Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Постсоветские трансформации: распад СССР^ образование новых независимых государств - качественно изменили природу миграционных процессов. Кризисные явления в сфере межнациональных отношений, всплеск национализма, возникновение очагов этнополитических конфликтов придали миграциям ярко выра-женную этническую окраску. Формационные изменения экономических основ развития общества, переход к рыночной модели экономики спровоцировал интенсивное развитие ранее нехарактерных видов миграции -временной трудовой, коммерческой (челночной), свободной иммиграции и эмиграции, а также незаконной и криминальной миграции. .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
1.1 УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ...15
1.2 СООТЕЧЕСТВЕННИКИ: МЕСТО И РОЛЬ В МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКАХ ...36
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
2.1 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУ-
ДАРСТВ : СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ...63
2.2 РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУ-
ЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...89
2.3 РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОН-
НЫМИ ПРОЦЕССАМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) ...112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...134
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ...141

Работа содержит 1 файл

Миграция.docx

— 53.24 Кб (Скачать)

   1 Арутюнов М. Вынужденная миграция  и права человека.- М., 1998; Витковская Г., Петрова Н. Политические предпочтения вынужденных переселенцев.- М., 1997; Гольдин Г.Г. Миграция и проблемы ее регулирования. -М., 2000; Графова Л. Иммиграция: беда или спасение// Человек и труд.-2002. -№7; Зайончковская Ж. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии// Социологические иссследования.- 1998.- №6; Мукомель В., Паин Э. Вынужденные мигранты в государствах СНГ. -М, 1997; Назарова Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте миграционной политики России: социологический анализ.- М., 1999; Регент Т. М. Российское государство - вынужденным переселенцам и беженцам. -М., 1998; Российская диаспора и проблема недобровольной миграции на постсоветском пространстве.- М., 1997; Цапенко И.П. Союз «закрытых дверей»// Миграция.- 1998. -№3-4; Он же: Что делать с беженцами?// Мировая экономика и международные отношения. -1997. -№12; Хоперская Л. Вынужденные мигранты на Северном Кавказе.- М., 1997;

   2 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России.- М., 2000; Он же: Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление.- М., 1999; Обустройство народов: российская модель.-М.,1999; Парадоксы суверенитета.- М., 1995; Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма.- М., 1994; Абдулатипов Р.Г., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации.- М., 1997; Арутюнов С. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.- М., 1989; Малочисленные народы России: оптимизация межнациональных отношений // Этнополитический вестник.- 1992.-№1; В.И. Власов Экстремизм: сущность, виды, профилактика. -М., 2003; Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации.- М., 1998;Дашдамиров А.Ф. Национальная идея и этничность.- М., 2001; Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России.-М., 2003; Жарников А.Е. Этнические факторы политической стабильности.- М., 1995; Зорин В.Ю.

   Цель  исследования: состоит в выявлении  и осмыслении особенностей управления миграционными процессами в условиях постсоветских трансформационных  изменений с учетом состояния  и влияния на эти процессы эт-нополитического фактора.

   Задачи  диссертационного исследования:

   - выявить условия и факторы,  в том числе этнополитические, определяющие специфику миграционных'процессов в постсоветский период;

   -исследовать  современные теоретические представления  о роли и месте миграции  в социально-экономическом, демографическом  и этнонациональ-ном развитии России;

   -проанализировать  причинно-следственные связи репатриации  соотечественников из государств  СНГ и Балтии, определить их  место в миграционных потоках  и влияние на этнополитическую  ситуацию в стране;

   -выявить  политико-правовые механизмы управления  миграционными процессами в Российской  Федерации и других постсоветских  государствах, определить меры повышения  их эффективности;

   -обосновать  роль государственной миграционной  политики в управлении миграционными  процессами в многонациональных  сообществах постсоветского пространства;

   - показать региональные особенности  миграционных процессов и специфику  управления ими на примере  Республики Дагестан.

   Национальная  политика в России: история, проблемы, перспективы.- М., 2003; Калинина К.В. Национальные меньшинства в России.- М., 1993; Национально- культурная политика России и национальная безопасность // Научные доклады. Вып.1.- М., 1999; Мацнев А.А. Регион в формировании федеративных отношений в России// Социально-политический журнал.- 1998.- №1; Медведев Н.П. Становление федерализма в России.- М., 1995; Михайлов В.А. Национальная политика России как фактор государственного строительства.-М., 1995; Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991 гг.- Новосибирск., 2000; Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса// Расы и народы.- 1990.-№.20; Тишков В.А. Русские диаспоры и политика России/ Русские в современном мире.-М., 1998;Этнология и политика.-М.2001; Торукало В.П. Нация: история и современность.-М., 1996; Явчуновская Р.С. Глобальные проблемы в человеческом измерении.- М., 2001.

   10

   Объектом  исследования является анализ этнополитических особенностей и выявление механизмов управления миграционными процессами на постсоветском пространстве в  условиях политических и экономических  трансформаций.

   Предметом исследования являются сущность, структура, направление миграций в новых, изменившихся условиях после распада СССР, анализ причинно-следственных связей миграционных процессов, их влияние на социально-демографическую  и этнополитическую ситуацию, а также  формирование принципов, целей и  задач государственной этнонациональной и миграционной политики на современном этапе.

   Методология исследования. Диссертационное исследование осуществ- * лено на основе принципов политологии в тесной связи с теорией и практикой этнополитики. Общепринятые научные методы политико-правового анализа (метод экспертных оценок, сравнения, аналогии, обобщения), сочетаются с методологическими и теоретическими разработками по теме исследования, накопленные в отечественной научной литературе. Использование эт-носоциологического и этнополитического подхода позволяет выявить взаимосвязь миграционных и этнополитических процессов. Этнополитический аспект миграционных процессов является объектом междисциплинарного исследования с использованием методов, разработанных в соответствующих отраслях научного знания.

   Эмпирическая  база исследования представлена нормативно-правовыми  актами органов государственной  власти Российской Федерации по проблемам  управления миграционными процессами. Рассмотрены указы Президента России, Послания Президента Федеральному Собранию; постановления и распоряжения Правительства  РФ, а также документы международных  организаций по этой проблематике. Использованы статистические данные Госкомстата  РФ, документальные источники из текущего архива Управления по делам миграции МВД Республики Дагестан.

   11

   Научная новизна исследования. Миграционная ситуация в Российской Федерации  стоит в ряду важнейших вопросов государственной безопасности. Комплексный  этнополитический анализ миграционных процессов является стержнем данной исследовательской работы и определяет ее новизну. Трансформационные изменения, произошедшие в общественно-политической, социально-экономической и этнокультурной сферах после распада СССР, привели к интенсивности и усложнению миграционных процессов, что требует особого внимания государства к регулированию и управлению миграциями.

   В исследовании рассмотрены и охарактеризованы международные и региональные нормативные  и правовые акты, а также политические документы, на основе которых осуществляется управление миграционными процессами в Российской Федерации и других постсоветских государствах. Делается вывод о необходимости совершенствования  миграционного законодательства, отвечающего  новым условиям и международным  нормам, при этом учитывающего специфику  этнополитической ситуации на постсоветском  пространстве. Автор обосновывает необходимость расширения сферы действия федеральных миграционных законов, поскольку в современных условиях требуется регулирование не столько вынужденной, сколько трудовой, экологической, техногенной и других видов миграции. Объективной необходимостью является пересмотр и критическое переосмысление правоприменительной практики действующих законов.

   В работе актуализируется проблема влияния  миграционных процессов на этнодемографическую ситуацию, на изменение этнической структуры мигрантов и постоянного населения в регионах, влияние миграций на этнопо-литическую ситуацию и характер межнациональных отношений.

   Дается  обоснование ключевому положению  исследования: отсутствие продуманной  и сбалансированной государственной  миграционной политики с учетом многонациональности  постсоветского пространства сделало  возможным сведение управления миграционными  процессами к жесткому им-

   12

   миграционному контролю со всем набором полицейских  и силовых мер, что приводит к  росту противоречий и конфликтов в данной сфере и вокруг нее. Такие  однобокие меры не повысили эффективность  управления миграциями, но привели  в ряде регионов страны к ущемлению  прав мигрантов (отказ в предоставлении гражданства, постоянной регистрации, права на собственность), к дискриминации  по этническому принципу, что противоречит Конституции Российской Федерации  и не соответствует долговременным интересам государства. Отдельно следует  отметить неудовлетворительные результаты государственной политики России в  отношении соотечественников за рубежом, особенно в странах Балтии. Это негативно сказывается на национальном самочувствии, прежде всего, русского населения и на общую  эт- ' неполитическую ситуацию в стране.

   Обращает  на себя внимание недостаточное изучение региональных аспектов миграционных процессов, в этой связи несомненную новизну  представляет выделение в качестве предметной сферы исследования особенностей миграционной ситуации и управленческих механизмов в Республике Дагестан.

   Обобщая результаты исследования, автор приходит к выводу о необходимости:

   - создания законодательных основ  для эффективной реализации прав  граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, независимо от этнической принадлежности;

   - развития сотрудничества государств  СНГ и Балтии в целях обеспечения  прав соотечественников в них,  предотвращения этнополитических  конфликтов, дискриминационных проявлений, следствием которых являются  миграции;

   - обеспечения социально-экономических  и политических прав мигрантов,  формирования благоприятного социального  климата вокруг них, преодоления  мигрантофобии и этнофобий в регионах России.

   13

   Подчеркивается  недопустимость только запретительных мер и силовых подходов в управлении миграционными процессами.

   Практическая  значимость работы определяется возможностью использовать основные положения и  выводы исследования для дальнейшего  изучения проблем регулирования  миграционных процессов; для определения  принципов и форм сотрудничества новых независимых государств по вопросам, связанным с миграционным движением населения. Исследование факторов, условий, причин, форм и масштабов  миграций может быть использовано в  управленческой практике, особенно для  нейтрализации негативных последствий  миграций в многонациональных регионах. Результаты диссертации могут найти применение в практической реализации государственной миграционной и этнонациональной политики; выводы и рекомендации могут быть использованы органами государственной власти, занимающимися проблемами соотечественников за рубежом, учтены при выработке соответствующей стратегической линии во внешней политике. Фактологический материал, содержащийся в диссертации, может использоваться в разработке курса лекций по политологии и этнополитике для преподавания в учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников управленческих структур, органов государственной службы.

   Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на всероссийских и международных научных конференциях, методологических семинарах, в комиссии по проблемам миграции Всероссийской общественной организации Ассамблея народов России; выводы проведенной работы одобрены на заседании кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте России; рекомендации использованы автором в непосредственной служебной деятельности в Миграционной службе Республики Дагестан, изложены в ряде публикаций.

   14

   Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и научной  литературы.

   15 Глава 1. Особенности миграционных  процессов в постсоветский период.

   1.1 Условия и факторы миграционных  процессов на постсоветском пространстве!

   Регулирование и контроль миграционных процессов, разработка эффективных практических рекомендаций, принятие конкретных управленческих решений невозможно без полноценной  научной экспертизы. Управление должно основываться на знании внутренних закономерностей, определяющих генезис, становление  и динамику развития миграционных процессов  на многонациональном постсоветском  пространстве. Хотя отечественной наукой накоплен значительный опыт изучения миграций, большая часть его применима  к сложившимся общественным структурам. Значительно менее изучены несбалансированные, неравновесные взаимосвязи, характерные  для процессов перелома, перехода к новым социальным и национальным структурам и типам общественных и национальных организаций, в которых  накапливается экономическая, демографическая  энергия.1

   Распад  Советского Союза привел к формированию новой политической и социокультурной реальности. Постсоветским государствам пришлось пережить радикальные экономические и политико-институциональные изменения, сопровождавшиеся ломкой социальной структуры. Постсоветские перемены затронули все сферы жизнедеятельности общества, а также общественное сознание. Признавая спонтанный характер происходящих процессов, их зависимость от множества разнонаправленных факторов, частую непредсказуемость результатов, постсоветские преобразования определяют термином «трансформация»2.

   Необходимо  отметить, что для анализа политических и социально-экономических трансформаций  используются типологии, выработанные за-

Информация о работе Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования