Социальные функции физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:48, реферат

Описание работы

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании».

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Физическая культура и спорт— часть общечеловеческой культуры……….4
3. Значение физической культуры и спорта (подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга)…………………………………………….…6
4. Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры....7
5. Специфические функции физической культуры……………………………..10
6. Заключение……………………………………………………………………...13
7. Библиографический список……………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Физ-ра 1 семестр.docx

— 34.37 Кб (Скачать)

     Теория  физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается  на ее понятия. В то же время она  имеет специфические термины  и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также  средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития человека.

     В теории физической культуры процесс  физического воспитания определяется видовым понятием "воспитание" и в силу этого характеризуется  всеми признаками любого педагогического  процесса. Отличительные же черты, по определению теоретиков физической культуры, - направленность физического  воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств  человека, совокупность которых в  решающей мере определяет его физическую работоспособность. Специалисты, как  правило, подчеркивают, что в физическом воспитании следует различать две  специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств. Многолетний педагогический опыт, экспериментальные данные, социологические исследования указывают, что подобной констатацией содержание физического воспитания не ограничивается, но, по-видимому, стоит согласиться с тем, что именно двигательный компонент более всего характеризует его специфику.

     В то же время педагогическая практика указывает, что если физическое воспитание "замкнуто" на двигательной деятельности и целенаправленно не воздействует на духовное развитие и чувственную  сферу молодого человека, то оно  наряду с положительными нравственными  качествами может формировать асоциальное  поведение и эгоистические устремления  личности.

     Преобладание  телесного компонента в содержании физического воспитания в ущерб  социокультурному приводит к деформации ценностей физической культуры, в результате чего физическое воспитание утрачивает черты гуманистической направленности педагогического процесса, его общекультурной и нравственной содержательности.

     Традиционный  подход к физическому воспитанию на деле лишь декларирует единство в развитии духовной и физической сферы студента, тем самым существенно  обедняя его возможности, что  в конечном итоге приводит к разрыву  образования и культуры. Сам же процесс физического воспитания утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл.

     Эмоционально-целостное  отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается  личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением  знаний и творческого опыта, с  проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.

     В то же время наибольшего положительного результата в физкультурном образовании  можно достигнуть в случае создания педагогической системы формирования у студентов потребностей в физической культуре с мощной системой оздоровительных  технологий, обеспечивающей осознанный здоровый образ и спортивный стиль  жизнедеятельности каждого молодого человека.

     Спортивная  тренировка, как указывают специалисты  и многолетний практический опыт работы по физкультурному воспитанию студентов, пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием  физических качеств человека.  

 

     5. Специфические функции физической культуры

 

     Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Как отмечает В.М. Выдрин (1980), специфические функции  выражают социальное бытиё физической культуры как общественного явления, её способность удовлетворять запросы  общества в области физического  воспитания в широком смысле слова. Им выделено четыре группы (по признакам  общности их проявления):

  1. Общее развитие и укрепление организма.
  2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.
  3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени.
  4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

     Уточняя и конкретизируя специфические  функции физической культуры Л. П. Матвеев (1983) выделяет следующие из них: образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные.

     Специфические образовательные функции.

В системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое училище, техникум, лицей, колледж, высшее учебное заведение) эта функция выражена наиболее ярко. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.

     Физкультурная практика свидетельствует, что в  результате систематических занятий  заметно совершенствует двигательный и вестибулярный анализаторы, возрастает сама способность к быстрому и  эффективному освоению новых движений. Овладение разнообразными двигательными  умениями и навыками в сочетании  с параллельным воспитанием физических качеств повышает не только двигательную культуру человека, но и формирует  особый стиль двигательной деятельности. С одной стороны, движения физкультурника обладают высокой экономичностью (тратится меньше энергии), с другой – в  случае необходимости они всегда будут более результативными.

     Еще одна образовательная функция заключается  в том, что характер преимущественной двигательной деятельности будет обуславливать  специфику приобретенных в результате занятий способностей. Так, в гимнастике, акробатике, прыжках в воду, т.е. там, где человек старается освоить  большое разнообразие двигательных умений и навыков, высокой степени  развития достигает способность  к овладению новыми движениями. В  движениях циклического характера (плавание, бег, лыжи и др.) совершенствуются уже другие способности – экономичность, ритмичность, способность к расслаблению и эффективному использованию движущих сил.

     Специфические прикладные функции.

     Использование физической культуры в системе подготовки человека к конкретной деятельности является делом государственной  важности. Имеется немало профессий, которым обучают в системе  ПТУ, техникумах, институтах, университетах  требующих достаточно хорошей профессиональной прикладной подготовки. Она включает в себя не только знания, умения и  навыки, составляющие предмет будущей  профессиональной деятельности, но и  умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых имеет немаловажную роль для развития профессионально важных способностей. Таким образом, физическая культура выступает здесь как фактор профессионально-прикладной физической подготовки.

     «Спортивные функции».

     Занятия физическими упражнениями без стремления к превышению превращаются в обычную  игру, или, физическое воспитание, где  целью и мотивом выполняемых  движений может быть получение удовольствия, укрепление здоровья, снятие утомления  и др., но не максимальное развитие своих  способностей. Упражняясь подобным образом, человек обычно не проявляет максимальных усилий систематически, и вполне естественно, что такая деятельность, не вызывающая предельных усилий, не может служить  эффективным средством совершенствования  его физических сил. Таким образом, исключение из спорта соревновательных начал превращает его в другую реальность.

     Отсюда  становится понятным, чтобы считаться  спортом в настоящем понимании  этого термина, ему должны быть внутренне  присущи такие свойства, которые  бы активно побуждали человека к  постоянному стремлению улучшать свои результаты. При анализе нами обнаружено, что основными обязательными  структурными образованиями спорта являются следующие взаимосвязанные  между собой компоненты: усилие, препятствие, достижение, соревнование. При этом оказывается, что спорт  как специфический вид деятельности может существовать только при наличии  в нем этих четырех признаков. Исключение хотя бы одного из них переводит  спорт, как уже было подчёркнуто, в другую реальность.

     Известно  также, что любая социально значимая деятельность человека имеет определенную цель, наличие специфических для  ее реализации средств, личную побудительную  мотивацию, а также соответствующую  данной деятельности форму реализации.

Логично в связи  с этими положениями общей  теории деятельности полагать, что  основной целью собственно-соревновательной деятельности конкретного спортсмена является производство личного спортивного  достижения, которое может оказаться  и рекордом того или иного уровня. Средством реализации этой цели, безусловно, может считаться выполняемая  мышечная работа, обобщенно названная  термином «усилие». Побудительным мотивом  служит стремление преодолеть то или  иное препятствие. Соревнование же выступает  в качестве формы деятельности, обеспечивающей реализацию поставленной цели. И в  этом плане именно соревнование, как  объединяющее начало по отношению к  другим элементам, правомерно считать  ядром спорта. Для полного представления  о функции достижения, в полной мере присущей лишь спорту, необходимо рассмотреть основные составляющие спортивной деятельности. 

 

     Заключение

 

     Создание  условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

     Физическая  культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием  людей.

     Наш век — век значительных социальных, технических и биологических  преобразований. Научно-техническая  революция внесла в образ жизни  человека наряду с прогрессивными явлениями  и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию  и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального  и бытового характера. Все это  приводит к нарушению обмена веществ  в организме, предрасположению к  сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. 
 

 

Библиографический список

  1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта : Учебное пособие .- М. : Академия, 2001.- 240 с.; 60х90 1/16 .- (Высшее образование) .- ISBN 5-7695-0804-3 (В пер.), 30 000 экз. (тир.);
  2. Ашмарин Б.А. Педагогика физической культуры: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов/ Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др., под редакцией Б.А. Ашмарина, «Просвещение», - М., 1999.
  3. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие, «Альфа-М»,   М., 2003-351 с.
  4. Виленский М.Я., Физическая культура студента: Учебник, «Гардарика» - М., 1996, 448 с.

Информация о работе Социальные функции физической культуры и спорта