Содержание психологический подготовки волейболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:03, реферат

Описание работы

С момента своего "изобретения" в конце XIX века, игра в волейбол, благодаря введению в 1998 г. новых правил соревнований переживает свое второе рождение. По своей распространенности эта игра занимает вместе с баскетболом и футболом ведущее положение на мировой спортивной арене.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая психологическая подготовка. Развитие процессов восприятия…………………………………………………………... 5
Глава 2. Развитие внимания и волевых качеств…………………. 10
Глава3. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям…………………………………………………..…13
Заключение…………………………………………………….......... 17
Список использованной литературы…………………………..…18

Работа содержит 1 файл

физра1.docx

— 40.63 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ПРИВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка I курса группа 1612В

Зайнуллина Алия

                                                     Проверил(а):

 

 

 

 

 

 

КАЗАНЬ 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………. 3
  2. Глава 1. Общая психологическая подготовка. Развитие процессов восприятия…………………………………………………………... 5
  3. Глава 2.  Развитие внимания и волевых качеств…………………. 10
  4. Глава3. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям…………………………………………………..…13
  5. Заключение…………………………………………………….......... 17 
  6. Список использованной литературы…………………………..…18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

С момента своего "изобретения" в конце XIX века, игра в волейбол, благодаря введению в 1998 г. новых правил соревнований переживает свое второе рождение. По своей распространенности эта игра занимает вместе с баскетболом и футболом ведущее положение на мировой спортивной арене. Во многих странах мира, согласно регистрационной численности активных сторонников, волейбол относят к абсолютно ведущим и популярным видам спорта.

За сто лет своего бурного  развития волейбол прошел путь от игры ради отдыха и развлечения до олимпийского вида спорта с высокими требованиями к атлетической, технической и  психологической подготовленности игроков. Вместе с тем, игра в волейбол продолжает оставаться одним из основных средств организации досуга, поддержания  здорового образа жизни и восстановления работоспособности занимающихся.

В ходе исторического развития волейбола следует отметить ряд  этапов, каждый из которых отличается совершенствованием определенных возможностей отдельных игроков и команд как  в технике и тактике игры, так  и в физической подготовке, а также  соответствующими точками зрения на сущность тренировок. Учитывая, что  игроки в современный волейбол должны отвечать ряду качеств: быть атлетически  сложенными; физически быстрыми; ловкими, выносливыми, способными к точному  восприятию решений в очень короткий промежуток времени; обладать высоким  уровнем интеллектуального понимания  хода развития игры; психически устойчивым к воздействию внешних неблагоприятных  условий.

В ходе исторического развития волейбола следует отметить ряд  этапов, каждый из которых отличается совершенствованием определенных возможностей отдельных игроков и команд как  в технике и тактике игры.

Современная система подготовки волейболистов сложилась в 60-70 г.г. XX века и получила свое научное обоснование  в работах отечественных ученых. Систему подготовки волейболистов  условно можно разделить на ее составляющие: теоретическую, физическую, техническую, тактическую и морально-волевую (психологическую). По мнению ряда авторов к концу XX века уровень физической и технико-тактической подготовки волейболистов достиг своего максимального развития. С введением в 1998 г. новых правил, появилась возможность дальнейшего потенциального развития волейбола как спортивной игры.

Цель работы − разработка подходов психологической подготовки в проявлении спортивного мастерства волейболистов высокого класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая психологическая  подготовка. Развитие процессов восприятия.

Общая психологическая подготовка волейболистов осуществляется в период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими соревнованиями.

Основные задачи общей психологической подготовки волейболиста следующие:

  1. Развитие морально-волевых качеств личности спортсмена.
  2. Развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких, как «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени», «чувство партнера».
  3. Развитие внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения.
  4. Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение 
    и контролировать свои действия.
  5.              Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры.

Зрительные восприятия

Специалисты доказали, что зрительная информация по объему в 80—100 раз превышает  как слуховую, так и все другие виды информации. 1Неудивительно, что волейболисты действуют преимущественно на основе зрительных восприятий.

Умение видеть как можно больше игроков, их положение и перемещение по площадке, непрерывное движение мяча, умение ориентироваться в сложных игровых условиях − важнейшие качества волейболистов. В волейболе многие действия и приемы, например блокирование, приходится совершать на основе периферического зрения. Развитое периферическое зрение в волейболе является основой тактического мастерства спортсменов.

На волейбольной площадке довольно часто можно видеть, как игрок, допустивший ошибку или упустивший верную возможность для выигрыша мяча, или возможность передач  для нападающего удара без  блока, оправдывается перед товарищами: «Я не видел». Немаловажным фактором для  волейболиста является точное восприятие как можно большего количества объектов. Для этого ему необходимо широкое  поле зрения.

Необходимость развития периферического  зрения у волейболистов отмечалась не раз. Заслуженный тренер СССР А. Н. Эйнгорн, рассматривая актуальные проблемы тактики игры, отмечает, что «развитое периферическое зрение в волейболе — существенный фактор для победы, т. к. именно оно при хорошей технической подготовке игроков является основой тактического мастерства спортсменов»2. Поскольку периферическое зрение, по мнению специалистов, является основой тактического мастерства, упражнения для его развития должны занять достойное место в учебно-тренировочной работе. Развить кругозор одними играми нельзя.

Следует отметить, что занятия и  игры должны проходить при нормальном освещении. В условиях недостаточного или чрезмерного освещения происходит перенапряжение глазных мышц. В результате глазное яблоко деформируется и  принимает удлиненную форму, что приводит к значительному сужению поля зрения, к ухудшению глазомера.

Немаловажный фактор — влияние  цвета. Цвет сильно воздействует на организм человека. Психофизиологическая функция  цвета — обеспечить наиболее благоприятные  условия для зрительного восприятия, снизить утомление, улучшить освещенность. Различные цвета неодинаково  воспринимаются глазом, поэтому зрительное восприятие меняется в зависимости  от цвета. Лучше других воспринимается белый цвет, затем желтый и зеленый.

При длительном восприятии темных цветов утомление наступает быстрее. Цвет вызывает впечатление теплоты или  холода, создает иллюзии изменения  длины, ширины или высоты помещения, разницы веса предметов.

Цветовое оформление, скажем, стен спортивного зала, связано с эмоциональным  восприятием и благоприятным  влиянием на нервную систему человека. При монотонной работе полезна окраска  стен в яркие, бодрящие тона, в частности  в оранжевый. При работе, требующей напряженного внимания, целесообразна окраска спокойная, светло-зеленого цвета.

Для развития периферического зрения применяются такие упражнения, как  ведение, перебрасывание и ловля  мяча без зрительного контроля; передачи в парах, тройках, четверках с  поочередным контролем периферическим зрением мяча и партнера; броски мяча в баскетбольное кольцо с  контролем кольца только периферическим зрением.3

Немаловажным фактором является и  спортивная форма игроков. Трусы  и майки должны быть разного цвета, лучше всего светлых тонов. Как  реакция на эти цвета следует  увеличение поля зрения.

 

Восприятие движений

В восприятии движений, как целостного действия приема, так и его отдельных частей отражаются различные их особенности и свойства: характер, форма, амплитуда, направление, продолжительность, скорость, ускорение.

Выполнение любого технического приема в волейболе проходит под постоянным контролем сознания. В спортивной деятельности мышечно-двигательная чувствительность — это основа совершенного овладения  техникой физических упражнений и приемов, тончайшего регулирования спортсменом  своих движений. Кинестетическая  чувствительность является одним из основных компонентов такого сложного специализированного восприятия, как  «чувство мяча».

Развитию точности мышечно-двигательной чувствительности особенно у нападающих следует уделять большое внимание. Необходимо включать в тренировки как можно больше упражнений, связанных с дифференцировкой мышечных усилий.4 Можно рекомендовать упражнения в тройках, четверках с двумя мячами — волейбольным и баскетбольным.

Все действия волейболистов характеризуются  не только большой быстротой, но и  точностью, своевременностью как восприятия, так и ответного движения. Время сложной реакции у волейболистов имеет большие колебания. В состоянии спортивной формы не только резко уменьшается время реагирования и возрастает точность, но и, что особенно важно, сами реакции становятся стабильными. Это говорит о высокой игровой надежности.

Для развития быстроты реакций необходимо включить в учебно-тренировочный  процесс как можно больше скоростных упражнений, требующих быстрого переключения внимания, быстрой смены действий, упражнений с различными неожиданными нелогичными продолжениями. В различных упражнениях следует сокращать расстояния, увеличивать скорость. Хорошо развивает быстроту реакции игра с закрытой сеткой.

Достижение высоких результатов  в волейболе находится в тесной связи с теми возможностями человека, которые позволяют приспособиться к действиям в непривычных  положениях, при перемещениях, выполнять  максимальные по сложности приемы—т. е. определенным образом зависят  от вестибулярной устойчивости.

Раздражение вестибулярного аппарата замедляет скорость движения рук  и ног, нарушает координацию и  точность движений, наконец, вызывает до 30% и более ухудшение зрительных восприятий.5 При этом значительно ослабевает интенсивность и особенно внимание, устойчивость. Отсюда и увеличение количества ошибок.

В тренировочном процессе надо выделять специальное время для развития вестибулярной устойчивости — включать сложнокоординированные виды упражнений, требующие при выполнении их большой активности занимающегося (различные виды акробатических и гимнастических упражнений, прыжки на батуте, различные вращательные движения, всевозможные ускорения, резкое изменение направления бега, упражнения на равновесие, прыжки в воду, плавание, борьба).

 

 

 

 

Глава 2.  Развитие внимания и волевых  качеств.

Успешное выполнение технических  и тактических действий волейболистами в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них  таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение  и переключение.

Быстрая и правильная ориентировка в игре, мгновенная реакция игроков  возможны лишь при высокой интенсивности  и устойчивости внимания. Чем интенсивнее  внимание, тем больше нервной энергии  тратится. Вызывает понижение возбудимости соответствующих клеток коры головного  мозга и раздражения попадают в фазу пониженной возбудимости.

Для развития внимания, игрокам прежде всего необходимо приучить себя работать в разнообразных условиях. Сделать акцент на общую физическую подготовку, так как недостаточная физическая подготовка приводит к быстрому утомлению, а утомление резко снижает внимание спортсмена.

Для распределения и переключения внимания можно вводить в тренировку различные упражнения с несколькими  мячами, всевозможные перемещения, быстрые  переключения внимания с объекта  на объект, с одного действия на другое. Внимание, высокая двигательная активность, острая соревновательная борьба, резкая смена успехов и неудач требуют от волейболистов большого напряжения воли.

Волевые качества спортсмена проявляются  в его действиях, направленных на преодоление трудностей и препятствий, специфичных для данного вида спорта.

Существует два вида трудностей — объективные и субъективные. Объективные обусловливаются особенностями  игры, субъективные — особенностями  личности спортсмена.

Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист, — это  целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность  и смелость, инициативность и дисциплинированность.

Целеустремленность и настойчивость

Эти качества выражаются в ясном  осознании целей и задач, стоящих  перед волейболистами, активном и  неуклонном стремлении к повышению  спортивного мастерства, в трудолюбии.

Информация о работе Содержание психологический подготовки волейболистов