Состояния спортсмена и управления ими

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:10, реферат

Описание работы

В рабочем периоде различают быстрые изменения функций в самый начальный период работы -состояние врабатывания и следующее за ним относительно неизменное (а точнее, медленно изменяющееся) состояние основных физиологических функций, так называемое устойчивое состояние. В процессе выполнения упражнения развивается утомление, которое проявляется в снижении работоспособности, т. е. невозможности продолжать упражнение на требуемом уровне интенсивности, или в полном отказе от продолжения данного упражнения.

Содержание

Введение
Глава 1. Состояния спортсмена
1.1 Предстартовое состояние
1.2 Востоновительное состояния
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ФИЗРА.docx

— 43.16 Кб (Скачать)

     определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена);

     формирование  и актуализацию мотивов участия  в соревновании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть побуждения только личного  значения; мотивы повышают интерес  к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);

     вероятностное программирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);

     саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);

     6) сохранение и восстановление  нервно-психической свежести (имеются  в виду особенности поведения  спортсмена за некоторое время  до соревнований, когда необходимо  правильно построить режим дня,  уметь отвлекаться от мыслей  о соревновании и т.п. – все  эти мероприятия должны быть  источником накопления нервно-психического  потенциала).

     Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований 

     Весь  процесс психологического обеспечения  спортивной деятельности можно представить  как управление подготовительной деятельностью  и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью  спортсмена. Это связано в первую очередь с тем, что в соревнованиях  часто бывают такие ситуации, в  которых определенное вмешательство  будет полезным и необходимым. 

     Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и  хорошей психологической готовностью  к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его  состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного  решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень  высока, когда спортсмен стремится  использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата. 

     В таких случаях срочное вмешательство  в деятельность спортсмена может  помочь. Управление деятельностью спортсмена достаточно целесообразно и в  случаях явных пробелов в психической  готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям, поэтому  в психологии спорта особенное место  занимает понятие ситуативное управление. 

     Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта. 

     Определяющим  звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирования включает в себя несколько этапов. 

     Первый  этап 

     Решается  специальная задача – снижение общей  психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).

     Второй  этап

     После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный  сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который  позволяет:

     как можно больше отвлечься от всего  окружающего;

     четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.;

     воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен  испытывает обычно в той ситуации.

          Третий этап

     В заключение спортсмену делаются следующие  внушения:

     он  должен быть спокоен и уверен в  себе, работать с полной отдачей  сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде (учебно-тренировочные занятия), не сомневаться, что находится в  прекрасной спортивной форме;

     ему следует напомнить о характере  поведения при выходе на старт  и на старте: твердый уверенный  взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т.д.;

     ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к  победе, к успеху);

     ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).

         Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.

          Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие – мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.

     Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований). 
 
 
 

Заключение

В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий  тренировочных занятий.

Необходимо отметить, что спортивный результат слагается  из трех составляющих:

физической подготовки;

Функциональной  подготовки;

Совершенствования механизмов нервно-психической регуляции  деятельности и поведения человека.

Спортивный результат  снижается при ослаблении любой  из этих "трех опор".

Многочисленные  исследования показывают, что отрицательные  формы предстартовых состояний  не только вызывают отчетливо переживаемый психический дискомфорт, но и отрицательно воздействуют на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования. Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций, т.е. проявления высокой надёжности в соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка предусматривает планомерное  развитие необходимых качеств, способствующих развитию психических, технических  и тактических возможностей спортсмена. Непосредственная психологическая  подготовка к соревнованиям должна базироваться на информации о возможных  и явных соперниках, состоянии  мест соревнований и др. Изучение этих факторов и реальная оценка уровня достижений спортсменов должны служить  основой для формирования стоящей  перед нами задачи. 

Знание предстоящих  трудностей дает возможность путем  соответствующей тренировки, в том  числе психологической, приучить спортсмена к нужным условиям.

Список  использованной литературы 

1. Бабушкин Г.Д.  Психология физического воспитания. - Омск: СибГАФК, 1998. 

2. Киселев Ю.А.  Победи: Размышление и советы  психолога спорта. М: Спортакадемия, 2002. 

3. Психологическое  обеспечение спортивной деятельности. /Под ред. Г.Д. Бабушкина. Омск.: СибГУФК, 2006. 

4. Физическая  культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. 

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика  физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: "Академия", 2000.

Информация о работе Состояния спортсмена и управления ими