1) адаптивную, обеспечивающую
оперативность приспособления физической
культуры к динамично меняющимся
условиям;
2) интегративную, связанную
с повышением креативности учебно-воспитательного
процесса путем усиления взаимосвязи
социально-экономического, когнитивного
и человекотворческого процессов;
3) ценностно-ориентирующую,
определяющую личностный смысл
физкультурно-спортивной деятельности
путем оптимизации субъектно-объектных
связей;
4) программирующую, обеспечивающую
культурную преемственность высшей
школы в реализации физкультурных
традиций;
5) дифференцирующую, определяющую
целевой отбор педагогических
средств, методов и организационных
форм физической культуры;
6) консолидирующую, объединяющую
студентов по формам и внутренним
мотивам физкультурно-спортивной
деятельности при реализации
воспитательных целей.
Несмотря на Приказ Минобразования
РФ № 1025 "Об организации процесса
физического воспитания в образовательных
учреждениях начального, среднего и
высшего профессионального образования",
обязывающего ректоров вузов обеспечить
организацию процесса физического
воспитания в соответствии с действующими
государственными образовательными стандартами
и предусмотреть в учебных
планах по всем направлениям и специальностям
высшего образования в цикле общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
выделение 408 ч на дисциплину "физическая
культура", в большинстве вузов Санкт-Петербурга
вместо требуемых Всероссийской базисной
учебной программой 8 семестров физическая
культура преподается только 4 семестра,
отсутствует лекционный курс и методико-практические
занятия, зачастую учебная работа подменяется
проведением различных соревнований и
массовых мероприятий. В результате этого,
когда эволюционно сложившаяся репродуктивная
система физкультурного образования стала
фактором, не только снижающим социально
-психологические риски, но и генерирующим
их, в формировании культурного потенциала
студентов обострились противоречия,
связанные с переоценкой традиционных
для российской ментальности духовных
и социокультурных ценностей. С одной
стороны, благодаря достижениям НТР, интенсификации
активности студентов существенно возрастают
темпы их социализации, обусловленные
повышением их самосознания, активизацией
творческого, созидательного потенциала.
С другой стороны, нарастающая интенсификация
антропогенного и техногенного воздействия
на среду их обитания, необходимость сочетания
напряженной учебной деятельности с работой
привели к чрезмерному нарастанию психофизического
напряжения, требующего мобилизации резервных
возможностей их организма.
3. Состояние человеческого
ресурса в России и необходимость повышения
социальной роли физической культуры
и спорта
Структурные и социальные
изменения последних десяти лет
привели к фундаментальным экономическим
утратам и к катастрофическому
снижению человеческого потенциала.
Коэффициент жизнеспособности населения,
по данным Всемирной организации
здравоохранения ЮНЕСКО, составляет
в России 1,4 балла по 5-балльной шкале
(в Сомали, Гаити, Бирме - 1,6). С 1992 по 2000
г. в 65 субъектах Российской Федерации
сократилась численность населения,
а в 2000 г. рост числа умерших отмечался
в 78 субъектах. Депопуляция в разной
степени затронула практически
всю территорию России и почти
все этнические группы.
Общая динамика смертности
населения страны характеризуется
сверхсмертностью людей трудоспособного
возраста, среди которых около 80%
составляют мужчины. Это создаст
резкий дисбаланс трудоспособного
и пенсионного населения, негативно
отразится на всех социально-экономических
факторах развития общества. По данным
Госкомстата РФ, уже к 2016 г. численность
населения в пожилом возрасте
превысит численность детей и
подростков на 12,8 млн. человек, или на
62%, что значительно ускорит процесс
старения нации.
При этом особую тревогу
вызывает ухудшение здоровья детей
и подростков, половина которых имеет
хронические заболевания, причем недостаток
двигательной активности провоцирует
у них болезни сердечнососудистой
и костно-мышечной систем. По причине
низкого уровня состояния здоровья
около 1 млн. детей школьного возраста
сегодня полностью отлучены от занятий
физической культурой. Распространенность
гиподинамии среди школьников достигла
80%. Впервые за 40 лет врачи столкнулись
с проблемой гипотрофии юношей призывного
возраста, что отражается на комплектовании
Вооруженных сил здоровым контингентом.
Данные Госкомстата России
свидетельствуют о том, что за
последние 5 лет уровень первичной
заболеваемости вырос в стране на
12%, а общей заболеваемости - на 15%.
Более половины населения, особенно
городских жителей, проживает в
крайне неблагоприятной экологической
обстановке, связанной с загрязнением
окружающей среды выбросами промышленных
предприятий и автотранспорта. На
протяжении последних лет наблюдается
высокий уровень производственного
травматизма, в том числе со смертельным
исходом. Значительная часть населения
находилась в годы реформ в состоянии
затяжного психоэмоционального
и социального стресса, что привело
к росту депрессией, реактивных неврозов
и суицида, алкоголизма, табакокурения,
наркомании, антисоциальных вспышек, преступности.
Возросло число россиян, страдающих
психическими расстройствами.
В стране все более обостряется
проблема курения. За последние годы
количество курящих мужчин в возрасте
до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно
увеличивается удельный вес курящих
подростков. Достаточно сказать, что
сегодня каждый десятый школьник
зависим от табака и имеет те или
иные признаки болезней, связанных
с курением.
Распространенность в
России только бытового пьянства составляет
20%. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих
алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не
употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление
алкоголем является причиной более
70% несчастных случаев. Угрожающие размеры
приобретает немедицинское употребление
наркотических средств, психотропных
и одурманивающих веществ. Количество
больных наркоманией и токсикоманией
за последние 10 лет увеличилось в
8 раз и превышает 425 тыс. человек.
Число официально зарегистрированных
больных наркоманией составляет
более 269 тыс. человек, а по результатам
экспертных исследований - их более 1,5
млн. человек. Особенно тревожна тенденция
«омоложения» наркомании. За этот период
времени больных наркоманией подростков
стало в 17 раз больше, и сегодня их доля
среди злоупотребляющих наркотиками составляет
31,2%. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать
резкого увеличения смертности среди
больных наркоманией и роста преступности,
связанной с наркотиками.
Все это свидетельствует
о том, что в Российской Федерации
с состоянием человеческого ресурса
назрела критическая ситуация, развитию
которой способствуют высокий уровень
бедности россиян, социальная неустроенность,
проблемы занятости, общее неудовлетворительное
положение дел с охраной здоровья,
расширение масштабов детской безнадзорности,
беспризорности и социального сиротства.
По физическому состоянию человеческого
потенциала Россия существенно отстает
от передовых стран. При этом массовая
национальная система физического,
духовного и нравственного оздоровления
населения, пропаганды здорового образа
жизни с выходом на индивидуальное
самосознание и оперативный контроль
за состоянием здоровья находится вне
фокуса государственной политической
доминанты.
В сложившейся ситуации необходимо
остановить ухудшение здоровья нации
и тенденцию депопуляции населения,
принять радикальные меры по качественному
улучшению человеческого ресурса,
формированию здорового образа жизни,
новых ценностных ориентиров, включающих
высокий уровень гражданственности
и патриотизма и неприятие
вредных привычек.
Если не реализовать эти
меры сегодня, то завтра возникнет реальная
угроза национальной безопасности России.
4. Создание условий
для развития физической культуры и спорта
среди различных категорий населения
На протяжении последних
десятилетий вместо коренной модернизации
системы повышения человеческого
потенциала в соответствии с требованиями
современной жизни осуществлялись
лишь косметические преобразования.
Для создания общенациональной модели
физкультурно-спортивного движения,
решения проблем укрепления физического
здоровья людей необходима единая стратегия
действий различных министерств
и ведомств, общественных организаций,
финансово-промышленных объединений,
компаний, коммерческих структур, ученых
и специалистов. Эта стратегия
должна быть направлена на создание максимально
благоприятных условий для оздоровления
граждан России в трудовых коллективах,
в образовательных учреждениях,
по месту жительства, в местах отдыха.
В этой связи назрела острая
необходимость безотлагательного
принятия на правительственном уровне
разработанной Госкомспортом России
совместно с Минобразованием
России и Минздравом России государственной
«Концепции развития физической культуры
и спорта на период до 2005 года», которая
в сочетании с уже принятыми
концепциями «Охраны здоровья населения
Российской Федерации на период до
2005 года», «Государственной политики в
области здорового питания до
2005 года» и «Демографического
развития Российской Федерации на период
до 2015 года» может стать основой
для формирования общероссийской модели
здорового образа жизни людей.
В стране должна быть создана
эффективная система мониторинга
физической подготовленности и развития,
физического здоровья различных
категорий и групп населения,
в первую очередь детей и учащейся
молодежи. Результаты мониторинга дадут
возможность оперативно проанализировать
ситуацию и разрабатывать программы, направленные
на формирование здорового образа жизни
граждан.
Проблему формирования здорового
образа жизни надо рассматривать
комплексно, решать программными методами
на федеральном уровне, силами многих
министерств и ведомств, согласовывая
с приоритетами и целями социально-экономического
развития Российской Федерации, направлениями
структурной научно-технической
политики, прогнозами развития общегосударственных
потребностей и финансовых ресурсов,
а также результатами анализа
экономического, социального и экологического
состояния страны.
В сложных экономических
условиях также целесообразен перенос
центра тяжести усилий на программы
первичной профилактики и поведенчески
ориентированные программы, подкрепляющие
и развивающие положительные
тенденции и стремления людей
к здоровому образу жизни.
Необходимо сохранить
и восстановить лучшие традиции отечественного
физкультурно-спортивного движения,
продолжить поиск новых высокоэффективных
физкультурно-оздоровительных и
спортивных технологий, направленных
на максимальное вовлечение всех слоев
населения в активные занятия
физической культурой и спортом.
В качестве общенационального движения
можно рассмотреть предложение
о проведении общероссийской кампании
«За молодую и здоровую Россию.
Стартуем вместе с Президентом», а
также проведение:
- всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля «Президентские состязания» (по федеральным округам);
- всероссийского фестиваля по национальным и народным видам спорта «Наследие»;
- всероссийских соревнований по спортивно-военному многоборью учащихся «Защитники отечества»;
- всероссийского фестиваля детей-инвалидов и детей-сирот «Жить со спортом»;
- всероссийского фестиваля-соревнования для допризывной молодежи «Победа»;
- всероссийских спартакиад учащейся молодежи и трудящихся;
- всероссийской сельской спартакиады;
- всероссийской акции «"Динамо" - детям России» и т.д.
Необходимо стимулировать
поиск и внедрение новых эффективных
форм спортивного досуга, каковыми
являются: фитнесс-центры, клубы аэробики
и шейпинга, конноспортивного выезда,
а также клубы по иным оздоровительным
направлениям.
Особое внимание должно быть
привлечено к анализу и решению
проблем развития физкультурно-спортивного
движения среди различных категорий
российских граждан.
Дети, подростки
и молодежь.
Приоритет во всей работе, связанной
с развитием физкультурно-спортивного
движения, должен быть отдан физическому
воспитанию и формированию здорового
образа жизни дошкольников, учащихся
образовательных школ и ПТУ, студенческой
молодежи.
Недостатки физического
воспитания и развития спорта среди
подростков, детей и молодежи объясняются
комплексом нерешенных вопросов, среди
которых слаборазвитая материально-техническая
база; ограниченный объем учебного
времени, отведенного на обязательные
занятия по физическому воспитанию;
издержки в профессиональной подготовке
педагогических кадров, в содержании
и формах физкультурно-оздоровительной
работы, особенно среди дошкольников;
ориентация педагогической деятельности
на количественные показатели; отсутствие
традиций семейного физического воспитания;
несогласованность действий органов народного
образования, здравоохранения, физической
культуры и спорта и др.