Режим двигательной активности и работоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:36, реферат

Описание работы

Регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе в вузе дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к самым разнообразным фактором внешней среды. Физическая культура и спорт в учебном процессе используется как средство активного развития индивидуальных и профессионально значимых для студентов качеств, они используются как средство достижения ими физического совершенствования, как средство социального становления будущих специалистов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…….….3

1.Особенности организации и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов……………………………………………………..….……4

2.Динамика работоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности, факторы ее определяющие……………………………………………………….……7

3.Критерий нервно-эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры……………………………..…….10

Заключение……………………………………………………………………….……14

Список литературы……………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

режим двигательной активности.docx

— 35.07 Кб (Скачать)

3.Критерий нервно-эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры 

        Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление  и профилактику психоэмоционального  и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующее: 
1)     систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов. 
2)     Ритмичную и системную организацию умственного труда. 
3)     Постоянное поддержание эмоции и интереса 
4)     Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств. 
5)     Организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха. 
6)     Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании. 
7)     Физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности. 
8)     Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

         
Использование физических упражнений как средство активного отдыха.
 

        Различают отдых  пассивный и активный, связанный  с двигательной деятельностью. Физиологическое  обследование активного отдыха связано  с именем И.М Чеченова, впервые  показавшего, что смена работы одних  мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

        Этот принцип стал основой организации отдыха и  в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим  образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и  по его окончании оказывают высокий  эффект в сохранении и повышении  умственной работоспособности. Не менее  эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма, Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

         
«Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов 

        К «малым формам»  физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная  пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений. 
         Утренняя гигиеническая гимнастика являемся наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.  
         Ежедневная УГТ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.  
         Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. 
         Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. 

        С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов  занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки.  
          Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутной ее проведении в повышении работоспособности на 10%. 
         Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.

        Наиболее часто  подобные явления наблюдаются при  самоподготовке студентов, выполняемой  на фоне шести, а порой и восьмичасовых  аудиторных занятий. 
         Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

         
Учебные и самостоятельные  занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

         
         Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий  для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без  перегрузки и переутомления, в сочетании  с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование  средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию  достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности  студентов.

        В цикле исследований проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоде  учебного труда студентов, когда  наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце  учебного дня , в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

        Динамика работоспособности  в течение рабочего дня характеризуется  тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

        Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией  во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма  студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние  гиподинамии, нарушений режимов  труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных  привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

        Позитивный характер изменений умственной работоспособности  достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании  средств физической культуры, методов  и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

        Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее  у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная  нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность  быстро падает, а восстанавливается  медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых.

        Целесообразно использование  не более одного вида процедуры каждого  типа в течение дня и не более  двух процедур в одном сеансе. 
При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения.

        В любом деле, большом  или малом, первоисточником успехов  или неудач является человек. Все  зависит от него. Поэтому любое  дело следует начинать с себя, с  собственной перестройки, в том  числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.Гужаловский А.А. Сегодня и каждый день. М.: Физкультура и спорт, 2005. 
2.Домашняя медицинская энциклопедия. Гл. ред. В.И. Покровский. М.: «Медицина», 2007.

3.Косилина  Н.И. Физическая культура в  режиме рабочего дня. М.: Пофиздат, 2006. 
4.Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. М.: Знание, 2008. 
5.Рейзин В.М. Физическая культура людей умственного труда. Минск: Высшая школа, 2006.


Информация о работе Режим двигательной активности и работоспособности