Социальные функции физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть социальные функции физической культуры и доказать, что она , являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание

Введение 3
1. Общее понятие " функций физической культуры" 4
Физическая культура 5
Физическое воспитание (физическая подготовка) 5
Спорт 5
2. Общекультурные, общевоспитательные и специфические функции физической культуры 6
3. Положение физической культуры на современном этапе развития общества 9
Заключение 11
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

Социальные функции физической культуры.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Социальные  функции физической культуры

 

Содержание

 

Введение

 

      В период современного развития общества намечается ряд проблемных ситуаций на общественных и индивидуальных уровнях. На общественном уровне противоречия  состоит: между потребностью общества в здоровой нации и необратимым ухудшением здоровья граждан в силу социально-экономических изменений; между потребностью общества в стабильной социальной ситуации и возрастающей агрессивностью людей в виду сложных условий жизни.

      На  индивидуальном уровне существуют следующие  противоречия: между потребностью человека в активном отдыхе, восстановлении сил и низким уровнем физкультурном образованности населения; между доступностью и эффективным оздоровительным воздействием многих физических упражнений.

     Цель  данной работы – рассмотреть социальные функции физической культуры.

 

1. Общее понятие " функций физической культуры"

 

     На  сегодняшний момент общество и государство  претерпевают значительные социальные изменения, которые в определенной мере оказывают специфическое влияние на формирование культуры личности, в том числе и на культуру физическую. Общество теряет значительные приоритеты в своем развитии, если теряется элементы духовности и культуры. Бес достаточного физического развития не возможна реализация потенциала человека, не только как индивида, но и как элемента структуры общества. Средства и методы физической культуры являются универсальными при целенаправленном формировании человека как личности, проявляясь через его здоровье и в возможности поддержания длительное время работоспособности, что является немаловажным фактором для общества и государства. При этом уровень здоровья и физической подготовленности, как личности, так и определенной общности людей, выступает социально-экономическим фактором степени развития общества в целом.

     В истории человеческого общества не существовало времен, народов или государств, которые бы не имели, хотя бы в самой элементарной форме, физического воспитания, которое является элементом физической культуры.

     Физическая  культура возникает и развивается  вместе с зарождением человеческого общества.

     Что же такое физическая культура?

     Физическая  культура - это часть общей культуры, исторически сложившаяся в результате развития общества и, имеющая основную направленность на физическое совершенствование личности1.

     Физические  упражнения, даже в примитивной форме, развивали навыки первобытного человека и количественно и качественно, позволяя ему подняться выше в своем развитии. На данном этапе главной целью выступала качественная подготовка к труду (рисунок 1). 

        Физическая культура

               
         

        Физическое  воспитание (физическая подготовка)

           

        Спорт

         
                 

     Рисунок 1. Структурные компоненты физической культуры2

     В период рабовладельческого строя, когда  стали появляться государства, физическое воспитание начинает приобретать классовый характер. Для ведения захватнических войн, подавления сопротивления рабов рабовладельцам нужны были физически сильные воины. Физическое воспитание  дополняется военно-оборонной функцией. (рисунок 2). 

          Физическая  культура

       

Подготовка  к труду              Военно-оборонная        Рекреативно-оздоровительная        Сохранение генофонда нации
 

     Рисунок 2. Схема функций  физической культуры в обществе3

 

2. Общекультурные, общевоспитательные и специфические функции физической культуры

 

     Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др. Рассмотрим лишь некоторые из них.

     Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом:  создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств;  развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника;  формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту).  В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.  Образование человека. В процессе занятий ФКС человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.  Оздоровление человека. Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами.  Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.

     По  признакам общности их можно объединить в следующие группы4:

     1. Общее развитие и укрепление  организма всех людей независимо  от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.)

     2. Физическая подготовка людей  к трудовой деятельности, защите отечества (мобилизационная функция физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка).

     3. Удовлетворение потребности людей  в активном отдыхе, досуге, рациональном  использовании свободного времени  (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).

     4. Развитие волевых физических  способностей и двигательных  возможностей человека от оптимального  до предельного уровней.

     5. Экономическая значимость физической  культуры определяется снижением  уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым.

     Социологические данные, полученные многими учеными  убедительно доказывают положительное влияние занятий физическими упражнениями на социальную активность, производительный труд, здоровье и долголетие людей. Так, Институтом социологических исследований АН СССР и ВНИИФКом (опрошено свыше трех тысяч человек) было выявлено, что среди активных физкультурников значительно выше (на 15—20%) доля тех, кто проявляет инициативу в труде, влияет на дела коллектива, стремится выполнить работу с высоким качеством.

     Разносторонние  интересы физкультурников положительно сказываются и на характере досуга, который у них значительно богаче и содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников постоянно уделяют внимание воспитанию детей, тогда как у не физкультурников этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования. Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими.  Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.

 

3. Положение физической культуры на современном этапе развития общества

 

    В современных условиях основой развития России является создание эффективной экономической системы, фундамент которой образуют государственное регулирование и принципы рыночной экономики. Именно такое органическое взаимодействие основ построения экономических систем позволит обеспечить условия эффективной реализации экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.

    Физическая  культура и спорт в XX веке стали одной из важных сфер человеческой деятельности. Огромные достижения в этой области легли в основу многих социальных и научно-технологических преобразований в обществе. Место физической культуры и спорта в жизни общества значительно определяется ролью, которую играют в общественном развитии физическое здоровье людей, их физическая дееспособность, умения и навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

    С развитием рыночных отношений в  сфере физической культуры и спорта наблюдается рост конкурентной борьбы, требующий привлечения значительного  объема финансовых ресурсов с целью  развития отрасли и предоставления населению конкурентоспособных физкультурно-оздоровительных услуг. Переход к новым формам собственности и производственных отношений вызвал сокращение возможностей государственных социальных гарантий и отразился на состоянии всего физкультурно-оздоровительного комплекса.

    В настоящий момент экономике сферы  физической культуры и спорта нужен  мощный приток инвестиций для обновления материально-технической базы, в первую очередь физкультурно-спортивных сооружений, развития человеческого капитала (улучшения структуры кадров, повышения их квалификации, уровня дисциплины и качества образования), внедрения единой наступательной стратегии здорового образа жизни как важного фактора оптимизации жизнедеятельности человека.

    По  данным за 2008 год, средняя сумма израсходованных  на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1 человека, составила всего 169,5 рублей в то время как, например, в Великобритании она составляет около 60 долларов в год. Уровень обеспеченности населения спортивными залами сейчас составляет 43,1%, бассейнами - 4,6%, плоскостными сооружениями - 25,8% от норматива обеспеченности спортивными сооружениями по их видам5.

    В настоящее время методические основы формирования, функционирования и развития социально-экономического регулирования физической культуры и спорта в экономической литературе разработаны недостаточно. Существует необходимость разработки таких теоретических и методических положений формирования рыночных и государственных регуляторов, которые обеспечили бы эффективное использование экономического потенциала отрасли.

 

Заключение

 

     Таким образом, физическая культура, являясь  важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным  средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Информация о работе Социальные функции физической культуры