Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:15, реферат
Специальную медицинскую группу составляют учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой. Они занимаются в специальных медицинских группах по спецметодикам, разрабатываемым преподавателем физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей – характера заболевания, физического развития и физической подготовленности подростков. Комплектование групп осуществляет врач.
Специальную медицинскую
группу составляют учащиеся со значительными
отклонениями в состоянии здоровья
постоянного или временного характера,
требующие существенного
Основным критерием
для включения в специальную
медицинскую группу является то или
иное заболевание, уровень функционального
состояния и физической подготовленности,
очаги хронической инфекции. Численный
состав групп 10-12 человек. Учебный материал
имеет корригирующую и
Длительность занятия
со студентами специальной медицинской
группы 45-60 мин. Занятие состоит из
3-х частей: подготовительной, основной
и заключительной.
В подготовительной
части занятия используются ходьба
в сочетании с упражнениями на
формирование навыков правильной осанки,
медленный бег, общеразвивающие
упражнения на все мышечные группы,
дыхание упражнения.
В основной части:
на занятиях на свежем воздухе используются упражнения в ходьбе, беге, в сочетании ходьбы с бегом, общеразвивающие упражнения, специальные упражнения, дыхательные упражнения, терренкур, прогулки по лесу, игры на воздухе.
на занятиях в
зале используются специальные упражнения
направленные на укрепления всех функциональных
систем организма и профилактику заболеваний
у студентов (партерная гимнастика, суставная
гимнастика, дыхательные упражнения по
системе йога, упражнения на развитие
мышечного корсета, упражнения с отягощением,
выполнение упражнений на тренажерах).
В заключительной части
занятия используются упражнения на
растягивание, релаксацию, дыхательные
упражнения.
Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья
(специальные медицинские
группы)
Очень важно своевременно
выявить детей, имеющих отклонения
в состоянии здоровья, которые
еще не носят необратимый характер,
но снижают физическую работоспособность,
задерживают развитие организма. Этому
способствует раннее обнаружение патологических
состояний, систематическое наблюдение
за больными детьми и детьми, подверженными
факторам риска.
Для оценки здоровья
детей и подростков есть четыре критерия:
наличие или отсутствие хронических
заболеваний; уровень функционирования
основных систем организма; степень
сопротивляемости неблагоприятным
воздействиям; уровень физического
развития и степень его гармоничности.
Очень велико воздействие
на детей и подростков социальной
среды. Это и здоровье родителей,
и особенности течения
Сегодня в школах,
гимназиях и лицеях большой процент
детей имеет отклонения в состоянии
здоровья. Это ОРВИ, ангины, хронический
тонзиллит, аллергические заболевания,
нарушения зрения, функций опорно-двигательного
аппарата, желудочно-кишечные заболевания,
невриты, болезни сердечно-сосудистой
системы и т.п.
Характер патологических
отклонений зависит от возраста детей.
У детей 2—4 лет в основном выявляются
обратимые сдвиги функционального
характера.
Хронические заболевания
формируются в более старшем возрасте
(главным образом в школьные годы), но нередко
они возникают в возрасте 4—7 лет (заболевания
носоглотки, нарушения осанки, болезни
кожи, желудочно-кишечного тракта и др.).
Первое место занимают заболевания носоглотки,
затем идут близорукость, нарушение осанки,
плоскостопие, заболевания органов пищеварения,
дыхания, нервно-психические расстройства.
Выделяют следующие
группы здоровья: группа I — здоровые,
не имеющие хронических заболеваний, с
соответствующим возрасту физическим
развитием. Редко болеют; группа II — здоровые,
с морфофункциональными отклонениями,
без хронических заболеваний, но имеющие
отклонения в физическом развитии; группа
III — больные хроническими заболеваниями
в стадии компенсации; редко болеют острыми
заболеваниями, хорошо себя чувствуют,
имеют высокую работоспособность; группа
IV — больные хроническими заболеваниями
в стадии субкомпенсации, часто болеющие,
со сниженной трудоспособностью; группа
V — больные хроническими заболеваниями
в стадии декомпенсации. Обычно с такой
патологией дети не посещают школу, они
находятся в специальных лечебных учреждениях.
Kомплексную оценку
состояния здоровья дает врач-педиатр
дошкольного учреждения, школы. Дети и
подростки, отнесенные к разным группам,
требуют дифференцированного подхода
при занятиях физкультурой или лечебной
физкультурой.
Для первой группы здоровья
учебная, трудовая и спортивная деятельность
организуется без каких-либо ограничений
в соответствии с программами.
Дети второй группы
здоровья нуждаются в повышенном
внимании со стороны врачей как группа
риска. С ними необходимо проводить
закаливание, занятия физкультурой,
диетотерапию, соблюдать рациональный
режим дня.
Дети третьей, четвертой
и пятой групп здоровья должны
находиться под постоянным наблюдением
врачей. Их двигательный режим ограничен,
удлиняется продолжительность отдыха
и ночного сна.
Формы проведения физических
занятий с детьми
1. Проведение утренней
гимнастики или прогулки.
2. Проведение физкультпаузы
между уроками, на большой
3. Пребывание на
воздухе не менее 3,5 часов.
4. 5—6-разовое питание,
витаминизация, два раза в году
(ноябрь-декабрь, январь-
5. Закаливающие процедуры (обтирания, обливания, души, ванны, сауна и пр.).
Организация физического
воспитания школьников с ослабленным
здоровьем
Правильное распределение
детей по медицинским группам
для занятий физкультурой является
важной частью работы врача-педиатра и
учителя физкультуры.
Распределение школьников
по медицинским группам производит
врач-педиатр на основании «Положения
о врачебном контроле за физическим
воспитанием населения СССР» Приказ №
826 от 9.XI.1966 г.». Это позволяет правильно
дозировать физические нагрузки в соответствии
с состоянием здоровья школьников.
Все учащиеся, занимающиеся
физкультурой по государственным программам,
на основе данных о состоянии их
здоровья, физического развития и
физической подготовленности делятся
на три группы: основная, подготовительная,
специальная.
K основной группе относят
школьников без отклонений в состоянии
здоровья, а также имеющих незначительные
отклонения, при достаточном физическом
развитии.
K подготовительной
группе относят школьников без отклонений
в состоянии здоровья, а также с незначительными
отклонениями, при недостаточном физическом
развитии.
K специальной медицинской
группе относят школьников с отклонением
в состоянии здоровья постоянного или
временного характера, требующим ограничения
физических нагрузок.
Для школьников подготовительной
и специальной медицинских
Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.
Общие рекомендации
по физическому воспитанию школьников
Основная группа.
1. Занятия по программе физического
воспитания в полном объеме. 2. Сдача
каких-либо нормативов. 3. Занятие в
одной из спортивных секций, участие
в соревнованиях.
Подготовительная
группа. 1. Занятия по программе физического
воспитания при условии более постепенного
ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных
испытаний (нормативов) и норм на срок
до одного года. 2. Занятия в секции общей
физической подготовки.
Специальная медицинская
группа. 1. Занятия по особой программе
или отдельным видам
Следует заметить, что
перевод из одной группы в другую
производится при ежегодном медицинском
обследовании школьников. Переход из
специальной медицинской группы
в подготовительную возможен при условии
положительных результатов лечения и
успехов при занятиях физкультурой, закаливании,
то есть при наличии положительной динамики.
Организация систематических
занятий физкультурой требует проведения
ряда практических мероприятий. Во-первых,
преподавателю физкультуры
Заболевания и сроки
возобновления занятий
Специальные медицинские
группы комплектуются из учащихся,
для которых физическая нагрузка,
получаемая на уроках физкультуры, противопоказана
или требует значительного
В специальную медицинскую
группу включают также школьников,
страдающих другими заболеваниями,
из-за которых в данное время необходимо
значительно ограничить физическую
нагрузку (после перенесенного
K этой же группе относят
школьников, для которых физическая нагрузка
не представляет опасности, но они не могут
заниматься по общей программе из-за дефектов
ОДА, анкилозов, контрактур, резкой атрофии
мышц, после травматических повреждений,
хронического инфекционного полиартрита,
сопровождающегося ограничением подвижности
суставов; имеющие остаточные явления
полиомиелита, а также выраженную деформацию
позвоночника II—III степени.
K группе с отклонениями
в состоянии здоровья относят учащихся
с хроническими заболеваниями (очаговая
инфекция ротовой полости, носоглотки,
придаточных пазух носа и др.). Особенно
распространен хронический тонзиллит
(20—40% учащихся), кариес зубов — почти
90% и др. Известно, что хронические очаги
воспаления в носоглотке и полости рта
изменяют общую реактивность организма,
снижают его защитные функции, естественную
сопротивляемость инфекциям. Дети часто
болеют в период подъема острых респираторных
вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них
нередки обострения хронического тонзиллита,
отита, гайморита.
Очаг инфекции в
носоглотке может провоцировать
бронхит, воспаление легких, переход
их в хроническую форму.
Хронический тонзиллит
сказывается и на работоспособности
школьников во время учебных занятий,
так как интоксикация ведет к
снижению функциональных возможностей
таких систем организма как сердечно-
При формировании специальных
медицинских групп следует
Примерные показания для определения медицинской группы
при некоторых
отклонениях в состоянии