Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:10, реферат
В рабочем периоде различают быстрые изменения функций в самый начальный период работы -состояние врабатывания и следующее за ним относительно неизменное (а точнее, медленно изменяющееся) состояние основных физиологических функций, так называемое устойчивое состояние. В процессе выполнения упражнения развивается утомление, которое проявляется в снижении работоспособности, т. е. невозможности продолжать упражнение на требуемом уровне интенсивности, или в полном отказе от продолжения данного упражнения.
Введение
Глава 1. Состояния спортсмена
1.1 Предстартовое состояние
1.2 Востоновительное состояния
Заключение
Список литературы
определение
и формулировку соревновательной цели
(в цели находят выражение объективно
существующие возможности достигнуть
определенного результата, она является
главным регулятором
формирование
и актуализацию мотивов участия
в соревновании (побуждения, вытекающие
из понимания спортсменом
вероятностное программирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);
саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);
6)
сохранение и восстановление
нервно-психической свежести (имеются
в виду особенности поведения
спортсмена за некоторое время
до соревнований, когда необходимо
правильно построить режим дня,
Ситуативное
управление состоянием и поведением
спортсмена в условиях соревнований
Весь
процесс психологического обеспечения
спортивной деятельности можно представить
как управление подготовительной деятельностью
и соревновательной деятельностью.
Особенно выделяется своей сложностью
управление соревновательной деятельностью
спортсмена. Это связано в первую
очередь с тем, что в соревнованиях
часто бывают такие ситуации, в
которых определенное вмешательство
будет полезным и необходимым.
Порой
случается, что спортсмен, обладающий
сильным спортивным характером и
хорошей психологической
В
таких случаях срочное
Мероприятия
по управлению предсоревновательными
и соревновательными состояниями спортсмена
издавна называют секундированием. Обычно
этот термин используют в единоборствах.
В современной практике метод секундирования
спортсмена разрешается использовать
в различных видах спорта.
Определяющим
звеном для проведения сеанса секундирования
обычно служит чрезмерно высокий уровень
эмоционального возбуждения, поэтому
главной задачей секундирования является
снижение психического напряжения. Процесс
секундирования включает в себя несколько
этапов.
Первый
этап
Решается специальная задача – снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).
Второй этап
После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет:
как можно больше отвлечься от всего окружающего;
четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.;
воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.
Третий этап
В заключение спортсмену делаются следующие внушения:
он
должен быть спокоен и уверен в
себе, работать с полной отдачей
сил, полностью реализовать все,
что заложено в подготовительном
периоде (учебно-тренировочные занятия)
ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т.д.;
ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);
ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).
Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.
Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие – мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.
Таким
образом, ситуативное управление включается
в ритуал предсоревновательного поведения
спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая
вскрыть резервные возможности. Кроме
того, оно может успешно использоваться
в ходе соревнований (перед началом следующего
этапа соревнований).
Заключение
В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий.
Необходимо отметить, что спортивный результат слагается из трех составляющих:
физической подготовки;
Функциональной подготовки;
Совершенствования механизмов нервно-психической регуляции деятельности и поведения человека.
Спортивный результат снижается при ослаблении любой из этих "трех опор".
Многочисленные исследования показывают, что отрицательные формы предстартовых состояний не только вызывают отчетливо переживаемый психический дискомфорт, но и отрицательно воздействуют на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования. Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций, т.е. проявления высокой надёжности в соревновательной деятельности.
Психологическая
подготовка предусматривает планомерное
развитие необходимых качеств, способствующих
развитию психических, технических
и тактических возможностей спортсмена.
Непосредственная психологическая
подготовка к соревнованиям должна
базироваться на информации о возможных
и явных соперниках, состоянии
мест соревнований и др. Изучение этих
факторов и реальная оценка уровня
достижений спортсменов должны служить
основой для формирования стоящей
перед нами задачи.
Знание предстоящих трудностей дает возможность путем соответствующей тренировки, в том числе психологической, приучить спортсмена к нужным условиям.
Список
использованной литературы
1. Бабушкин Г.Д.
Психология физического
2. Киселев Ю.А.
Победи: Размышление и советы
психолога спорта. М: Спортакадемия,
2002.
3. Психологическое
обеспечение спортивной
4. Физическая
культура студента: Учебник / Под ред.
В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.
5. Холодов Ж.К.,
Кузнецов В.С. Теория и