Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:03, реферат
С момента своего "изобретения" в конце XIX века, игра в волейбол, благодаря введению в 1998 г. новых правил соревнований переживает свое второе рождение. По своей распространенности эта игра занимает вместе с баскетболом и футболом ведущее положение на мировой спортивной арене.
Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая психологическая подготовка. Развитие процессов восприятия…………………………………………………………... 5
Глава 2. Развитие внимания и волевых качеств…………………. 10
Глава3. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям…………………………………………………..…13
Заключение…………………………………………………….......... 17
Список использованной литературы…………………………..…18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРИВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
РЕФЕРАТ
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Выполнила: студентка I курса группа 1612В
Зайнуллина Алия
КАЗАНЬ 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
С момента своего "изобретения" в конце XIX века, игра в волейбол, благодаря введению в 1998 г. новых правил соревнований переживает свое второе рождение. По своей распространенности эта игра занимает вместе с баскетболом и футболом ведущее положение на мировой спортивной арене. Во многих странах мира, согласно регистрационной численности активных сторонников, волейбол относят к абсолютно ведущим и популярным видам спорта.
За сто лет своего бурного
развития волейбол прошел путь от игры
ради отдыха и развлечения до олимпийского
вида спорта с высокими требованиями
к атлетической, технической и
психологической
В ходе исторического развития
волейбола следует отметить ряд
этапов, каждый из которых отличается
совершенствованием определенных возможностей
отдельных игроков и команд как
в технике и тактике игры, так
и в физической подготовке, а также
соответствующими точками зрения на
сущность тренировок. Учитывая, что
игроки в современный волейбол должны
отвечать ряду качеств: быть атлетически
сложенными; физически быстрыми; ловкими,
выносливыми, способными к точному
восприятию решений в очень короткий
промежуток времени; обладать высоким
уровнем интеллектуального
В ходе исторического развития волейбола следует отметить ряд этапов, каждый из которых отличается совершенствованием определенных возможностей отдельных игроков и команд как в технике и тактике игры.
Современная система подготовки
волейболистов сложилась в 60-70 г.г.
XX века и получила свое научное обоснование
в работах отечественных
Цель работы − разработка подходов психологической подготовки в проявлении спортивного мастерства волейболистов высокого класса.
Глава 1. Общая психологическая подготовка. Развитие процессов восприятия.
Общая психологическая подготовка волейболистов осуществляется в период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими соревнованиями.
Основные задачи
общей психологической
Зрительные восприятия
Специалисты доказали, что зрительная информация по объему в 80—100 раз превышает как слуховую, так и все другие виды информации. 1Неудивительно, что волейболисты действуют преимущественно на основе зрительных восприятий.
Умение видеть как можно больше игроков, их положение и перемещение по площадке, непрерывное движение мяча, умение ориентироваться в сложных игровых условиях − важнейшие качества волейболистов. В волейболе многие действия и приемы, например блокирование, приходится совершать на основе периферического зрения. Развитое периферическое зрение в волейболе является основой тактического мастерства спортсменов.
На волейбольной площадке довольно
часто можно видеть, как игрок,
допустивший ошибку или упустивший
верную возможность для выигрыша
мяча, или возможность передач
для нападающего удара без
блока, оправдывается перед
Необходимость развития периферического зрения у волейболистов отмечалась не раз. Заслуженный тренер СССР А. Н. Эйнгорн, рассматривая актуальные проблемы тактики игры, отмечает, что «развитое периферическое зрение в волейболе — существенный фактор для победы, т. к. именно оно при хорошей технической подготовке игроков является основой тактического мастерства спортсменов»2. Поскольку периферическое зрение, по мнению специалистов, является основой тактического мастерства, упражнения для его развития должны занять достойное место в учебно-тренировочной работе. Развить кругозор одними играми нельзя.
Следует отметить, что занятия и
игры должны проходить при нормальном
освещении. В условиях недостаточного
или чрезмерного освещения
Немаловажный фактор — влияние
цвета. Цвет сильно воздействует на организм
человека. Психофизиологическая функция
цвета — обеспечить наиболее благоприятные
условия для зрительного
При длительном восприятии темных цветов утомление наступает быстрее. Цвет вызывает впечатление теплоты или холода, создает иллюзии изменения длины, ширины или высоты помещения, разницы веса предметов.
Цветовое оформление, скажем, стен спортивного зала, связано с эмоциональным восприятием и благоприятным влиянием на нервную систему человека. При монотонной работе полезна окраска стен в яркие, бодрящие тона, в частности в оранжевый. При работе, требующей напряженного внимания, целесообразна окраска спокойная, светло-зеленого цвета.
Для развития периферического зрения
применяются такие упражнения, как
ведение, перебрасывание и ловля
мяча без зрительного контроля; передачи
в парах, тройках, четверках с
поочередным контролем
Немаловажным фактором является и спортивная форма игроков. Трусы и майки должны быть разного цвета, лучше всего светлых тонов. Как реакция на эти цвета следует увеличение поля зрения.
Восприятие движений
В восприятии движений, как целостного действия приема, так и его отдельных частей отражаются различные их особенности и свойства: характер, форма, амплитуда, направление, продолжительность, скорость, ускорение.
Выполнение любого технического приема
в волейболе проходит под постоянным
контролем сознания. В спортивной
деятельности мышечно-двигательная чувствительность
— это основа совершенного овладения
техникой физических упражнений и приемов,
тончайшего регулирования спортсменом
своих движений. Кинестетическая
чувствительность является одним из
основных компонентов такого сложного
специализированного
Развитию точности мышечно-двигательной чувствительности особенно у нападающих следует уделять большое внимание. Необходимо включать в тренировки как можно больше упражнений, связанных с дифференцировкой мышечных усилий.4 Можно рекомендовать упражнения в тройках, четверках с двумя мячами — волейбольным и баскетбольным.
Все действия волейболистов характеризуются не только большой быстротой, но и точностью, своевременностью как восприятия, так и ответного движения. Время сложной реакции у волейболистов имеет большие колебания. В состоянии спортивной формы не только резко уменьшается время реагирования и возрастает точность, но и, что особенно важно, сами реакции становятся стабильными. Это говорит о высокой игровой надежности.
Для развития быстроты реакций необходимо включить в учебно-тренировочный процесс как можно больше скоростных упражнений, требующих быстрого переключения внимания, быстрой смены действий, упражнений с различными неожиданными нелогичными продолжениями. В различных упражнениях следует сокращать расстояния, увеличивать скорость. Хорошо развивает быстроту реакции игра с закрытой сеткой.
Достижение высоких
Раздражение вестибулярного аппарата замедляет скорость движения рук и ног, нарушает координацию и точность движений, наконец, вызывает до 30% и более ухудшение зрительных восприятий.5 При этом значительно ослабевает интенсивность и особенно внимание, устойчивость. Отсюда и увеличение количества ошибок.
В тренировочном процессе надо выделять специальное время для развития вестибулярной устойчивости — включать сложнокоординированные виды упражнений, требующие при выполнении их большой активности занимающегося (различные виды акробатических и гимнастических упражнений, прыжки на батуте, различные вращательные движения, всевозможные ускорения, резкое изменение направления бега, упражнения на равновесие, прыжки в воду, плавание, борьба).
Глава 2. Развитие внимания и волевых качеств.
Успешное выполнение технических и тактических действий волейболистами в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.
Быстрая и правильная ориентировка в игре, мгновенная реакция игроков возможны лишь при высокой интенсивности и устойчивости внимания. Чем интенсивнее внимание, тем больше нервной энергии тратится. Вызывает понижение возбудимости соответствующих клеток коры головного мозга и раздражения попадают в фазу пониженной возбудимости.
Для развития внимания, игрокам прежде всего необходимо приучить себя работать в разнообразных условиях. Сделать акцент на общую физическую подготовку, так как недостаточная физическая подготовка приводит к быстрому утомлению, а утомление резко снижает внимание спортсмена.
Для распределения и переключения внимания можно вводить в тренировку различные упражнения с несколькими мячами, всевозможные перемещения, быстрые переключения внимания с объекта на объект, с одного действия на другое. Внимание, высокая двигательная активность, острая соревновательная борьба, резкая смена успехов и неудач требуют от волейболистов большого напряжения воли.
Волевые качества спортсмена проявляются в его действиях, направленных на преодоление трудностей и препятствий, специфичных для данного вида спорта.
Существует два вида трудностей
— объективные и субъективные.
Объективные обусловливаются
Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист, — это целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность.
Целеустремленность и настойчивость
Эти качества выражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих перед волейболистами, активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии.
Информация о работе Содержание психологический подготовки волейболистов