Содержание психологический подготовки волейболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:03, реферат

Описание работы

С момента своего "изобретения" в конце XIX века, игра в волейбол, благодаря введению в 1998 г. новых правил соревнований переживает свое второе рождение. По своей распространенности эта игра занимает вместе с баскетболом и футболом ведущее положение на мировой спортивной арене.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая психологическая подготовка. Развитие процессов восприятия…………………………………………………………... 5
Глава 2. Развитие внимания и волевых качеств…………………. 10
Глава3. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям…………………………………………………..…13
Заключение…………………………………………………….......... 17
Список использованной литературы…………………………..…18

Работа содержит 1 файл

физра1.docx

— 40.63 Кб (Скачать)

Прежде всего, необходимо выработать у игроков сознательное отношение к овладению техникой и тактикой игры, заинтересовать этой работой, поставить перед игроком конкретные задачи на определенный срок с тем, чтобы непременно решить их. В занятия следует включать упражнения, различные по сложности и трудности, и обязательно контролировать их выполнение. Проводить занятия нужно при любых условиях.

Выдержка и самообладание

Эти волевые качества необходимы волейболистам  для успешного преодоления неблагоприятных  эмоциональных состояний: чрезмерной возбудимости, растерянности, подавленности, для преодоления нарастающего утомления.

Чтобы преодолеть утомление и болевые  ощущения, следует добиваться точного  выполнения любого задания. Развить специальную выносливость, тренироваться и играть в усложненных условиях. Особое значение имеет воспитание у игроков чувства дружбы и товарищества, умения подчинять личные интересы интересам коллектива.

Только в таком случае игрок  будет твердо уверен в том, что  товарищи всегда поддержат его в  трудные моменты.

Решительность и смелость

Эти качества выражаются в способности  своевременно находить и принимать  обдуманные решения в ответственные  моменты игры, смело принимать  на себя ответственность, вступать в  единоборство.

Включение в тренировочный процесс  хоккея, баскетбола, прыжков в воду, акробатических упражнений, выполнение которых связано с известным  риском и требует преодоления  боязни, колебаний и т.д., поможет  развить у волейболистов решительность  и смелость.6

Инициативность и дисциплинированность

Инициативный игрок является организатором, ведет за собой команду, вносит в  игру дух творчества, не поддается  постороннему нежелательному влиянию. Дисциплинированность выражается в  умении игрока подчинить свои действия задачам коллектива, плану действий всей команды.

Развитие инициативности у волейболистов  возможно лишь при хорошей технической  и тактической подготовленности. Инициативность воспитывается только в процессе самостоятельного решения  поставленных задач, самостоятельного нахождения путей и средств для достижения поставленной цели.

Эффективным средством воспитания этого качества являются двусторонние игры со специальными заданиями в  условиях, требующих от игроков максимального  проявления инициативности.

Что касается дисциплинированности, то сознательная дисциплина предполагает не слепое, по принуждению, а добровольное подчинение на основе осознанного долга. Для дисциплинированного человека характерны исполнительность, организованность. В дисциплинированности находят выражение все волевые качества.

 

Глава 3. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям.

Психологическая подготовка волейболистов  к предстоящему соревнованию или  отдельной игре осуществляется на основе общей психологической подготовки и связана с задачами, возникающими перед спортсменами в конкретном соревновании. К этим задачам относят:

1. Осознание игроками особенностей  предстоящей игры.

2. Осознание конкретных условий  (время, место, освещенность, температура  и т.п.).

3. Изучение сильных и слабых  сторон противника и подготовка  к встрече, а также оценка  собственных возможностей.

4. Твердая уверенность в своих  силах и возможностях в выполнении  поставленных задач.

5. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой.

Часто приходится встречаться с  волейболистами, которые демонстрируют  высокое мастерство на тренировках, а в игре бывают неузнаваемы. Подобная трансформация может быть вызвана  как напряжением, так и, наоборот, апатией перед игрой. Эти состояния  принято называть предстартовыми. Их можно подразделить на 4 основных вида:

а)  боевая готовность; 
б) лихорадка; 
в) апатия; 
г)  самоуспокоенность.

Самым благоприятным является состояние  боевой готовности, оно характеризуется  активным стремлением к победе, уверенностью в своих силах, обострением восприятия, внимания, мышления, памяти.

Состояние предыгровой лихорадки характеризуется сильным волнением, быстрой сменой совершенно противоположных по содержанию эмоций, отсутствием сосредоточенности, импульсивностью, расстройством внимания, рассеянностью, раздражительностью. Проявляется это состояние в дрожании рук, ног, потливости, повышенной речевой активности.7

Состояние предыгровой апатии противоположно стартовой лихорадке: пониженная возбудимость, выражающаяся в вялости психических процессов, сонливость, отсутствие желания участвовать в игре; упадок сил, резкое ослабление восприятия и внимания, скованность движений, состояние угнетенности, необщительность, бледность, холодный пот, неверие в свои силы.

Состояние самоуспокоенности характеризуется  отсутствием готовности к волевым  напряжениям, переоценкой своих  сил и возможностей, недооценкой  сил противника, важности игры и  т. д. Имеется еще множество промежуточных  предыгровых состояний.

Для преодоления отрицательных  эмоциональных состояний и регулирования  их необходимо использовать специальные  приемы, систематизированные учеными:

1. Волейболист внешне не должен  выражать ни сильное волнение, ни неуверенность, мимикой, движениями  стараться выразить состояние  уверенности.

2. В разминке следует применять  специальные движения, упражнения, различные по скорости, темпу,  амплитуде, мышечному напряжению (в зависимости от особенностей  эмоционального состояния), которые  могут снизить излишнее возбуждение  или снять состояни подавленности.

3. Регулировать дыхание при помощи  специальных упражнений, различных  по глубине, интенсивности, частоте,  ритму, продолжительности.

4. Применять специальный массаж, оказывающий успокаивающее или  возбуждающее воздействие.

5. Воздействовать на различные  анализаторы, в первую очередь  на зрение и слух.

6. Наконец, подбодрить, успокоить,  обрадовать словами. Большую роль  при этом имеет самоприказ, самоободрение, самопобуждение: «Я выиграю», «Я должен», «Я добьюсь» и т. п.

7. Преднамеренно изменять направленность  и содержание мыслей и представлений.  Чтобы преодолеть предыгровое волнение, спортсмены частенько вспоминают об удачно проведенных играх, о своих друзьях, приятно проведенном времени и т.д.

8. Изменять направленность и  сосредоточенность внимания. Сосредоточение  внимания на отрицательных переживаниях  усиливает их, отвлечение — ослабляет.

9. Применять методы аутогенной  тренировки. Следует также упомянуть  и об обязательных собеседованиях  с волейболистами по тактике  игры, анализе игры противника  в нападении и защите.

Режим в день игры. Избегать каких-либо напряженных действий, длительных прогулок, долгого лежания.

Целесообразно провести легкую тренировку с мячом. Питание должно быть умеренным, привычным, за 3-4 часа до игры.8

Разминку спортсмены должны проводить  самостоятельно, но обязательно включать в нее несколько групповых  упражнений. Закончить разминку необходимо за 6—8 мин. до игры. Очень важно собрать  всех игроков вместе и провести двух-, трехминутную беседу. Напомнить основное, сказать что-нибудь ободряющее.

В процессе игры возникают ситуации, которые требуют вмешательства  тренера. Он должен вносить коррективы в действия игроков команды, которые  почему-либо отходят от принятых установок  или не учитывают игры противника; акцентировать внимание на определенные действия противника как в защите, так и в нападении.

Замены могут быть произведены  в любые моменты игры и по любому поводу. Но при этом тренер должен хорошо знать своих игроков и особенности  их поведения в различных периодах игры и различных ситуациях.

Перерывы необходимы для отдыха, сбивания темпа игры противника, поднятия морального духа, мобилизации, корректирования  тактических действий, индивидуальной игры спортсменов и т. д. Тренеру  никогда не следует кричать на игроков, осуждать их. Спокойное, ровное, уверенное поведение тренера  важно для психологической мобилизации  команды в процессе игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В условиях возрастающей тенденции роста конкурентоспособности команд в современном волейболе роль психологической подготовки становится приоритетной для достижения победы над соперником. Наблюдения показывают, что исход соревнований по волейболу определяется в значительной степени психологическими факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба и тем большее значение приобретает психологическое состояние спортсменов.

В волейболе множество  примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков, выигрывает относительно слабая команда. Объясняют же это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным противником, который недооценивает соперника и вступает с ним в борьбу в состоянии меньшей мобилизованности.

Специфика определенного  вида спорта накладывает отпечаток на развитие тех или иных сторон психики человека и его восприятий: внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, морально-волевых качеств. Следовательно, для того чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке волейболистов, необходимо изучить психологические особенности их деятельности. Знание этих особенностей поможет целенаправленно и планомерно воспитывать те психические качества волейболистов, которые необходимы для успешного выступления в соревнованиях.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айрапетьянц Л.Р. «Волейбол». Учебник для высших учебных заведений. − Ташкент, 2006
  2. Беляева А.В, Савина М В. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. − М.: Физкультура, образование, наука, 2000
  3. Клещев, Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003
  4. Железняк Ю.Д, Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. − М.: Академия, 2000
  5. Эйргон, А., Мацудайра Я. Так побеждать. СПб.,1994

 

 

 

1 Беляева А.В, Савина М В. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. − М.: Физкультура, образование, наука, 2000. с.42

2 Эйргон, А., Мацудайра Я. Так побеждать. СПб.,1994. С. 54

3 Железняк Ю.Д, Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. − М.: Академия, 2000. С. 73

4 Клещев, Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 33

5 Клещев, Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 55

6 Беляева А.В, Савина М В. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. − М.: Физкультура, образование, наука, 2000. с.90

7 Клещев, Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 85

8 Клещев, Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 67

 


Информация о работе Содержание психологический подготовки волейболистов