Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 14:26, реферат
Цель данного реферата: проанализировать систему физического воспитания студентов, существующую на сегодняшний день в нашей стране.
Объект исследования – система физического воспитания студентов в вузе. Предмет исследования – основные положения организации физического воспитания в вузе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
- определить значение и задачи физического воспитания студентов;
- изучить содержание программы физического воспитания студентов;
- проанализировать методические основы физического воспитания в вузе;
- выявить особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
Введение
Глава I. Теоретические основы физического воспитания студентов.
1.1. Сущность и задачи физического воспитания студентов
1.2. Содержание программы физического воспитания
Глава II. Методические основы и особенности физического воспитания в вузе
2.1. Направления физического воспитания студентов
2.2. Формы физического воспитания студентов
2.3. Особенности методики занятий по физическому воспитанию
Заключение
Список литературы
25
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы физического воспитания студентов.
1.1. Сущность и задачи физического воспитания студентов
1.2. Содержание программы физического воспитания
Глава II. Методические основы и особенности физического воспитания в вузе
2.1. Направления физического воспитания студентов
2.2. Формы физического воспитания студентов
2.3. Особенности методики занятий по физическому воспитанию
Заключение
Список литературы
В настоящее время российское общество и система отечественного образования переживают достаточно сложный этап, который характеризуется глубокими изменениями социально-экономического характера практически во всех областях жизни страны. Новые социально-экономические условия предъявляют и новые требования к системе отечественного образования в плане воспитания нового типа личности российского гражданина и специалиста. Выпускники вузов наряду с профессиональными качествами должны обладать физической и психологической готовностью противостоять сложным явлениям социальной динамики в современной России. Данная готовность предполагает наличие у личности молодого специалиста физического и психического здоровья, способности самосовершенствоваться в сфере своей физической культуры. Исходя из этого, значение физического воспитания в высшем профессиональном образовании трудно переоценить, так как известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления деятельности человека.
Между тем, как показывает образовательная практика, занятия по физическому воспитанию в высшей школе до сих пор рассматриваются как нечто второстепенное, не имеющее реальной значимости для подготовки специалистов с высшим образованием. При этом целью физического воспитания является лишь формирование предусмотренных учебными программами знаний в области физкультуры и спорта, а также физических умений и навыков студентов. Это обусловлено традиционными образовательными подходами, суть которых состоит в том, что студент в образовательном контексте рассматривается лишь в качестве объекта формирующего воздействия. При этом вне поля внимания остается проблема раскрытия творческого потенциала личности будущего специалиста, его способности к саморазвитию в области своей физической культуры. В настоящее время переосмысливание основ и принципов физического воспитания в вузе происходит в русле идей гуманизации образовательного процесса и его антропоцентрической направленности, когда целью педагогических воздействий становится сам человек – развитие его личности и создание максимальных возможностей для его самореализации.
Цель данного реферата: проанализировать систему физического воспитания студентов, существующую на сегодняшний день в нашей стране.
Объект исследования – система физического воспитания студентов в вузе. Предмет исследования – основные положения организации физического воспитания в вузе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
- определить значение и задачи физического воспитания студентов;
- изучить содержание программы физического воспитания студентов;
- проанализировать методические основы физического воспитания в вузе;
- выявить особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. [12]
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:
понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. [13]
На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах факультетов вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образовании в цикле дисциплин общекультурной подготовки предусмотрено выделение обязательных учебных часов (408 ч) на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения с проведением ежесеместровых зачетов в соответствии с требованиями учебной программы для вузов по физическому воспитанию. [3]
Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств. [9]
Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела:
1. Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре. [12]
Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме лекций в объеме 26 ч.
Лекционный курс читается по следующим темам: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента», «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности», «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений», «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений», «Самоконтроль, занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов». [11]
Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
2. Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.
Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12-15 чел.).
Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. [5]
Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий (36 ч), связанных с лекционным курсом:
методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание);
простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
методика составления индивидуальных программ физического воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т.д.);
основы методики самомассажа;
методика корригирующей гимнастики для глаз;
методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической и тренировочной направленности;
методы оценки и коррекции осанки и телосложения;
методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др.);
методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы);
методика проведения учебно-тренировочного занятия;
методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);
методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;
основы методики организации судейства соревнований по избранному виду спорта;
методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом;
средства и методы мышечной релаксации в спорте;
методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;
методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда. [12]
Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.
Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.
Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.
3. Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении. [14]
Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются:
1) бег на 100 м;
2) поднимание (сел) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову (женщины) и подтягивание на перекладине (мужчины);
Информация о работе Система физического воспитания студентов