Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:36, реферат
Регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе в вузе дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к самым разнообразным фактором внешней среды. Физическая культура и спорт в учебном процессе используется как средство активного развития индивидуальных и профессионально значимых для студентов качеств, они используются как средство достижения ими физического совершенствования, как средство социального становления будущих специалистов.
Введение……………………………………………………………………….…….….3
1.Особенности организации и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов……………………………………………………..….……4
2.Динамика работоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности, факторы ее определяющие……………………………………………………….……7
3.Критерий нервно-эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры……………………………..…….10
Заключение……………………………………………………………………….……14
Список литературы……………………………………………………………………15
3.Критерий
нервно-эмоционального
утомления и переутомления
студентов, их профилактика
средствами физической
культуры
Среди мероприятий,
направленных на повышение умственной
работоспособности студентов, на преодоление
и профилактику психоэмоционального
и функционального
1) систематическое изучение учебных предметов
студентами в семестре, без «штурма» в
период зачетов и экзаменов.
2) Ритмичную и системную организацию умственного
труда.
3) Постоянное поддержание эмоции и интереса
4) Совершенствование межличностных отношений
студентов между собой и преподавателями
вуза, воспитание чувств.
5) Организация рационального режима труда,
питания, сна и отдыха.
6) Отказ от вредных привычек: употребления
алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании.
7) Физическую тренировку, постоянное поддержание
организма в состоянии оптимальной физической
тренированности.
8) Обучение студентов методам самоконтроля
за состоянием организма с целью выявления
отклонений от нормы и своевременной корректировки
и устранения этих отклонений средствами
профилактики.
Использование физических
упражнений как средство
активного отдыха.
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М Чеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал
основой организации отдыха и
в сфере умственной деятельности,
где подобранные
«Малые формы»
физической культуры
в режиме учебного
труда студентов
К «малым формам»
физической культуры в режиме учебного
труда студентов относятся
Утренняя гигиеническая гимнастика являемся
наименее сложной, но достаточно эффективной
формой для ускоренного включения студентов
в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение
организма в работоспособное состояние,
усиливает ток крови и лимфы во всех частях
тела и учащает дыхание, что активизирует
обмен веществ и быстро удаляет продукты
распада, накопившиеся за ночь. Систематическое
выполнение зарядки улучшает кровообращение,
укрепляет сердечно-сосудистую, нервную
и дыхательную системы, улучшает деятельность
пищеварительных органов, способствует
более продуктивной деятельности коры
головного мозга.
Ежедневная УГТ, дополненная водными процедурами,
- эффективное средство повышения физической
тренированности, воспитания воли и закаливания
организма.
Физкультурная пауза является действенной
и доступной формой. Она призвана решать
задачу обеспечения активного отдыха
студентов и повышения их работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют
о том, что после второй пары учебных часов
умственная работоспособность студентов
начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после
завершения учебных занятий работоспособность
восстанавливается до уровня, близкого
к исходному в начале учебного дня, а при
самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности
студентов в течение учебного
дня физкультурная пауза
Исследования показывают, что эффективность
влияния физкультурной паузы проявляется
при 10-минутной ее проведении в повышении
работоспособности на 10%.
Микропаузы в учебном труде студентов
с использованием физических упражнений
полезны в связи с тем, что в умственном
труде студентов в силу воздействия разнообразных
факторов возникают состояния отвлечения
от выполняемой работы, которые относительно
непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено
усталостью в условиях ограничения активности
скелетной мускулатуры, монотонным характером
выполняемой работы и др.
Наиболее часто
подобные явления наблюдаются при
самоподготовке студентов, выполняемой
на фоне шести, а порой и восьмичасовых
аудиторных занятий.
Использование «малых форм» физической
культуры в учебном труде студентов играет
существенную роль в оздоровлении его
условий, повышении работоспособности.
Учебные и самостоятельные
занятия по физической
культуре в режиме
учебно-трудовой деятельности
Эффективная подготовка специалистов
в вузе требует создания условий
для интенсивного и напряженного
творческого учебного труда без
перегрузки и переутомления, в сочетании
с активным отдыхом и физическим
совершенствованием. Этому требованию
должно отвечать такое использование
средств физической культуры и спорта,
которое способствует поддержанию
достаточно высокой и устойчивой
учебно-трудовой активности и работоспособности
студентов.
В цикле исследований
проверялась целесообразность проведения
занятий физическими
Динамика
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный характер
изменений умственной работоспособности
достигается во многом при адекватном
для каждого индивида использовании
средств физической культуры, методов
и режимов воздействия. Обобщенными
характеристиками эффективного внедрения
средств физической культуры в учебный
процесс, обеспечивающих состояние высокой
работоспособности студентов в учебно-трудовой
деятельности, являются: длительное сохранение
работоспособности в учебном труде; малая
вариабельность функций, несущих основную
нагрузку в различных видах учебного труда;
эмоциональная и волевая устойчивость
к сбивающим факторам, средняя выраженность
эмоционального фона; снижение физиологической
стоимости учебного труда на единицу работы.
Заключение
Усталость, утомляемость,
переутомление наступают
Целесообразно использование
не более одного вида процедуры каждого
типа в течение дня и не более
двух процедур в одном сеансе.
При длительном применении определенных
средств наступает адаптация, привыкание
к ним организма, что обусловливает постепенное
снижение их восстанавливающего действия,
то есть организм постепенно перестает
реагировать на монотонные, однообразные
раздражители. Поэтому необходимо варьировать,
периодически менять не только средства,
но и их сочетание, дозировку, методы применения.
В любом деле, большом
или малом, первоисточником успехов
или неудач является человек. Все
зависит от него. Поэтому любое
дело следует начинать с себя, с
собственной перестройки, в том
числе и во взглядах на физическую
культуру, на отношение к ней.
Список
литературы
1.Гужаловский
А.А. Сегодня и каждый день. М.: Физкультура
и спорт, 2005.
2.Домашняя медицинская энциклопедия.
Гл. ред. В.И. Покровский. М.: «Медицина»,
2007.
3.Косилина
Н.И. Физическая культура в
режиме рабочего дня. М.: Пофиздат,
2006.
4.Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика
в режиме рабочего дня. М.: Знание, 2008.
5.Рейзин В.М. Физическая культура людей
умственного труда. Минск: Высшая школа,
2006.
Информация о работе Режим двигательной активности и работоспособности