Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:32, реферат
Социальная обусловленность физического воспитания заключа6ется в том, что в ходе его достигается социально значимая цель, т.е. цель, которая является существенно важной как для развития самого человека, так и для прогресса общества в целом. Кроме того, это означает, что физическое воспитание протекает в рамках определенной социальной организации, которая располагает необходимыми возможностями для обеспечения интересов общества в этом направлении.
1. Физическое воспитание как социальная система.
2. Принципы системы физического воспитания.
3. Основы системы физического воспитания.
4. Основные направления системы физического воспитания.
1.Физическое воспитание как социальная система
План
1. Физическое воспитание
как социальная система.
2. Принципы системы
физического воспитания.
3. Основы системы
физического воспитания.
4. Основные направления
системы физического
1.Физическое воспитание
как социальная система
Физическое воспитание
представляет собой социально обусловленный,
педагогически организованный процесс
овладения ценностями физической культуры.
Социальная обусловленность
физического воспитания заключа6ется
в том, что в ходе его достигается
социально значимая цель, т.е. цель,
которая является существенно важной
как для развития самого человека, так
и для прогресса общества в целом. Кроме
того, это означает, что физическое воспитание
протекает в рамках определенной социальной
организации, которая располагает необходимыми
возможностями для обеспечения интересов
общества в этом направлении.
Такая социальная организация
носит название системы.
Система физического
воспитания представляет собой упорядоченную
относительно цели деятельности совокупность
элементов физической культуры.
Как и в любой
другой социальной системе, в физическом
воспитании можно выделить: 1) определенный
состав и структурную организацию
образующих его элементов; 2) функции;
3) характер взаимосвязи с другими
системами общества.
В состав системы
физического воспитания могут войти
самые различные элементы физической
культуры, т.е. любые факторы материальной
и духовной культуры, связанные с
«производством» физически совершенных
людей. Однако, неотъемлемыми ее элементами
становятся только те, которые имеют непосредственное
отношение к физическому воспитанию. Без
них система не может существовать как
единый социальный организм (управление,
кадры, научное обеспечение и т.д.).
В процессе деятельности
между элементами системы устанавливаются
определенные связи. Образующие основу
структуры системы.
Главным фактором существования
всякой системы является ее функционирование.
Функции выражают объективно
присущие системе возможности в
преобразовании человека, природы и
общества. В функции системы физического
воспитания входит деятельность по обеспечению
физического совершенствования
людей.
Различают внешние
и внутренние функции.
Внешние функции
системы физического воспитания
направлены на людей. Их объект – человек;
предмет – здоровье, физические
силы и способности людей. Внутренние
функции – это взаимодействие
элементов системы, обеспечивающих
внешнее функционирование (обеспечение
физкультурными кадрами, помещениями,
финансирование и т.д.). Здоровый человек
несет больше пользы обществу.
Система физического
воспитания тесно связана с другими
системами общества: экономикой, культурой,
наукой, политикой.
Будучи одной из
сфер проявления общественных отношений
она развивается под влиянием
изменений, происходящих во всех сферах
общественной жизни (современный период).
Ей присущ конкретно исторический характер.
Именно поэтому она выступает
и как вид и как тип
Как вид отражает
специфику данного вида воспитательной
деятельности, как тип – несет
в себе все основные свойства социальной
системы общества.
2.Принципы системы
физического воспитания
а) Принцип оздоровительной
направленности обязывает педагога
так организовать физическое воспитание,
чтобы оно выполняло и
Реализуется этот принцип
путем выполнения основных требований:
- Средства и методы
физического воспитания должны
применяться только такие,
- Физические нагрузки
обязаны планироваться в
- Врачебно-педагогический
контроль должен быть
- Соблюдение санитарно-
б) Принцип всестороннего
развития личности.
В физическом воспитании
этот принцип предусматривает
в) Принцип связи
с трудовой и оборонной практикой
выражает прикладную направленность всей
системы воспитания, призванный воспитывать
всесторонне подготовленных людей
«которые умеют все делать». Получение
человеком всесторонней подготовки
удовлетворяет не только его личные
потребности, но и запросы общества.
Связь физического
воспитания с жизнью отражена в физкультурно-
Реализация этого
принципа осуществляется через выполнение
следующих требований: 1) содержание
физического воспитания должно предусматривать
формирование, прежде всего, жизненно
важных двигательных умений в ходьбе,
беге, прыжках, плавании и т.п. Это
требование воплощено в содержании
физкультурно-оздоровительного комплекса
РБ и учебных программах по физическому
воспитанию; 2) всесторонним физическим
воспитанием необходимо создавать
настолько широкую
Для реализации принципов
необходимы определенные условия, т.е.
соответствующая экономическая, материально-техническая,
социальная и культурная база. Практическая
деятельность по их реализации должна
быть адекватна этой базе. В противном
случае прокламируемые принципы могут
превратиться в утопические призывы.
3.Основы системы
физического воспитания
Социально-экономические
основы.
Система физического
воспитания тесно связана с другими
социально-экономическими системами
общества: экономикой, политикой, наукой
и культурой. Будучи одной из сфер
проявления общественных отношений, происходящих
в данных системах.
Объективной основой этих связей является включенность системы физического воспитания в общественное производство. Однако, воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно в создании общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу опосредованное воздействие через субъекта производственных отношений – человека.
Своими различными
формами система физического
воспитания включена во все основные
виды социальной деятельности человека.
Система физического воспитания
удовлетворяет не только его биологические
потребности в движении, но и социальные
– формирование личности, совершенствование
общественных отношений (физкультурная
и спортивная деятельность подчиняется
строгим правилам и нормам поведения).
Реализуя свои воспитательно-педагогические
функции, система физического воспитания
способна решать задачи нравственного,
эстетического, трудового и интеллектуального
развития.
Система физического
воспитания является развитой сферой
экономических отношений.
Будучи сложной
по своему организационному строению
(сочетание принципов
В экономическом
плане система выступает как
отрасль народного хозяйства, включающая
в себя развитую сеть производств
материального и
Правовые основы.
Система физического
воспитания опирается на определенную
совокупность нормативных актов, регулирующих
ее функционирование. Эти акты имеют
различную юридическую силу (законы,
постановления, указы, инструкции). Особое
место среди них занимает Конституция,
в которой закреплено право людей
на физическое воспитание. Имеются
и другие нормативные документы,
определяющие деятельность организаций
и учреждений, обеспечивающих физическое
воспитание (детские сады, школы, ПТУ,
вузы и т.д.).
Методические основы.
Методические основы
раскрываются в закономерностях
физического воспитания и соответствующих
им рекомендациях по реализации принципов
обучения и воспитания, а так же
по использованию средств, методов
и форм организации занятий в
каждой социальной группе населения.
В методических основах
выражается характерная черта системы
физического воспитания – ее научность.
Исходные теоретические положения
и способы их практической реализации
разрабатываются с опорой на фундаментальные
науки (философию, социологию, педагогику,
психологию, биологию и др.) целым
комплексом специализированных теоретических
и спортивно-педагогических наук.
Программно-нормативные
основы.
Программно-нормативные
основы раскрываются в трехступенчатой
системе взаимосвязанных
1) Единые государственные
программы физического
В этих программах установлены
основные средства физического воспитания
и нормативные требования к показателям
физической подготовленности и физического
образования с учетом возраста, пола
и типа учебного заведения.
2) Физкультурно-оздоровительный
комплекс Республики Беларусь
является программно-
Поступательное развитие
системы физического воспитания
сопровождается изменением содержания,
структуры и нормативных
В соответствии с
возрастными возможностями
Нормативные требования
каждой ступени определяют, во-первых,
количественные критерии достижений в
некоторых наиболее важных для человека
действиях (бег, прыжки и пр.); во-вторых,
круг жизненно важных двигательных умений,
необходимых человеку для полноценной
жизнедеятельности; в-третьих, объем теоретических
сведений о правилах личной и общественной
гигиены.
3) Единая спортивная
классификация является высшей
заключительной ступенью