Спорт - явление культурной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:27, реферат

Описание работы

В феномене спорта есть нечто парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким же основанием назвать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..2
Глава 1. Спорт – явление культурной жизни …………………... ..………3
1.1 Явление всеобщее и принадлежащее всем эпохам …………….……..3
1.2 Всеобъемлющее социальное явление……………………………….…..4
1.3 Спорт как неотъемлемая составляющая социальной жизни …….…7
1.4 Разнообразие спортивной деятельности как отражение социального расслоения ……………………………………………………………………...9
Глава 2. Характер и структура спортивной деятельности ……………..10
2.1«Омоложение» системы видов спорта …………………………………..10
2.2 Полигон для технологических и биотехнологических испытаний …12
2.3 Старые структуры мышления и эволюция культуры ……………….13
Список использованной литературы ………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Спорт -явление культурной жизни.docx

— 40.92 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………..2

Глава 1. Спорт – явление культурной жизни …………………... ..………3

1.1 Явление всеобщее  и принадлежащее всем эпохам  …………….……..3

1.2 Всеобъемлющее  социальное явление……………………………….…..4

1.3 Спорт как  неотъемлемая составляющая социальной  жизни …….…7

1.4 Разнообразие  спортивной деятельности как  отражение социального расслоения  ……………………………………………………………………...9

Глава 2. Характер и структура спортивной деятельности  ……………..10

2.1«Омоложение» системы видов спорта …………………………………..10

2.2 Полигон для технологических и биотехнологических испытаний …12

2.3 Старые структуры  мышления и эволюция культуры  ……………….13

  Список использованной литературы ………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В феномене спорта есть нечто  парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким  же основанием назвать явлением, принадлежащим  всем эпохам и всем культурам. Бесспорно, именно это обстоятельство обусловило успех начинания Пьера де Кубертена. Его подчеркнутое обращение к  древнегреческим основам нашей  цивилизации и воскрешение самых  ярких ритуалов античных Олимпийских  игр существенно расширили символический  потенциал и увеличили идеологическую мощь спорта. Кроме того, каждый из нас, живущих в начале третьего тысячелетия, испытывает сильнейшее культурное давление, заставляющее нас вести спортивный образ жизни и «играть» в какие-либо спортивные игры: за последние четверть века спорт во Франции и в мире подчинил своему влиянию все население, включая и те социальные меньшинства, которые прежде были ему откровенно враждебны. Чрезвычайное разнообразие существующих в настоящее время форм спортивной деятельности позволяет каждой социальной группе избрать себе определенный вид спорта и приспособить его к своему существованию, а это обуславливает необходимость по-новому взглянуть на место спорта в так называемой высокой культуре. Нынешняя транформация системы спортивного досуга привела к существенной переоценке символических ценностей и заставила иначе отнестись к традиционным видам спорта, унаследованным от англо-саксонского мира. Тем не менее все, даже самые маргинальные из новых форм спортивной деятельности, постепенно встраиваются в старую «соревновательную» систему, и постоянство, с которым это происходит, не может не удивлять. Старая институция подчиняет себе даже те новшества, которые, казалось, самым радикальным образом претендовали на полную независимость. Поэтому вполне оправданной представляется попытка проследить, как спорт впитывал древние и даже архаические мифы, и внимательно вглядеться в многовековую эволюцию этой странной деятельности, которая основывается на более чем традиционных структурах мышления, но при этом способна интегрировать новые ценности. Изучить процесс укоренения спорта в наших обществах — задача особенно актуальная в силу чрезвычайности идеологической пластичности этого феномена. Цель этой статьи — попытаться понять, чем объясняется культурное и идеологическое могущество спорта и единодушная тяга к нему самых широких масс. Иначе говоря, наша цель — дать ответ на вопрос, отчего спорт, хранящий верность древнейшим мифам, покоряет разные слои общества, не встречая никакого сопротивления.

Глава 1. Спорт – явление культурной жизни                                                1.1 Явление всеобщее и принадлежащее всем эпохам

В Древней Греции возник обычай периодически собирать жителей  разных городов-государств на Игры, которые  демонстрировали достоинства чемпионов  и совершенство человеческого организма  во всех областях, в каких оно  может быть проявлено. Во время Игр  вручали награды победителям  и прославляли те города, которые  они представляли. Соперничество  в ходе состязаний служило единению в общественной жизни. В этом отношении  нельзя не увидеть сходства с современными спортивными соревнованиями. С самого начала зрители, наблюдавшие за разнообразными демонстрациями силы и ловкости, восторженно  приветствовали своих земляков, так  что спортивные состязания возбуждали национальную гордость или даже шовинистическое  чванство. Победа всегда ценилась выше рекорда. Разумеется, в наше время  чисто физические достижения спортсменов  воспринимаются отдельно от музыки, пения  и прочих постановочных эффектов, сопровождающих соревнования, а религиозное  и обрядовое значение, которое  игры имели изначально, сегодня совершенно выветрилось. Тем не менее и в  современных Играх, при всех изменениях, ощутим символический смысл Игр  древнегреческих.

Следует заметить, что гомеровский  эпос (непреходящую силу которого отмечал  Маркс) развивается в двух совершенно разных регистрах, символизируемых  соответственно «Илиадой» и «Одиссеей». Как бы далеко ни отстояла от нас  во времени Древняя Греция, эти  два регистра до сих пор способны увлечь широкую аудиторию читателей-граждан, разделяющих те же ценности и единодушно восхищающихся главными героями  этих двух поэм. Обе они были призваны воспитывать аристократическую  молодежь. Первая, «Илиада», описывает  один из эпизодов Троянской войны. Она  строится на культуре «агона», схватки, воспевает воинские подвиги героев, служащих воплощением исключительной силы и храбрости, которая позволяет  им презирать ранения, страдания  и даже смерть. Вторая, «Одиссея», изображает морские странствия, открытие неведомых  земель. В ней главными ценностями предстают ум, смекалка и хитрость, без которых герои не могли бы преодолеть подстерегающие их опасности и вернуться на родину.

Нетрудно показать, что  в основе современного спорта лежат  те же два культурных регистра: с  одной стороны, спорт использует оставшийся неизменным культ противоборства, который проявляется в жестких  схватках или организованных согласно строгому регламенту состязаниях, а  с другой — исконную тягу человечества к приключениям, которая заставляет современных людей пускаться  в странствия, выказывать отвагу, выносливость и смекалку первооткрывателя. Нетрудно определить и общее смысловое  наполнение обоих этих мифологических регистров. Вспомним подвиги путешественников, отправляющихся к Северному полюсу, предпринимающих в одиночку кругосветное путешествие или совершающих  «бесполезные» восхождения на Гималаи. Недаром Кубертен, пламенный пропагандист спорта, определил атлетические упражнения как «обычный культ интенсивного мускульного усилия, скрещенный с  идеей прогресса и порой побуждающий  человека идти на риск». Кубертен не мог  даже вообразить, как далеко способны завести того, кто вступил на этот путь, некоторые виды спорта, появившиеся  в наше время.

1.2 Всеобъемлющее  социальное явление

Не подлежит сомнению, что  благодаря принятию правил, вписывающих  состязания в определенные — свои для каждого вида спорта — рамки, за которые участники обязуются  не выходить, жестокость, в прошлом  неизменно сопутствовавшая спорту, постепенно была смягчена; кроме того, были выработаны запреты на упражнения, сопряженные со слишком большой опасностью. Тем не менее в самое последнее время так называемые «экстремальные» виды спорта нередко приводят к трагическому исходу.

В наши дни спортивные соревнования больше не совпадают с национальными  празднествами и проводятся по независимому расписанию в отведенных для них  местах; им предшествует индивидуальная подготовка участников, которые по доброй воле идут на известные лишения  ради того, чтобы улучшить свои физические кондиции и отточить мастерство; вся  жизнь этих людей подчинена крайне жесткому графику, в котором чередуются выступления и тренировки. В индустриальном обществе начиная с конца XVІІІ  века сложились новые религиозные, философские, социальные и технологические  предпосылки — разумеется, неизвестные  древним грекам, — на основании  которых совершенствование человека было отождествлено с совершенствованием его физических способностей. Вера в возможность улучшения человеческой природы выросла именно из этих европейских  «новых идей», порожденных, с одной  стороны, ростом индустриального могущества человечества (которое в свою очередь связано с совершенствованием машин и механизмов), а с другой, впечатляющими результатами, которых добиваются зоотехники, занятые улучшением породы домашних животных. Весь этот комплекс идей и практических мер немедленно был применен к профессиональным атлетам: посредством интенсивных тренировок они должны были увеличивать свою природную мощь, а затем демонстрировать ее в поединках. Именно эти натренированные атлеты — слуги или наемные лица — участвовали в состязаниях, а спортсмены делали на них ставки.

В это же время формируется  корпус специалистов, применяющих к  человеку «нечеловеческие» методы тренировки и обращающихся с ним примерно так же, как с лошадьми, которых  готовят к скачкам, или с боевыми  животными; между таким «тренером» и его «подопечным» складываются качественно новые отношения, основанные на разделении доходов. Это приводит среди прочего к формированию класса чиновников, определяющих стандартные, обязательные для всех условия соревнований, которые защищали бы людей, делающих ставки, от жульничества. Таким образом, на спортивные состязания атлетов постепенно переносятся те модели, которые были хорошо освоены организаторами скачек.

Вместе с тем историческая роль спорта состоит в том, что  он способствует созданию в обществах, где традиционные религиозные ценности и людские узы ослабевают, новой  морали, регулирующей отношения между  людьми в конфликтных ситуациях. Среди спортсменов-любителей распространяется своеобразная «этика порядочности», которая  исключает нечестные уловки и  ставит выше всего индивидуальные достижения — плод усиленной тренировки и  самосовершенствования. Эта мораль в известном смысле родственна возникающей  новой политической этике — этике  английского парламентаризма, которая  не позволяет победителю уничтожать побежденного и дает этому последнему надежду в будущем взять реванш. Начинается эпоха, когда по окончании  политической дискуссии или спортивного  состязания каждый считает своим  долгом продемонстрировать «скромность  победителя или достоинство побежденного»: люди учатся сдерживать свои чувства  и соблюдать правила «честной игры» (fair play) и в политике, и в  спорте.

Подчеркивая важность цивилизующего  процесса, в ходе которого «право на физическое насилие постепенно монополизируется государством» (Элиас), Роже Шартье настаивает на глубинной оригинальности современного спорта как совершенно нового продукта, который сформировался в обществе Нового времени (поначалу — в английском обществе) вследствие небывалого прежде сочетания трех главных факторов: своеобразных форм политической жизни, специфического типа взаимозависимости между социальными группами и особого строя эмоциональной жизни.

Как следствие, и авторы, пишущие о спорте, перешли от нормативных  или идеологических оценок к историческому, социологическому и антропологическому осмыслению спорта как важнейшего феномена современности. Отныне и те, кто относится  к нему как к изобретению совсем недавнему, и те, кто считает это  явление весьма древним, единодушно признают, что спорт сделался одной  из основ современной культуры. Он стал «всеобъемлющим социальным явлением» (Марсель Мосс), поскольку способен оказывать воздействие на все  общество в целом и на все общественные установления; он имеет отношение  ко всем сторонам общественной жизни  — политическим, экономическим, культурным, социальным, технологическим — и  в то же самое время влияет на повседневную жизнь индивидов, составляющих современное общество. В ходе двух фаз своей институционализации (1880–1914; 1920–1935) современный спорт связал воедино два феномена, которые  всегда и всюду остаются предметом  острых идеологических и теоретических  разногласий, а именно: внутреннюю и  внешнюю политику. Действительно, спортивная деятельность, одновременно и национальная, и интернациональная, с одной  стороны, способствует консолидации общества внутри каждой страны, а с другой стороны, благодаря консенсусу, достигаемому при организации мирных соревнований между представителями разных стран, приводит к укреплению международных  связей.

Впрочем, сегодня вера в  «единение молодежи всего мира»  во время международных спортивных состязаний пошатнулась; сам тезис  об идеальном спорте, который не зависит ни от политических партий, ни от финансовых магнатов и стоит  выше межнациональных различий, подвергается сомнению и нуждается в уточнениях. Дело в том, что начиная с 1970-х годов спорт в целом стал все теснее взаимодействовать с экономикой и политикой; национальный же спорт утратил свою автономию и стал куда сильнее подчиняться влиянию политическому, экономическому и финансовому, не говоря уже о влиянии крупнейших средств массовой информации.

Появление этих новых проблем  и новых целей обезоружило  разом и пламенных защитников спорта, и его убежденных противников; традиционная спортивная этика явно переживает кризис: слишком уж многие формы спортивной жизни выходят  в наши дни из-под контроля федеральных  чиновников и институтов, слишком  очевидным становится повсеместное главенство экономических факторов. «Нетехнократические» (до поры до времени) спортивные технологии, появившиеся  недавно во французской и европейской  индустрии досуга, составляют конкуренцию  традиционным спортивным мероприятиям; публика по-прежнему интересуется грандиозными зрелищами, но сделалась более равнодушной  к крупным политическим манифестациям; при этом люди, занимающиеся спортом, сделались более активными и  менее сговорчивыми, а зрители  — более требовательными и  придирчивыми. Понять спорт вообще (или определенный вид спорта) —  значит выявить те отношения, в которых  он находится с культурой и  обществом, вкладывающими в него определенный смысл. Именно поэтому  сегодняшние социологические и  исторические исследования спорта приобретают  особенную ценность.

Итак, современный спорт  столь многообразен и многофункционален, что ускользает от однозначного определения; он находится в процессе постоянной социальной легитимации, решает важные социальные и институциональные  задачи, а кроме того, выполняет  существенную нормативную функцию. Если же, как было сказано выше, спорт  представляет собой «всеобъемлющее социальное явление», поскольку связан с физической, психологической, институциональной, социальной, культурной, экономической  сторонами жизни индивидов, которые  им занимаются, и обществ, в рамках которых он развивается, тогда исследовать  его нужно в целом, как систему, расширяющуюся и усложняющуюся  по мере того, как увеличивается  число социальных функций, какие  она может (или считается, что  может) выполнять; функции же эти  весьма многообразны: оздоровительная  и образовательная, этическая и  институциональная, экономическая  и торговая, и другие.

Информация о работе Спорт - явление культурной жизни