Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:03, реферат
С момента своего "изобретения" в конце XIX века, игра в волейбол, благодаря введению в 1998 г. новых правил соревнований переживает свое второе рождение. По своей распространенности эта игра занимает вместе с баскетболом и футболом ведущее положение на мировой спортивной арене.
Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая психологическая подготовка. Развитие процессов восприятия…………………………………………………………... 5
Глава 2. Развитие внимания и волевых качеств…………………. 10
Глава3. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям…………………………………………………..…13
Заключение…………………………………………………….......... 17
Список использованной литературы…………………………..…18
Прежде всего, необходимо выработать у игроков сознательное отношение к овладению техникой и тактикой игры, заинтересовать этой работой, поставить перед игроком конкретные задачи на определенный срок с тем, чтобы непременно решить их. В занятия следует включать упражнения, различные по сложности и трудности, и обязательно контролировать их выполнение. Проводить занятия нужно при любых условиях.
Выдержка и самообладание
Эти волевые качества необходимы волейболистам
для успешного преодоления
Чтобы преодолеть утомление и болевые ощущения, следует добиваться точного выполнения любого задания. Развить специальную выносливость, тренироваться и играть в усложненных условиях. Особое значение имеет воспитание у игроков чувства дружбы и товарищества, умения подчинять личные интересы интересам коллектива.
Только в таком случае игрок будет твердо уверен в том, что товарищи всегда поддержат его в трудные моменты.
Решительность и смелость
Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные решения в ответственные моменты игры, смело принимать на себя ответственность, вступать в единоборство.
Включение в тренировочный процесс
хоккея, баскетбола, прыжков в воду,
акробатических упражнений, выполнение
которых связано с известным
риском и требует преодоления
боязни, колебаний и т.д., поможет
развить у волейболистов
Инициативность и дисциплинированность
Инициативный игрок является организатором, ведет за собой команду, вносит в игру дух творчества, не поддается постороннему нежелательному влиянию. Дисциплинированность выражается в умении игрока подчинить свои действия задачам коллектива, плану действий всей команды.
Развитие инициативности у волейболистов
возможно лишь при хорошей технической
и тактической
Эффективным средством воспитания этого качества являются двусторонние игры со специальными заданиями в условиях, требующих от игроков максимального проявления инициативности.
Что касается дисциплинированности,
то сознательная дисциплина предполагает
не слепое, по принуждению, а добровольное
подчинение на основе осознанного долга.
Для дисциплинированного
Глава 3. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям.
Психологическая подготовка волейболистов
к предстоящему соревнованию или
отдельной игре осуществляется на основе
общей психологической
1. Осознание игроками
2. Осознание конкретных условий (время, место, освещенность, температура и т.п.).
3. Изучение сильных и слабых
сторон противника и
4. Твердая уверенность в своих
силах и возможностях в
5. Преодоление отрицательных
Часто приходится встречаться с волейболистами, которые демонстрируют высокое мастерство на тренировках, а в игре бывают неузнаваемы. Подобная трансформация может быть вызвана как напряжением, так и, наоборот, апатией перед игрой. Эти состояния принято называть предстартовыми. Их можно подразделить на 4 основных вида:
а) боевая готовность;
б) лихорадка;
в) апатия;
г) самоуспокоенность.
Самым благоприятным является состояние боевой готовности, оно характеризуется активным стремлением к победе, уверенностью в своих силах, обострением восприятия, внимания, мышления, памяти.
Состояние предыгровой лихорадки характеризуется сильным волнением, быстрой сменой совершенно противоположных по содержанию эмоций, отсутствием сосредоточенности, импульсивностью, расстройством внимания, рассеянностью, раздражительностью. Проявляется это состояние в дрожании рук, ног, потливости, повышенной речевой активности.7
Состояние предыгровой апатии противоположно стартовой лихорадке: пониженная возбудимость, выражающаяся в вялости психических процессов, сонливость, отсутствие желания участвовать в игре; упадок сил, резкое ослабление восприятия и внимания, скованность движений, состояние угнетенности, необщительность, бледность, холодный пот, неверие в свои силы.
Состояние самоуспокоенности
Для преодоления отрицательных
эмоциональных состояний и
1. Волейболист внешне не должен
выражать ни сильное волнение,
ни неуверенность, мимикой,
2. В разминке следует применять
специальные движения, упражнения,
различные по скорости, темпу,
амплитуде, мышечному
3. Регулировать дыхание при
4. Применять специальный массаж, оказывающий успокаивающее или возбуждающее воздействие.
5. Воздействовать на различные анализаторы, в первую очередь на зрение и слух.
6. Наконец, подбодрить, успокоить,
обрадовать словами. Большую
7. Преднамеренно изменять
8. Изменять направленность и
сосредоточенность внимания. Сосредоточение
внимания на отрицательных
9. Применять методы аутогенной
тренировки. Следует также упомянуть
и об обязательных
Режим в день игры. Избегать каких-либо напряженных действий, длительных прогулок, долгого лежания.
Целесообразно провести легкую тренировку с мячом. Питание должно быть умеренным, привычным, за 3-4 часа до игры.8
Разминку спортсмены должны проводить самостоятельно, но обязательно включать в нее несколько групповых упражнений. Закончить разминку необходимо за 6—8 мин. до игры. Очень важно собрать всех игроков вместе и провести двух-, трехминутную беседу. Напомнить основное, сказать что-нибудь ободряющее.
В процессе игры возникают ситуации, которые требуют вмешательства тренера. Он должен вносить коррективы в действия игроков команды, которые почему-либо отходят от принятых установок или не учитывают игры противника; акцентировать внимание на определенные действия противника как в защите, так и в нападении.
Замены могут быть произведены
в любые моменты игры и по любому
поводу. Но при этом тренер должен хорошо
знать своих игроков и
Перерывы необходимы для отдыха,
сбивания темпа игры противника, поднятия
морального духа, мобилизации, корректирования
тактических действий, индивидуальной
игры спортсменов и т. д. Тренеру
никогда не следует кричать на
игроков, осуждать их. Спокойное, ровное,
уверенное поведение тренера
важно для психологической
Заключение.
В условиях возрастающей
тенденции роста
В волейболе множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков, выигрывает относительно слабая команда. Объясняют же это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным противником, который недооценивает соперника и вступает с ним в борьбу в состоянии меньшей мобилизованности.
Специфика определенного вида спорта накладывает отпечаток на развитие тех или иных сторон психики человека и его восприятий: внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, морально-волевых качеств. Следовательно, для того чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке волейболистов, необходимо изучить психологические особенности их деятельности. Знание этих особенностей поможет целенаправленно и планомерно воспитывать те психические качества волейболистов, которые необходимы для успешного выступления в соревнованиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Беляева А.В, Савина М В. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. − М.: Физкультура, образование, наука, 2000. с.42
2 Эйргон, А., Мацудайра Я. Так побеждать. СПб.,1994. С. 54
3 Железняк Ю.Д, Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. − М.: Академия, 2000. С. 73
4 Клещев, Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 33
5 Клещев, Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 55
6 Беляева А.В, Савина М В. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. − М.: Физкультура, образование, наука, 2000. с.90
7 Клещев, Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 85
8 Клещев, Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 67
Информация о работе Содержание психологический подготовки волейболистов