшая форма социального признания  спорта и физической культуры заключается  в том, что сегодня многочисленные учебные и научно-исследовательские  заведения делают их предметом изучения. И этот научный подход зачастую обогащает  и обновляет содержание СМИ, которые, со своей стороны, распространяют идеи ученых и популяризируют их. Одним  словом, «спортивная культура» чувствует  себя как нельзя лучше в наше время, когда «Культура с большой  буквы» переходит «от избирательности  к эклектизму»; новая ситуация идет ей на пользу.

 

1.4 Разнообразие  спортивной деятельности как  отражение социального расслоения

Если современный спорт  пронизывает всю культуру в целом, то различные формы спортивной деятельности образуют отдельные «мотивы» этого  «сюжета». Так, традиционные формы состязаний могут заменяться в нашем обществе «мягким» соперничеством, которое подчиняется  более свободным правилам и опосредуется языком и соответствующими материальными  приспособлениями. В самом деле, взглянув на верхние ступени французской  социальной лестницы, на людей с  престижными дипломами, нетрудно заметить, что те виды спорта, которыми занимаются они, требуют приобретения специального снаряжения (теннисных ракеток, лыж, серфинговых досок и т. п.) или  сложных механизмов (парусных яхт, планеров, гоночных автомобилей) и, кроме того, технических навыков, а все это  предполагает изначальную социальную сегрегацию. Человеку, занимающемуся  «машинными» видами спорта, нужны  не мускульные «усилия», не демонстрация физической мощи (не говоря уже о  грубом насилии), но исключительно обладание  индивидуальной «техникой» (в обоих  значениях слова, и в смысле «техничности»  жестов, и в смысле владения техническими орудиями). Сама включенность тела в  спортивное действие здесь делается совсем иной. В других социальных группах  на смену коллективным видам спорта, предполагающим ожесточенное и строго регламентированное противоборство, приходит спорт разнообразных «приключений», где индивид совершенно свободен в выборе своей стратегии и  единственным условием является добровольное и осознанное преодоление им всевозможных опасностей. Таким образом, сегодня спорт не сводится к тому единственному определению, на каком настаивают традиционные спортивные федерации. Оттого-то социальная дефиниция спорта и стала в наши дни предметом социальной борьбы. Идут споры о том, что относить и что не относить к спорту (чем затяжные прыжки с парашютом хуже регби, а спелеология — фехтования на саблях, чем моторные яхты уступают яхтам парусным и т. д.), а также о том, что значит заниматься спортом «правильно», «по-настоящему».

Именно эти вопросы  и определяют содержание дискуссий  о социальном распределении и  символическом позиционировании разных видов спортивной деятельности, неизменно  приобретающих знаковый характер. В  самом деле, уже было показано, что  виды спорта образуют систему, соответствующую  «пространству социальных позиций» (Пьер Бурдье). Так что для каждого  отрезка времени можно установить соответствие между определенными видами спорта и определенными социальными группами. Эти любопытные соответствия, подтверждаемые статистическими данными, заметны даже в том случае, если смотреть на спорт глазами обывателя (лишнее доказательство того, что характер спортивной деятельности человека и вправду превратился в «индикатор» его социального положения). Иначе говоря, можно установить для каждой страны социально структурированную «систему видов спорта», а это в свою очередь дает дополнительные основания для концепции воспроизводства телесных габитусов.

Глава 2. Характер и структура спортивной деятельности

2.1«Омоложение» системы видов спорта

В начале 1970-х годов Франция, как и весь мир, порвала с английской традицией, полностью определявшей характер и структуру спортивной деятельности в течение предыдущего  столетия. Традиция эта знала два  типа спортивных занятий: «жесткие»  коллективные игры (регби, футбол и  проч.) и стандартизированные атлетические состязания; на новом же этапе популярными  сделались новые виды спорта и  новые способы заниматься видами старыми. Так было положено начало полному  обновлению существовавшей уже целое  столетие «системы видов спорта». Новую  систему, с учетом ее географического  и культурного происхождения, можно  назвать «калифорнийской». Ее становление  происходило одновременно с бурным развитием юношеской культуры, которая  стремилась стать независимой от культуры взрослых; этим процессам  дали ход потрясения 1968 года. Молодежь «старой Европы», без колебаний  выбравшая для себя «американскую  мечту», увлеклась именно теми видами спорта, которые рождены калифорнийской культурой.

В центре этой новой системы  — разнообразные спортивные приключения  и те виды спорта, которыми следует  заниматься на природе, демонстрируя головокружительное акробатическое мастерство и переживая  максимум острых ощущений (серфинг, кайтсерфинг, затяжные прыжки с парашютом, маунтинбайк, экстремальные лыжи и проч.). Не будет  чересчур дерзким назвать эти  виды спорта «выплеском эмоций», деятельностью, в которой доминирует «массмедийная», «кибернетическая» и «катастрофическая» составляющая, и противопоставить их традиционным видам спорта, где доминирует составляющая «энергетическая». Позже, в 1980–1990-х годах, система видов спорта, в которой господствовали «играющие роботы» и, главное, спортивные зрелища, транслируемые средствами массовой информации, уступила место системе более сложной: начался процесс смешения двух спортивных культур, которые прежде развивались независимо одна от другой и даже друг другу противостояли, — культуры, основанной на главенстве атлетической мощи, и культуры, в основе которой лежит тяга к приключениям. Эта вторая культура выросла из менее заметного течения английского спорта XІX века, в котором выразилась реакция образованной части общества на профессиональный спорт, превратившийся в зрелище для плебейской, шумной аудитории. Английская традиция «большого европейского путешествия» нашла новое воплощение в таких формах спортивной деятельности под открытым небом, как палаточный туризм, плавание на каноэ, альпинизм и проч.; таким образом британцы лишний раз подтвердили свою репутацию людей, «для которых вся планета — не что иное, как спортивная площадка».

Сегодня средства массовой информации проявляют повышенный интерес  к спортивным достижениям одиноких искателей приключений, уникальных, непредсказуемых личностей, которые  отправляются демонстрировать свою отвагу и ловкость куда-нибудь на край света, — и этот интерес накладывает  все больший отпечаток на систему  показа событий. Люди, отправляющиеся на Северный или Южный полюс, пересекающие на веслах Тихий океан или пускающиеся  вплавь по океану Атлантическому, демонстрирующие  удивительную физическую силу и невероятную  отвагу, стали настоящими героями  СМИ, как и участники автогонок  Париж — Дакар, капитаны парусных яхт, в одиночку совершающие кругосветные путешествия, или сверхтренированные альпинисты, не упускающие ни единой мелочи в подготовке своих рискованных  восхождений. Заметим, что все эти  чудеса храбрости и ловкости, как  правило, были бы невозможны без научной  базы и медицинского обеспечения. Они  принадлежат к числу наиболее характерных и выразительных  проявлений героической культуры «преодоления себя», переживающей сегодня этап становления. Экстремальные виды спорта, которые  позволяют человеку испытывать пределы  собственных возможностей, чем-то сходны со средневековыми ордалиями; в научной  литературе делались попытки сопоставить  увлечение ими в молодежной среде  с наркоманией и токсикоманией. Другие возможные параллели: бегство  подростков из дому, детское бродяжничество [5] . Все это заставляет психологов и антропологов внимательно всматриваться  в новые виды деятельности, получившие сегодня такое широкое распространение  и такую популярность среди юношества. В сущности, выбор этих видов спорта может объясняться подспудным желанием «сгореть молодым» и при этом прибегнуть к более эффектному способу самоубийства, чем употребление наркотиков.

2.2 Полигон для технологических и биотехнологических испытаний

Чем значительнее становится экономическая и социополитическая  составляющая спорта, чем пристальнее  внимание к спорту со стороны средств  массовой информации, чем шире известность  спортсменов из национальных команд, соперничающих на международной  арене, тем интенсивнее всем, кто  имеет отношение к спорту, приходится использовать научные и технические  ресурсы. Спорт с его установкой на рекорды открывает возможности  для бесчисленных (чтобы не сказать  бездумных) технологических и научных  экспериментов. Он все сильнее зависит  от развития промышленных технологий, которые на наших глазах совершенствуются с неуклонно возрастающей скоростью. Сказанное касается в первую очередь  спортивного снаряжения (инвентаря, одежды, средств защиты), но также  физической и материальной среды, необходимой  для соревнований (площадки, различные  покрытия, снаряды, здания и т. п.). Однако ставки в этой игре растут так быстро, что действие научно-технического прогресса  начинает распространяться также на человеческое тело, на организм, который  перестраивается посредством тренировок и экспериментов.

И атлетические, и «приключенческие»  виды спорта превратились в своего рода лаборатории, где на глазах у  всего мира демонстрируется бесконечное  расширение возможностей человеческого  организма во всех мыслимых отношениях. Испытания на выносливость, то и  дело возникающие новые разновидности  экстремальных видов спорта, поражающие своей сложностью, заставляют пересмотреть многие привычные взгляды и по-новому оценить способности человека к  адаптации. Когда искатели приключений  отправляются в одиночку покорять враждебные, непригодные для жизни просторы и возвращаются с победой, это  изменяет наши представления о «диапазоне человеческих возможностей». Постоянно  расширяющееся спортивное пространство служит полигоном, на котором проводятся испытания новых биохимических  и даже биотехнологических средств, ставятся многочисленные и рискованные  опыты. Понятие «биологической нормативности», выдвинутое Жоржем Кангилемом, находит  безоговорочное подтверждение в  современном спорте, каждый день демонстрирующем  это «стремление человека выйти  за пределы своих собственных  возможностей». Не случайно в труде  «Нормальное и патологическое» (1943) этот философ неоднократно прибегал к спортивным метафорам.

Таким образом, вполне естественно, что спорт высоких достижений и экстремальные виды спорта становятся точкой приложения сил для ученых всех специальностей, для медиков  и фармацевтов. И если раньше свидетелями  научных опытов могли быть только комитеты по этике, то теперь в свидетели  приглашают широкую публику. Ибо  нет никакой необходимости отыскивать участников экспериментов на выживание  в далеких уголках планеты: ярчайшие проявления той же культурной тенденции  можно увидеть и у себя дома. Вспомним журналиста Альбера Лондра, назвавшего гонкой на выживание не что иное, как велогонку «Тур де Франс».

В самом деле, тот факт, что несколько лет подряд американец Лэнс Армстронг раз за разом побеждал в этой велогонке с подавляющим  преимуществом, после болезни гонщика  приобрел еще больший интерес  для зрителей благодаря «загадочному исцелению». «Тур де Франс» популярен  среди широкой публики именно потому, что велогонка позволяет  увидеть «сверхчеловека», который  постоянно увеличивает свой органический потенциал. Такие сверхлюди связываются  в умах зрителей с образами биологических  мутантов (отчасти «монстров») и  людей-машин; их сверхтренированное тело сливается воедино с «телом»  машины, которая также постоянно  совершенствуется в технологическом  отношении. Именно ориентируясь на этот «биотехнологический микст», и участники  дискуссий о спорте, и спортивные администраторы свыкаются с мыслью о необходимости прибегать к  средствам, которые в решающие моменты  придают нужное спортсменам «ускорение». Сверхчеловеческий подвиг американца создает основу для пропаганды в средствах массовой информации паранормальных фигур: «мутанта», «одолевшего смерть», «инопланетянина». Победа в гонке «Тур де Франс» достается гонщикам дорогой ценой, однако зрителей завораживают не их страдания, а способность выйти за пределы человеческих возможностей.

Информация о работе Спорт - явление культурной жизни