Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:41, курсовая работа
Внедрение неурочных занятий физическими упражнениями в быт должно сопровождаться коренным улучшением их качества. Важно привести неурочные занятия в научно обоснованную систему, органически связанную с режимом всей жизни человека, и, таким образом, действенно способствовать его труду, оптимизации повседневного быта и отдыха. В связи с этим ведется научная разработка методики проведения неурочных форм занятий, уточняются особенности и воспитательные возможности каждой из них.
Введение
Глава 1. Малые формы занятий
1.1 Общая характеристика малых форм занятий
1.2 Утренняя гигиеническая гимнастика
1.3 Вводная гимнастика
1.4 Физкультпаузы и физкультминуты
Глава 2. Крупные формы занятий
2.1 Обща характеристика крупных форм занятий
2.2 Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным
2.3 Виды самодеятельных занятий, имеющих оздоровительную направленность
2.4 Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха
Глава 3. Соревновательные формы занятий
3.1 Соревновательный метод в физическом воспитании
3.2 Понятие о соревновательных формах занятий
Заключение
Список литературы
Согласно накопленным
исследовательским данным, в распространенном
сейчас во многих сферах профессионального
труда восьмичасовом режиме рабочего
дня целесообразно выделять до 5—6
физкультпауз и физкультминут, в
том числе 2 основные физкультпаузы,
одна из которых вводится спустя примерно
2—3 ч после начала работы, а вторая
— за 2—2,5 ч до ее окончания (физкульминуты
проводятся при необходимости через
каждые час-полтора работы, а микропаузы
— и чаще). Тут неизбежны, конечно,
вариации, зависящие от конкретного
характера и условий трудовой
деятельности. Это относится и
к содержанию физкультпауз и физкультминут,
и к параметрам связанных с
ними нагрузок. Так, при тяжелом физическом
труде они включают менее интенсивные,
чем трудовые, двигательные действия,
в которых в значительной, подчас
преобладающей, мере выражены моменты
рационального мышечного
Принципиально полезность этих и других форм производственной физической культуры на вызывает сомнений. Очевидна и необходимость углубленной разработки методики оптимального использования ее быстро модифицирующихся факторов в системе НОТ. Установка «чем больше, тем лучше» здесь явно не подходит. Предстоит детально определить закономерности профессионально-прикладной физической культуры с учетом тенденций кардинального изменения содержания и условий труда в эпоху научно-технической революции[23].
Наконец, еще одним примером, иллюстрирующим особенности малых форм занятий в условиях повседневной жизни, могут служить микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера[5].
Речь идет об относительно небольших по разовым затратам времени, но, как правило, ежедневных порциях физических упражнений, в том числе и включающих некоторые бытовые двигательные действия. Путем соответствующего дозирования нагрузки им придается тот или иной парциальный тренировочный эффект, возможный в условиях жестко ограниченного времени, которое удается выделить между основными и другими неотложными делами.
Такие микросеансы упражнений
могут включать, в частности, дозированные
ходьбу или бег по домашней лестнице
(вместо подъема и спуска на лифте),
серийные многоскоки со скакалкой, серии
локальных и региональных силовых
упражнений и упражнений «в растягивании»
во время, например, просмотра телепрограмм,
между бытовыми делами по самообслуживанию.
Элементарный порядок использования
упражнений и в этих случаях предполагает
трехфазовую последовательность действий:
вначале разминочную серию
Естественно, что обеспечить
развитие даже отдельных сторон тренированности
микросеансами упражнений можно
лишь в узких пределах, если, конечно,
они не перерастают в развернутые
формы занятий физическими
Глава 2. Крупные формы занятий
2.1 Обща характеристика крупных форм занятий
При всей относительности
различий между малыми и крупными
формами построения занятий в
физическом воспитании и самовоспитании
они объективно далеко не равнозначны,
в том числе и тогда, когда
организуются на самодеятельных началах.
Условно крупными можно назвать
те из форм занятий в самодеятельном
физкультурном движении, которые
имеют многоминутную
2.2 Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным
Самодеятельные тренировочные
занятия, подобные урочным (индивидуальные
или групповые). Для многих, особенно
для людей зрелого возраста, они
уже стали основной формой личной
организации физического
Выбор предмета занятий в
данном случае определяется, кроме
прочего, индивидуальными интересами,
способностями и полученным ранее
физическим образованием. Вместе с
тем существенное влияние на их практическую
ориентацию оказывают условия жизни
и другие обстоятельства, в том
числе и конъюнктурные, связанные
с модой на те или иные физкультурные
увлечения (достаточно вспомнить, например,
недавние приливы и отливы массового
интереса к аэробике, йоге, гимнастике
ушу и т. д.). Долг специалистов в
этом отношении - тактично формировать
индивидуальные интересы и установки
в соответствии с принципами научной
системы физического
В принципе и на рассматриваемые формы тренировочных занятий, хотя они организуются на самодеятельных началах, распространяются известные общие положения методики физического воспитания (включая и те, что касаются структуры основных форм занятий), но, разумеется, постольку, поскольку эти методические основы удается реализовать при отсутствии непосредственного руководства специалиста, т. е. постольку, поскольку сами занимающиеся (а в групповых занятиях по крайней мере один из занимающихся, выполняющий роль ведущего) овладевают соответствующими специальными знаниями, умениями, навыками. Иначе говоря, качество построения и вся эффективность таких занятий в наибольшей мере зависят от уровня физкультурной образованности занимающихся, что в условиях развертывания массового физкультурного движения остро выдвигает проблему всеобщего физкультурного образования и его постоянного углубления, расширения сети физкультурно-методических и врачебно-физкультурных консультаций и создания хорошей (доходчивой, но не упрощенной) методической литературы для широких слоев населения, направленной на рационализацию самодеятельных физкультурных занятий. [3].
Целесообразный объем
затрат времени на самодеятельные тренировочные
занятия в различные возрастные
периоды и в разных конкретных
условиях жизнедеятельности не остается,
естественно, постоянным. Когда такие
занятия становятся основным фактором
сохранения и совершенствования
индивидуальной физической кондиции (после
завершения базового общеобязательного
курса физического воспитания), они
должны быть не менее чем трех-
2.3 Виды самодеятельных
занятий, имеющих
По степени влияния на организм все виды занятий, имеющих оздоровительную направленность (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе “хатха-йога”[3].
Ритмическая гимнастика
Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания - на двигательный аппарат, методы релаксации и. самовнушения - на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии - выносливость, танцевальные - пластичность и т. д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.
Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения.. ЧСС не превышает 130- 140 уд/мин, т. е. не выходит за пределы аэробной зоны; потребление кислорода увеличивается до 1,0-1,5 л/мин; содержание молочной кислоты не превышает уровня ПАНО - около 4,1 ммоль/л. Таким образом, работа в партере носит преимущественно аэробный характер. В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, локальные упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130-140 уд/мин, танцевальные движения - до 150-170, а глобальные (наклоны, глубокие приседания) - до 160-180 уд/мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений, в которых при определенном темпе ЧСС может достигать 180-200 уд/мин, а потребление кислорода - 2,3 л/мин, что соответствует 100% МПК. Таким образом, эти серии носят преимущественно анаэробный характер энергообеспечения (или смешанный с преобладанием анаэробного компонента); содержание лактата в крови к концу тренировки в этом случае достигает 7,0 ммоль/л, кислородный долг - 3,0 л[21].
В зависимости от подбора
серий упражнений и темпа движений
занятия ритмической
На занятиях оздоровительной
направленности выбор темпа движений
и серий упражнений должен осуществляться
таким образом, чтобы тренировка
носила в основном аэробный характер
(с увеличением ЧСС в пределах
130-150 уд/мин). Тогда наряду с улучшением
функций опорно-двигательного
Атлетическая гимнастика
Занятия атлетической гимнастикой
вызывают выраженные морфофункциональные
изменения (преимущественно нервно-
При наблюдении за 30-летними мужчинами, в течение двух лет занимающимися атлетической гимнастикой, было отмечено повышение артериального давления в среднем со 121/70 до 130/78 мм рт. ст. (а у 30 % из них-де 140/80 мм рт.ст.), снижение жизненного индекса (в результате увеличения массы тела) с 72 до 67 мл/кг, увеличение ЧСС в покое с 71 до 74 уд/мин (Ю. М. Данько, 1974). При выполнении функциональной нагрузочной пробы количество атипических реакций на нагрузку увеличилось от 2 до 16 (из 30 обследованных), время восстановления пульса - от 2,9 до 3,7 мин. По данным электрокардиографического исследования, обнаружено перенапряжение миокарда у 12 % занимающихся. Помимо увеличения мышечной массы, этим негативным изменениям способствуют также большое нервное напряжение и задержка дыхания при натуживании. При этом резко повышается внутригрудное давление, уменьшается приток крови к сердцу, его размеры и ударный объем; в результате снижается миокардиальный кроваток и развивается кратковременная ишемия миокарда. При длительных перегрузках, нередко имеющих место в атлетической гимнастике, указанные изменения могут приобрести необратимый характер (особенно у людей старше 40 лет). Вот почему наращивание мышечной массы не должно быть самоцелью. Атлетические упражнения можно рекомендовать в качестве средства общего физического развития для молодых здоровых мужчин - в сочетании с упражнениями, способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости. Так, например, при сочетании упражнений с отягощениями со спортивными играми отмечено повышение физической работоспособности по тесту PWC170 с 1106 до 1208 кгм/мин, а с беговой тренировкой - до 1407 кгм/мин, тогда как при занятиях “чистым” атлетизмом такого эффекта не наблюдалось (А. Н. Мамытов, 1981). При сочетании силовых упражнений с плаванием и бегом (4 раза в неделю - атлетическая гимнастика и 2 раза - тренировка на выносливость) наряду с выраженным увеличением силы и силовой выносливости отмечено увеличение показателей теста PWC170 с 1100 до 1300 кгм/мин и МПК с 49,2 до 53,2 мл/кг[10].