Роль физических упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:32, реферат

Описание работы

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………. 4
2. Важная роль физических упражнений…………………………………....5
3. Влияние физических нагрузок на различные системы органов………..7
3.1 Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии…..8
3.2 Влияние физических нагрузок на кровеносную систему………9
3.3 Влияние физических нагрузок на органы дыхания…………….9
3.4 Влияние физических нагрузок на органы дыхания……………12
3.5 Влияние физических нагрузок на опорно-двигательньную систему……………………………………………………………13
4. Негативное влияние больших физических нагрузок……………………14
5. Рекомендации………………………………………………………………16
5.1 Интенсивность нагрузок……………………………………..16
5.2 Продолжительность нагрузок ………………………………17
6. Значение физических упражнений для учащихся в период экзаменов….18
7. Заключение…………………………………………………………………...22
8. Список литературы………………………………………………………..…23

Работа содержит 1 файл

fizicheskie_upragneniya.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………. 4
  2. Важная роль физических упражнений…………………………………....5
  3. Влияние физических нагрузок на различные системы органов………..7
    1. Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии…..8
    2. Влияние физических нагрузок на кровеносную систему………9
    3. Влияние физических нагрузок на органы дыхания…………….9
    4. Влияние физических нагрузок на органы дыхания……………12
    5. Влияние физических нагрузок на опорно-двигательньную  систему……………………………………………………………13
  4. Негативное влияние больших физических нагрузок……………………14
  5. Рекомендации………………………………………………………………16
      1. Интенсивность нагрузок……………………………………..16

      1. Продолжительность нагрузок ………………………………17
  1. Значение физических упражнений для учащихся в период экзаменов….18
  2. Заключение…………………………………………………………………...22
  3. Список литературы………………………………………………………..…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих  трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой,   может в некоторых  случаях рассматриваться  с отрицательной  стороны.

Вообще, недостаток необходимых  человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Физическая культура оказывает оздоровительный и  профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой  является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

 

2. Важная роль  физических упражнений

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

В ответной реакции организма  человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного  мозга на регуляцию функций основных систем: происходит изменение в кардиореспираторной  системе, газообмене, метаболизме и  др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику. Сочетанная деятельность мышц и внутренних органов регулируется нервной системой, функция которой также совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений.

Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Так, американские врачи, лишив добровольцев движений путем наложения высокого гипса и сохранив им нормальный режим питания, убедились, что через 40 дней у них началась атрофия мышц и накопился жир. Одновременно повысилась реактивность сердечно-сосудистой системы и снизился основной обмен. Однако в течение последующих 4 недель, когда испытуемые начали активно двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления были ликвидированы, мышцы укрепились и гипертрофировались. Таким образом, благодаря физическим нагрузкам удалось восстановление как в функциональном, так и в структурном отношениях. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Так, например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Отмечена высокая способность работать при повышении температуры тела свыше 38°С во время физических напряжений. Подмечено, что у рентгенологов, занимающихся физическими упражнениями, меньшая степень воздействия проникающей радиации на морфологический состав крови. В опытах на животных показано, что систематические мышечные тренировки замедляют развитие злокачественных опухолей.

 

 

 

3. Влияние физических  нагрузок на различные системы  органов.

 Одна из доминирующих  черт нашего времени - ограничение двигательной активности современного человека. Сто лет назад 96% трудовых операций совершались за счет мышечных усилий. В настоящее время - 99% с помощью различных механизмов. Необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает расстройство, дисгармония сложной системы организма человека.

  Организм человека  состоит из отдельных органов,  выполняющих свойственные им  функции. Различают группы органов,  выполняющих совместно общие  функции, - системы органов. Из  внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает поток раздражителей (t, влажность, солнечная радиация, производственные вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

 Нормальное существование  человека в этих условиях возможно  только в том случае, если организм  своевременно реагирует на воздействия  внешней среды соответствующими  приспособительными реакциями. 

 Физические упражнения  становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами и сохранение  постоянства внутренней среды. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых (что важно!), но и как средство сохранения здоровья (что ещё более важно!).

 Недостаточная двигательная  активность создает особые неестественные  условия для жизнедеятельности  человека, отрицательно воздействует  на структуру и функции всех  тканей организма человека. Вследствие  этого наблюдается снижение общих  защитных сил организма, увеличивается риск возникновения заболеваний.

 Прогресс науки  и техники предъявляет современному  человеку высокое требование  к его физическому состоянию  и увеличивает нагрузку на  психическую, умственную и эмоциональную  сферы.

  Наряду с разумным сочетанием труда и отдыха, нормализацией сна и питания, отказа то вредных привычек систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.

 Человек, ведущий  подвижный образ жизни систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями человека.

 

3.1. Влияние  физических нагрузок на обмен  веществ и энергии.

 

 Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей,  расщепляются в пищеварительном тракте. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через лёгкие в кровь, принимает участие в процессе окисления, происходящем в клетках.

 Вещества, образующие  в результате биохимических реакций  обмена веществ, выводятся из  организма через лёгкие, почки, кожу.

 Обмен веществ является  источником энергии для всех  жизненных процессов и функций  организма. При расщеплении сложных  органических веществ содержащаяся  в них энергия превращается  в другие виды энергии                   (биоэлектрическую, тепловую, механическую и др.)

 Занятия физическими  упражнениями или спортом повышают  активность обменных процессов,  тренирует и поддерживает на  высоком уровне механизмы, осуществляющие  в организме обмен веществ  и энергии.

 

 

 

3.2. Влияние  физических нагрузок на кровеносную систему.

 

 Сердце – главный  центр кровеносной системы, работающий  по типу насоса, благодаря чему в организме движется кровь. В результате физической тренировки размеры и масса сердца увеличивается в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема, что повышает мощность и работоспособность сердечной мышцы.

  Кровь в организме  человека выполняет следующие  функции:

  • транспортная;
  • регуляторная;
  • защитная;
  • теплообмен.                                                                                                      

При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом:

  - увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;

  - повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;

  - ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови.

3.3. Влияние  физических нагрузок на органы  дыхания.

 

 Дыхание – это  процесс потребления кислорода и выделения углекислого газа тканями живого организма. Различают легочное (внешнее) дыхание и тканевое (внутриклеточное) дыхание.

 Внешним дыханием  называют обмен воздуха между  окружающей средой и лёгкими,  внутриклеточным – обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела (кислород переходит из крови в клетки, а углекислый газ – из клеток в кровь).

 Дыхательный аппарат  человека составляют:

  • воздухоносные пути - носовая полость, трахея, бронхи, альвеолы;
  • легкие – пассивная эластичная ткань, в которой насчитываются от 200 до 600 млн. альвеол, в зависимости от роста тела;
  • грудная клетка – герметично закрытая полость;
  • плевра- плевра из специфической ткани, которая покрывает легкие снаружи и грудную клетку изнутри;
  • дыхательные мышцы – межреберные, диафрагма и ряд других мышц, принимающие участие в дыхательных движениях, но имеющих основные функции.

 Показатели работоспособности  органов дыхания являются:

                  1). Дыхательный объем.

Информация о работе Роль физических упражнений