Социальные функции физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:48, реферат

Описание работы

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании».

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Физическая культура и спорт— часть общечеловеческой культуры……….4
3. Значение физической культуры и спорта (подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга)…………………………………………….…6
4. Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры....7
5. Специфические функции физической культуры……………………………..10
6. Заключение……………………………………………………………………...13
7. Библиографический список……………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Физ-ра 1 семестр.docx

— 34.37 Кб (Скачать)

ФГАОУ ВПО  Сибирский федеральный университет

Кафедра физической культуры 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

    Тема: Социальные функции физической культуры

     и  спорта. 
     
     
     

                   Выполнил: Головченко Юрий Алексеевич,

     учебная группа №, 

                № зачетной книжки -1109166 

Проверила: доцент кафедры

физической  культуры,

Подоляк Наталия Михайловна 
 
 
 
 

КРАСНОЯРСК 2012 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………3

2. Физическая культура и спорт— часть общечеловеческой культуры……….4

3. Значение физической  культуры и спорта (подготовка  к профессиональной деятельности, организация досуга)…………………………………………….…6

4. Физическая  культура личности как неотъемлемая  часть общей культуры....7

5. Специфические  функции физической культуры……………………………..10

6. Заключение……………………………………………………………………...13

7. Библиографический  список……………………………………………………14 
 
 
 

 

  1. Введение

     Физическая  культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана  со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру  образа жизни людей. «Социальная  природа физической культуры, как  одной из областей социально необходимой  деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными  потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию  её в качестве одного из важнейших  средств воспитания и заинтересованностью  самих трудящихся в собственном  совершенствовании».

     Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его  жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему  и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника  творческих сил, бодрого, жизнерадостного  ощущения» (В. П. Тугаринов, 1965).

     Физическая  культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к  древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры. 

 

     2. Физическая культура и спорт— часть общечеловеческой культуры

 

     Физическая  культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная  область. Вместе с тем это специфический  процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического  совершенствования, личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически  и развиваются в процессе жизни  под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности  в общении, игре, развлечении, в некоторых  формах самовыражения личности через  социально активную полезную деятельность.

     В своей основе физическая культура имеет  целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих  эффективно формировать необходимые  умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

     Физическая  культура представлена совокупностью  материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское  обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

     Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень  развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

     Итак, физическую культуру следует рассматривать  как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для  общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации  труда, повседневного быта, здорового  отдыха физическая культура проявляет  свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и  общекультурное значение, способствует возникновению такого социального  течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей  по использованию, распространению  и приумножению ценностей физической культуры.

     Спорт — часть физической культуры. В  нем человек стремится расширить  границы своих возможностей, это  огромный мир эмоций, порождаемых  успехами и неудачами, популярнейшее  зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем  присутствует сложнейший процесс межчеловеческих  отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная  подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем  ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих  мобилизации физических, психических  и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью (более подробно этот вопрос рассматривается в гл. 7). Компоненты физической культуры:

Физическое воспитание. Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцирование.

     управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система  упражнений для рационального использования  сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при  преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

     Физическое  развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). 

 

     3. Значение физической культуры и спорта (подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга)

 

     Физические  упражнения оказывают благотворное действие на весь организм, укрепляют  здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые  различные неблагоприятные воздействия  внешней среды. Занятия физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию и развитию скелета и мышц. Физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни способствуют нормальной работе сердца. При физической работе увеличивается объем крови, протекающей  через сердечную мышцу, улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами. Это способствует укрепления сердечной мышцы и ее развитию. При снижении физических нагрузок сердечная  мышца слабеет.

     Физическая  активность и закаливание организма  сохраняют и укрепляют здоровье. Они повышают работоспособность, стимулируют  защитно-приспособительные реакции  организма. Физические упражнения имеют  важное значение не только в предупреждении, но и в успешном лечении различных заболеваний.

     Физические  упражнения позволяют обеспечивать правильное развитие организма, повышают иммунитет, способствуют адаптации  к возрастающим нагрузкам.

     В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся, восстанавливаются утраченные и развиваются новые (например, компенсаторные) двигательные навыки и физические качества, происходят положительные изменения  функции органов и систем, что  в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению  физической работоспособности и  другим сдвигам в состоянии организма. Физическая нагрузка в процессе занятий  должна быть адекватна функциональным возможностям человека. Так, в пожилом  возрасте удлиняется период, необходимый  для адаптации к заданному  уровню нагрузки, снижается толерантность  к физической нагрузке, замедляются  процессы восстановления.

     Повышение функциональной активности внутренних органов при выполнении физических упражнений связано с активизацией нейрогуморальных механизмов, включением дополнительных гуморальных регуляторов  метаболизма, тканевых гормонов, гормонов желез внутренней секреции, действием  других биологически активных веществ. Под влиянием занятий физической культурой повышается уравновешенность и подвижность процессов возбуждения  и торможения, улучшается деятельность двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного анализаторов.

Физическая культура способствует восстановлению моторно-висцеральных рефлекторных реакций, улучшая функциональное состояние.

     сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения. Физические упражнения вызывают активизацию энергетических процессов, нормализацию (особенно в начальных стадиях) нарушенного липидного и углеводного обмена.

     Адаптация к физическим упражнениям сопровождается более экономными реакциями организма  на возрастающие физические нагрузки. Одновременно физические упражнения существенно  стимулируют периферическое кровообращение и микроциркуляцию, облегчая работу сердца.

     Физическое  воспитание является неотъемлемой составной частью комплексной системы воспитания. Недостаточная двигательная активность может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии.

     Эффективность физической культуры зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных  средств физической культуры, последовательности физических упражнений. Физическим трудом, физическими упражнениями нужно  заниматься систематически, последовательно  увеличивая нагрузку. В основе физической культуры лежат дидактические принципы физической тренировки: повторность, регулярность и длительность воздействия, необходимые  для укрепления двигательного навыка; постепенность повышения физической нагрузки, помогающая избежать физического  перенапряжения; всесторонность воздействия  с помощью упражнений для разных групп мышц; доступность упражнения в соответствии с индивидуальными  особенностями больного. Выбор средств  физической культуры зависит от состояния  человека, режима двигательной активности.  

 

     4. Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры

 

     Занятия физическими упражнениями имеют  огромное воспитательное значение —  способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального  положения, профессии.

     Физическая  культура представляет собой сложное  общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

     Физическая  культура реализуется в таких  формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением  физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а  также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений  и институтов. Это определяет специфику  каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет  служить одухотворенность физического. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. По-видимому, эти суждения должны носить методологический характер и приниматься во внимание как при совершенствовании общих основ теории физической культуры, так и при формировании ее частных теорий.

Информация о работе Социальные функции физической культуры и спорта