Семейная физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

Заряд эмоций, который поступает от совместных занятий спортом, и физкультурой расходуется всегда позитивно. Чувство товарищества и взаимной симпатии хорошо знакомо спортсменам — членам одной секции или команды. Аналогичные эмоции, но на более высоком уровне, возникает и в семьях совместно занимающихся спортом. Совместный физкультурный досуг в значительной мере «снимает» проблему распределения домашних дел. Семья как бы превращается в бригаду, принцип которой «вместе работать — вместе отдыхать».

Содержание

Введение……………………………………………………………….............
1. Понятие физической культуры…………………………………………..
2. Семейная физическая культура………………………………………….
3. Роль семьи в воспитании ребенка ……………………………………….
4. Содержание и формы физической культуры в семье………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовый.docx

— 38.44 Кб (Скачать)

       Понятие «Физическое воспитание» - о чем  говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определённых воспитательно - образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса.

       Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.

       Семья во многом определяет отношение детей  к физическим упражнениям, их интерес  к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное  общение детей и взрослых в  разных ситуациях, естественно возникающая  их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных  спортивных передач, иллюстраций в  книгах на спортивные темы и др.).

       Дети  особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

       Личный  пример родителей, совместные физкультурные  занятия, здоровый образ жизни - главные  составляющие успеха физического воспитания в семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4 Содержание  и формы физической культуры  в семье 

       Содержание  физического воспитания направлено на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе , то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких  положительных качеств, как самостоятельность  и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и  мужество, выносливость и др. Для  здоровья ребенка очень важно, когда  он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять  и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни.

       Через семейное воспитание мы можем охватить практически всех детей ежедневными  занятиями физическими упражнениями. Родители могут научить детей  плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках, бегать, выработать правильную осанку и др.

       В семье могут быть использованы различные формы занятий физические упражнения - от простых (утренняя гимнастика) до сложных (тренировка в избранном виде спорта). Можно рекомендовать следующие формы занятий физическими упражнениями в семье:

       1) утренняя гигиеническая гимнастика;

       2) утренняя специализированная гимнастика;

       3) физкультминутки;

       4) занятия по общей физической  подготовке;

       5) самостоятельные тренировочные  занятия; 

       6) участие в соревнованиях; 

       7) прогулки (пешие, велосипедные, лыжные);

       8) закаливающие процедуры;

       9) туризм;

       10) подвижные и спортивные игры.

       Выбор форм физического воспитания детей  в семье зависит от их возраста, пола, здоровья и физической подготовленности.

       Следует выделить обязательные формы занятий  физическими упражнениями в семье  и формы занятий по выбору. К  обязательным формам занятий можно  отнести: утреннюю гимнастику, физкультпаузы, занятия по общей физической подготовке, прогулки, плавание, закаливающие процедуры, участие в соревнованиях, туризм, подвижные и спортивные игры. К  занятиям по выбору относятся: утренняя специализированная гимнастика (зарядка), тренировка в избранном виде спорта, участие в спортивных соревнованиях  по избранному виду спорта.

       Пешеходные  прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного  отдыха, рационального использования  свободного времени для укрепления здоровья.

       Туристские  походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности  похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность.

       Дети  учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках  корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.

       Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути.

       Взрослым  следует хорошо знать возможности  естественного окружения, которые  желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах  движений. Это могут быть различные  канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.

       Ходьба  во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как это  не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное  влияние на их нервную систему.

       Если  намечен переход к дальнему лесу, к подножию горы, на сенокос, надо так  организовать детей, чтобы они шли  свободно, группой по 4-5 человек.

       Когда маршрут проходит по улице поселка, шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и  пройти парами этот отрезок пути. Но как только они выходят, например, на луг, лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по своему желанию, но не расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы  всех держать в поле зрения.

       Это приучает детей к самостоятельности, дает некоторый выход их активности, проявлению двигательных способностей (выносливости, быстроты).

       Влияние плавания на организм человека благотворно  и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается  горизонтально и этим позвоночник  освобождается от нагрузки массы  тела; создаются благоприятные условия  для формирования правильной осанки.

       Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и  массируемой водой.

       Дыхательная система под влиянием активного  выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания.

       Пребывание  в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен  веществ, деятельность всей нервной  системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки.

       Длительные  повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и  сопротивляемость его простудным заболеваниям.

       Великолепным  оздоровительным средством в  зимнее время служат лыжные прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают  также положительное эмоциональное  влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т.д.

       Одежда  для лыжных прогулок подбирается  так, чтобы она не мешала движениям  и не перегревала тело. Последнее  правило очень важно соблюдать.

       Катание на коньках стимулирует двигательную активность  улучшает состояние здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.

       Катание на коньках - сложный вид движения, состоящий из отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия.

       Сложность движений на коньках обусловливается  взаимосвязью и общим ритмом двигательного  акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры.

       Езда  на велосипеде оказывает сильное  воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы.

         Развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

       Бег имеет огромное значение для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей.

       Бег - одно из важных для здоровья ребенка  движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные  группы мышц, суставы и связки. Бег - естественное движение, привычное  для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно  на свежем воздухе, не требует специального оборудования.

       Умение  быстро и ловко бегать помогает ребенку  успешно участвовать в подвижных  играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости  от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег  на короткое расстояние в невысоком  темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает  больше и темп его бега выше.

       Велико  значение бега для воспитания выносливости. Умение преодолеть быстро небольшое  расстояние или, наоборот, пробежать  большую дистанцию пригодится будущему солдату, геологу. Привычка бегать поможет  получить ежедневную дозу движений, необходимых  для нормальной жизнедеятельности  организма человека.

       Помимо  закаливания, бег в неблагоприятных  условиях укрепляет характер, настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями. 
 
 
 
 

Заключение

       Физически здоровый человек может лучше проявлять себя производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как

       многогранный  процесс организации активной физкультурно оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

            В целом следует отметить, что  влияние учебных занятий на  физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи. 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

1.      Ким В.В., Красильников В.П. Концепция  становления и формирования традиционных  игр и состязаний коренных  народов Сибири // Теория и практика  физической культуры. 2004. № 4.

Информация о работе Семейная физическая культура