Режим двигательной активности и работоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:36, реферат

Описание работы

Регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе в вузе дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к самым разнообразным фактором внешней среды. Физическая культура и спорт в учебном процессе используется как средство активного развития индивидуальных и профессионально значимых для студентов качеств, они используются как средство достижения ими физического совершенствования, как средство социального становления будущих специалистов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…….….3

1.Особенности организации и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов……………………………………………………..….……4

2.Динамика работоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности, факторы ее определяющие……………………………………………………….……7

3.Критерий нервно-эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры……………………………..…….10

Заключение……………………………………………………………………….……14

Список литературы……………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

режим двигательной активности.docx

— 35.07 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………….…….….3

1.Особенности  организации и основные психофизиологические  характеристики учебного труда  студентов……………………………………………………..….……4

2.Динамика работоспособности  в процессе учебной и трудовой  деятельности, факторы ее определяющие……………………………………………………….……7

3.Критерий нервно-эмоционального  утомления и переутомления студентов,  их профилактика средствами физической  культуры……………………………..…….10

Заключение……………………………………………………………………….……14

Список литературы……………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        В жизненных условиях вуза повышается значимость физического  воспитания и формирования всесторонне  и гармонично развитой личности -выпускника вуза с высокой степенью готовности его к профессиональной деятельности.

        Регулярные занятия  разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе в вузе дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к самым разнообразным фактором внешней среды. Физическая культура и спорт в учебном процессе используется как средство активного развития индивидуальных и профессионально значимых для студентов качеств, они используются как средство достижения ими физического совершенствования, как средство социального становления будущих специалистов.

        Для большинства  людей, заканчивающих вуз работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием роли внимания, точности движений, быстроты реакции. Сочетание физической растренерованности организма и повышения нервно-эмоционального напряжения организма в условиях интенсификации производства и ускоряющегося ритма жизни приводит к преждевременной усталости, ошибкам в производственной деятельности, которые тем серьезнее, чем более сложной техникой управляет человек, усталость - это явление, общее для всего живого мира. Усталость у здорового и нормального человека - это понижение функциональной способности органов и систем организма, вызванное чрезмерной работой и сопровождаемое характерным ощущением недомогания, приводящее к различным заболеваниям и даже ранней потере трудоспособности. 
 
 
 
 
 

1.Особенности организации и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов. 

        Результаты  исследований свидетельствуют о  том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной  и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию  к росту утрачивание резервных  возможностей, сопротивляемости организма  человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие  широкого перечня отрицательных  диагнозов ведут к существенному  снижению эффективности обучения и  дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

        Снижение  умственной работоспособности наблюдается  при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а  также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных  нервно-психических расстройствах  продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей. 
         Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного. 
         Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая  и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся: 
1)     противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение; 
2)     между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя; 
3)     Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ 
 
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов. 

        Студенческий  возраст характеризуется интенсивной  работой над формированием своей  личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного  развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями  для напряженного учебного труда.

        Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые  сказываются порой весьма существенно  на учебе  психоэмоциональном состоянии студентов.

        К ним относятся целый ряд обстоятельств  студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие: 
1) Резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом 
2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива 
3) Ломка старого, сложившегося за годы учебы жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского». 
4) Сопутствующее поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.

        Особенно  в затруднительном положении  оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную  работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой –  само по себе преодоление новизны  условий учебной работы требует  значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую  систему жизнедеятельности может  сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

        На  психофизическом состоянии студентов  отражаются также субъективные и  объективные факторы. К объективным  факторам относятся возраст, пол, состояние  здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень  знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую  устойчивость, личностные качества (характер, темперамент,  коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.

        Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая  при изучении многочисленных учебных  дисциплин, научный уровень и  информационный объем, которых все  время возрастает.

        Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный  период 0 один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве  случаев в условиях дефицита времени  и характеризующийся повышенной ответственности с элементом  напряженности. Отрицательное воздействие  на организм усиливается при суммарно влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Динамика  работоспособности  в процессе учебной  и трудовой деятельности, факторы ее определяющие 

        Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных  лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические – состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

        Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной  системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой  работы, интерес к ней, установка  на выполнение определенного кокретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

        Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов  претерпевает изменения, которые отчетливо  наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года. 

         
Учебный день 

        Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с  высокой продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу  сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность  достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется  постепенным повышением работоспособности  с определенными колебаниями. 

        Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет  продолжительность 1,5 – 3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов  характеризуется изменениями функций  организма, адекватных той учебной  деятельности, которая выполняется. 

        Третий  период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

        В четвертом периоде  наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются  колебания волевого усилия, а также  колебания продуктивности учебной  деятельности. 

        В пятом периоде  начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед  окончанием работы может смениться  кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

        При дальнейшем продолжении  работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности  и угасания рабочей доминанты.

        Учебный день студента кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго  подъема работоспособности объясняется  не только суточным ритмом, а главным  образом психологической установкой на выполнение учебных заданий.

        Вариантность изменения  отдельных сторон работоспособности  обусловлены и тем, что учебная  деятельность студентов характеризуется  постоянным переключением различных  видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и  другие) 

        Учебная неделя 

        Динамика умственной работоспособности в учебном  недельном цикле характеризуется  наличием периода врабатывания в  начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние  дни недели. В некоторых случаях  отмечается ее подъем, что связывают  с явлением «конечного порыва».

        Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в  коллоквиуме, подготовка и сдача  зачета. 

        Учебный семестр и учебный  год

         
         В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает  период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность  начинает снижаться. В период экзаменов  снижение кривой работоспособности  усиливается. В период зимних каникул  работоспособность восстанавливается  к исходному уровню, а если отдых  сопровождается активным использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной работоспособности.

        Начало второго  полугодия также сопровождается периодом врабатывания продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Режим двигательной активности и работоспособности