Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:48, контрольная работа
Много лет в общественное сознание насаждалась мысль о том, что здоровье, его обретение и сохранность – поприще медицины, хотя даже в Большой медицинской энциклопедии сказано, что “медицина – одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней человека”, а это означает, что предписанная деятельность медицины – преимущественно на поле нозологии, но не в жизни здорового человека. В 1994 – 1995 гг. по заданию Совета безопасности группа медицинских экспертов (профессор Д.Д. Венедиктов, А.Н. Разумов, академик РАМН О.П. Щепин и др.) производила оценку состояния здоровья населения России и предлагала меры по его охране. В заключительной справке к заседани
Социологические аспекты взаимосвязи “физическая культура – здоровый образ жизни”
Много лет в общественное сознание насаждалась мысль о том, что здоровье, его обретение и сохранность – поприще медицины, хотя даже в Большой медицинской энциклопедии сказано, что “медицина – одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней человека”, а это означает, что предписанная деятельность медицины – преимущественно на поле нозологии, но не в жизни здорового человека. В 1994 – 1995 гг. по заданию Совета безопасности группа медицинских экспертов (профессор Д.Д. Венедиктов, А.Н. Разумов, академик РАМН О.П. Щепин и др.) производила оценку состояния здоровья населения России и предлагала меры по его охране. В заключительной справке к заседанию Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по охране здоровья населения эксперты свидетельствовали, что работы Московского центра проблем здоровья при правительстве Москвы, Института проблем гуманизма и милосердия, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко показывают, что основной задачей социальной политики государства должно стать сохранение и укрепление здоровья народа, а не борьба с уже возникшей болезнью. Существующая система здравоохранения, ориентированная, главным образом, на борьбу с возникшими заболеваниями, неспособна радикально улучшить состояние здоровья населения нашей страны.
Действительно, выявление, изучение и смягчение последствий таких факторов риска, как социальные конфликты и социально-психологические напряжения, стрессы и психологический дискомфорт, а такие факторы риска охватывают более 70% населения, выходят из зоны профессиональной деятельности медицины. Здесь необходимы усилия социологов и психологов, социальных работников и педагогов. А к ряду приоритетных и действенных средств снятия социально-психологических напряжений, предотвращения и смягчения конфликтов и психических стрессов относятся занятия ФК, спортом, туризмом, рекреационные занятия физическими упражнениями.
О внедрении и развитии физической культуры и спорта (ФКС) среди трудящихся и членов их семей обстоятельно рассказывал президент Международной конфедерации спортивных организаций “Профспорт” Б.Н. Рогатин на международном симпозиуме “Физическая культура и спорт в жизни трудящихся”, состоявшемся в августе 1994 г. в Москве. Он указывал, что основным девизом конфедерации является достижение высокой трудовой и общественной активности трудящихся при максимальной продолжительности жизни. Основной задачей является помощь людям любого возраста, независимо от состояния здоровья, найти наиболее удачный вариант физкультурных рекомендаций, которые бы продлили им жизнь, сделали работоспособными с наибольшей отдачей сил (Б.Н. Рогатин, 1995). Ссылаясь на данные социологов, Б.Н. Рогатин подчеркнул, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2 – 3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15 – 20% более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная деятельность, учеба.
Это обобщение социальных функций ФКС в структуре ЗОЖ соотносится с заключениями В.П. Моченова в его диссертации о социально-педагогических аспектах использования нетрадиционных форм и средств ФК в практике физкультурно-оздоровительной работы (1994). Автор сформулировал одну из исходных теоретико-методологических позиций как признание, что физическая культура как феномен культуры не может быть сведена к природным явлениям, к физическим качествам человека, свойствам его организма и биологическим системам жизнеобеспечения, телесность человека является базисной характеристикой человека, но его духовность, интеллект неотделимы от человека и от его физической культуры.
Все сказанное выше позволяет заключить, что активная роль ФКС в реализации ЗОЖ несводима только к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека. Следовательно, проблема внедрения ЗОЖ в быт не может решаться изолированно от других экономических, политических, социокультурных проблем, стоящих перед обществом. Г.В.Дивина (1989) указала, что проблема ЗОЖ и использования ФКС в его осуществлении решаема на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном.
Иными словами, создание и обеспечение экономических, правовых, этических и прочих общесоциальных норм отношения к ФКС и ЗОЖ должно осуществляться самим обществом на общесоциальном уровне.
Это значит, что решение проблем ЗОЖ, развития ФКС в значительной мере и весьма тесно связано с использованием людьми, обществом в целом своего свободного времени, являющегося неизмеримым социальным богатством и объективным пространством осуществления культуры человека.
Социальная сущность свободного времени в том, что оно превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс производства. В человеке воедино заключены объект и одновременно субъект деятельности свободного времени, а также субъект трудового процесса.
Безусловно, различаются особенности личного отношения человека к трудовой деятельности, с одной стороны, и к занятиям в сфере свободного времени, – с другой. Если в первом случае определяющим выступает необходимость, то во втором преимущественную роль играет свободное волеизъявление при выборе форм и видов деятельности. Общество в историческом процессе развития выявило и определило ценности свободного времени, которые необходимы для дальнейшего социального прогресса. Общество заинтересовано в том, чтобы такого рода ценности, и в частности занятия физическими упражнениями, спортом, избирались и включались индивидом в состав свободного времени. Осознанное принятие личностью необходимых видов социального поведения составляет сущность свободной деятельности в свободное время.
Свободное время используется отдельным человеком преимущественно в соответствии с его индивидуальными представлениями о целесообразности его расходования, которые складываются, как правило, эмпирическим путем. В поведении человека в свободное время, в том числе в занятиях физическими упражнениями, спортом, туризмом, играми, сказываются социально-психологические явления традиций и конформизм в принятии норм поведения непосредственно окружающей общественной среды.
ФКС имеют в современных условиях весьма высокую социально-экономическую значимость для общества в целом и для отдельного человека (В.У. Агеевец, А.М. Алексеев и др.), поскольку эти занятия развивают, совершенствуют многие важные социальные и биологические качества людей, оказывают прогрессивное влияние на формирование и гармоническое развитие и воспитание человека (П.А. Виноградов, В.М. Ныдрин, А.П. Душанин, К.А. Кулинкович, Л.П. Матвеев, О.А. Милыптейн, Н.И. Пономарев, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров, З.И. Старшинов, П.С. Стеновой и др.). Это учитывается при планировании и использования затрат свободного времени общества в целом и отдельными людьми, поскольку свободное время должно использоваться рационально и эффективно с точки зрения интересов общества. В свою очередь, каждый человек должен получить в сфере свободного времени максимум реально возможного в конкретных условиях и обстоятельствах для своего всестороннего и гармоничного развития, постоянного совершенствования личности.
Анализ отношения разных групп населения к ФКС показал, что 7 – 18% взрослого населения участвовали в каких-либо физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, организованных в производственных коллективах, и 23 – 29% занимались физической культурой самостоятельно, по месту жительства и отдыха.
В монографии “Физическая культура и здоровый образ жизни” приведены многочисленные данные социологических исследований, которые показывают реалистическую, но безрадостную картину масштабов физкультурно-оздоровительного движения, использования свободного времени для занятий ФКС и развития ЗОЖ. Выяснилось, что учащиеся 9 – 10-х классов, особенно девушки, затрачивали на занятия ФКС не более 1 – 5% свободного времени. Среди восьмиклассников в Красноярском крае постоянно занимались ФКС 40,3%, от случая к случаю – 35,3, совсем не занимались – 24,4%. У десятиклассников эти показатели выглядели так: постоянно занимались – 39,9%, от случая к случаю – 41,2, совсем не занимались – 18,9%. Оздоровительным бегом, велосипедными прогулками, катанием на коньках не занимались около 80% школьников. Зимой 59,3% юношей и 55,4% девушек выходили на лыжню от 1 до 5 раз, а 69,9% юношей и 93,5% девушек вообще не катались на коньках. Всего 30% школьников были привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70% посещали только уроки физической культуры. Среди студентов вузов регулярно занимались в спортивных секциях и участвовали в внутривузовских соревнованиях 21,8% студентов, вообще же не занимались ФКС – 67,2%. Исследования Л.И. Лубышевой (1998) в четырех вузах Западной Сибири выявили, что лишь 10% студентов систематически использовали средства физической культуры в свободное время. В.А.Бауэром (1997) установлено, что ФКС являются реальным компонентом образа жизни только для 25% студентов и для 12% учителей школ.
В 1997 – 1998 гг. при опросе более 500 врачей и медицинского персонала учреждений здравоохранения Ленинского района Москвы выяснилось, что 35% из них совсем не занимались ФКС и лишь около 5% занимались в спортивных секциях и группах ОФП, на пляжах.
Особенности отношения людей к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях явились предметом специального исследования (В.А.Астахов), поскольку в последние годы произошли значительные изменения в социально-экономической структуре общества, что не могло не отразиться на состоянии массовой физкультурно-оздоровительной работы. С целью изучения общественного мнения по вопросам ФКС в период социально-экономических реформ 1986 – 1992 гг. был проведен анкетный опрос лиц, самостоятельно занимающихся в местах массового отдыха населения, и сравнительный анализ с данных опросов, проводимых в 1980 – 1985 гг. Опрос был проведен в два этапа – в 1990 г. (2-й период) и в 1993 г. (3-й период), причем последний проведен дифференцированно среди лиц, живущих вблизи и далеко от зон массового отдыха.
Всего было опрошено 594 человека, из них во втором периоде – 374, в третьем – 220. По профессии респонденты распределялись следующим образом: работники физического труда составляли 140 человек (20,3%), работники умственного труда – 464 (79,7%). Из общего количества опрошенных женщин было 364, мужчин – 230.
Сравнительный анализ данных всех трех периодов показал, что число лиц, систематически занимающихся ФКС, за период 1986 – 1991 гг. уменьшилось почти в 1,2 раза. При этом снижение более заметно (почти в 1,5 раза) среди лиц умственного труда (18,5% против 28,44%).
Во втором периоде обследования отмечалось заметное увеличение числа лиц, совсем не занимающихся ФКС, 39,4% против 34,9% в первом периоде обследования.
Несколько иная картина наблюдалась в третьем периоде обследования: наибольшее число систематически занимающихся ФК отмечалось в возрастной группе 19 – 25 лет, затем число занимающихся резко снизилось (с 33 до 9% и 11% в возрастных группах 26 – 30 лет и 31 – 40 лет соответственно). Число занимаюшихся вновь повышается в возрастной группе 41 – 50 лет (21%).
В старших возрастных группах число систематически занимающихся снизилось до 1%.
Среди совсем не занимающихся ФК наибольший процент составляли лица в возрастных группах 18 – 25 лет, 31 – 40 лет и старше 60 лет во втором периоде обследования и в возрастных группах 31 – 40 лет и 41 – 50 в третьем периоде обследования.
Во втором периоде обследования уменьшилось число лиц, систематически занимающихся ФК, имеющих высшее образование (20% против 28,8% в предыдущие годы). Однако этот показатель возрос почти в два раза в третьем периоде обследования (59% против 28,8% первого периода).
Интерес к занятиям ФКС в большей степени проявлен у лиц, имеюших детей, 58,8% и 25,4% бездетных.
Возрос интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом на свежем воздухе и в спортивных секциях, особенно у лиц, живущих вблизи зон отдыха.
За период социально-экономических реформ изменились и формы проведения активного отдыха. Так, в последние годы посещаемость парков культуры и отдыха увеличилась в 1,5 раза (44,5% против 25,6% в первом периоде), пляжей – в 1,1 раза (43,6% против 38,4% в первом периоде). В то же время резко уменьшилось число лиц, посещающих водно-спортивные базы, – почти в 3,7 раза во втором периоде и в 3,3 раза – в третьем периоде обследования.
Это до некоторой степени можно объяснить понижением жизненного уровня трудящихся, особенно в первые годы социально-экономических реформ.
В числе основных причин прекращения занятий в период социально-экономических реформ было, по мнению большинства респондентов, отсутствие времени, большая занятость домашними делами и уходом за детьми, плохое состояние здоровья и отсутствие спортивной одежды и обуви. В последние полтора-два года существенно изменилось отношение широких слоев населения к занятиям спортом. Систематические учебно-тренировочные занятия существенно сокращены (до 2 – 4 раз) многими любителями спорта. Все возрастающую популярность получили самодеятельные групповые и индивидуальные физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительства и отдыха. Этот период в отношении городского населения к физической культуре и спорту можно оценивать как современную тенденцию развития и функционирования физкультурно-спортивного движения.
Увеличение свободного времени, расширение досуга может сопровождаться растущим распространением пассивных форм деятельности, потреблением материальных благ и информации и сокращением активной деятельности, в том числе занятий ФКС при условии, если регуляция досуга, свободного времени будет осуществляться стихийно, самотеком.
Важную социально-педагогическую роль играет организующая и регламентирующая деятельность общества, в частности, необходимая стандартизация уклада быта, которая в той или иной степени имела место во все времена и в различных социальных общностях.
Прогрессивная стандартизация бытового уклада означает выбор и активное потребление полезных и ценных для развития и совершенствования человека и общества благ и оптимальную структуру затрат добровольно расходуемого времени.
Она отвергает бесполезные, бесцельные и вредные для гармоничного развития человека виды досуга, наполняя его полезным и приятным содержанием в соответствующих гуманистическому назначению этой деятельности привлекательных формах.