Ребенок от 1 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

На втором году жизни ребенок вступает в период раннего детства. Со сменой периодов меняется значимость факторов, заметно влияющих на физическое и психическое развитие детей. На первом году жизни ребенка основные факторы воздействия на его здоровье - это факторы биологического генеза (наследственность). На втором году жизни происходит постепенный перекрест биологического и социального генеза, а с полутора до трех лет преобладают факторы социального генеза.

Содержание

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

Календарь развития детей от года до двух лет _ _ _ _ _ _ _ _ 4

Физические упражнения для ребенка 1-3 лет _ _ _ _ _ _ _ _ 9

Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12

Список использованной литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13

Работа содержит 1 файл

реферат физ-ра.docx

— 39.51 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образование учреждение

 высшего  профессионального образования

“Тольяттинский  Государственный Университет Сервиса” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Физическая культура».

      Тема: «Ребенок от 1 года». 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                                                                           Выполнил:

                                                                                                       Студентка 

группы  Бс-301

Вакуленко  А.С.

                                                                                                        Принял:

Наумова В.И.

          
 
 

                                        Тольятти 2011

 

Содержание 

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

Календарь развития детей от года до двух лет _ _ _ _ _ _ _ _ 4

Физические упражнения для ребенка 1-3 лет _ _ _ _ _ _ _ _ 9

Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12

Список использованной литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13 
 

 

Введение 

На втором году жизни ребенок вступает в период раннего детства. Со сменой периодов меняется значимость факторов, заметно  влияющих на физическое и психическое  развитие детей. На первом году жизни  ребенка основные факторы воздействия  на его здоровье - это факторы  биологического генеза (наследственность). На втором году жизни происходит постепенный  перекрест биологического и социального  генеза, а с полутора до трех лет  преобладают факторы социального  генеза. Таким образом, для психофизического благополучия ребенка второго-третьего года жизни решающими являются социальные условия жизни: общение, обучение, организация  жизни в целом, развивающее влияние  окружающей среды - все то, что можно  назвать культурой воспитания.

Социализация, или  социальное развитие, - процесс вхождения  в культуру и общество, через который  проходят все дети, с помощью взрослого  усваивая нормы и правила поведения, овладевая определенными умениями и социальными навыками, культурой  своего народа.

На втором году жизни малыш уже многое умеет: делает первые самостоятельные шаги к предмету, из положения стоя достает  игрушку, переносит ее; пьет из чашки  и ест ложкой; разбрасывает и нанизывает на стержень кольца и т. п. Все эти  практические действия ведут к получению  определенного видимого результата. Первое полугодие второго года жизни  отличается нарастанием двигательных умений маленького ребенка. Он подражает  взрослому, овладевая способами  действий с предметами.

Наряду с этим развиваются и действия внутренние, психические: восприятие и память, мышление и речь, элементы анализа и синтеза. Ребенок учится устанавливать внутренние связи между предметами, объединяя  или разъединяя их по каким-либо признакам, например из различных геометрических тел выбирает кубики для постройки  домика для матрешки.

Постепенно ребенку  становятся доступны социальные связи, действия человека, направленные на обеспечение  его физического и эмоционального благополучия.

Малыш овладевает функциональными действиями с предметами (шапка надевается на голову, носочки - на ноги, ложка нужна для того, чтобы есть, чашка - чтобы пить, и  т. п.), обеспечивая определенные виды человеческой деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная и т. п.). Все  эти навыки и умения не приходят сами собой, они усваиваются в  процессе подражания действиям взрослого.

В чем особенности  поведения ребенка второго года жизни? Считается, что это наиболее трудный период для родителей  малыша. Порой взрослому даже не приходит в голову то, что ребенок  может "выкинуть" в следующую  минуту. Он непредсказуем для не посвященных в тайны возраста. Родителям необходимо знать все  нюансы педагогики второго года жизни  ребенка, чтобы разумно, тактично, достойно управлять его поведением, выводя из нежелательных, а порой и опасных  ситуаций. Малыши в этом возрасте эмоционально неустойчивы, способны от слез быстро переходить к смеху и наоборот. Они не контролируют свои порывы и  не скрывают своих чувств. Поэтому  от взрослых, особенно от матери и отца, требуется большое терпение, мудрость. И уж, конечно, никаких физических наказаний.

Вот почему второй год непростой период для родителей, особенно для тех, кто не владеет  секретами воспитания и знаниями особенностей развития детей раннего  периода.

Дитя живет  своими эмоциями; откликаясь на многообразие окружающего мира, осуществляет ориентировочно-исследовательское  отношение ко всему, что вызывает его любопытство. У ребенка отсутствует  волевое поведение, избирательность, преднамеренность действий, нет достаточного опыта, особенно в начале второго  года. Он живет на своей маленькой  планете, по своим законам, глубоким и чистым, сильно привязан к тем, кого любит, кому доверяет.

Календарь развития детей от года до двух лет

1 год 1 месяц 
Моторное развитие.  
Появляется уверенность в движениях, реже падает. Не проявляет нерешительности, когда залезает куда-нибудь. Не нужна опора. Редко балансирует. Сокращаются перемещения на четвереньках. Улучшаются мелкие движения пальцев рук. Уверенно берет предметы, мелкие предметы. Тычет пальцем. Расковыривает дырочки, пальцы засовывает в щели. Начинает мотать головой – активно развивается вестибулярный аппарат.  
Речевое развитие. 
+1 – 2 слова, есть активный и пассивный словарь. Активный – говорит и называет, могут быть условные звуки, жестовая речь. Пассивный – понятия, которыми пользуется, не называя их. Ребенок понимает все бытовые понятия, все, о чем говорят. Просьбы понимает и выполняет. "Покажи коровку" – покажет зайчика, но не потому, что не знает, что такое коровка, а по тому, что зайчик ему больше нравиться. Такая логика ответов примерно до 1,5 лет. "Нет" и "да" не означают согласие или не согласие.  
Интеллектуальное развитие.  
Знает понятия – горячо, холодно, мягкое, твердое, колючее, сухое, мокрое. Знает число, которое состоит из числа членов его семьи и умеет считать в пределах этого числа. В семью входят родственники и домашние животные. 
Освоение пространства. Второй уровень квартиры – поверхности 50 - 60 см от пола (стулья, столы, кресла, диваны). Когда их освоит, начинает использовать как подставки. Может добраться до третьего уровня, но не может спуститься. Познавательное поведение. Все ощупывает, пробует и бросает на пол. Бросает и смотрит, что будет. Интересуется содержимым всех шкафов и ящиков. То, что нельзя трогать и доставать должно быть физически не достижимо. 
"Маленькое бедствие" – все делает очень быстро, огорчается, когда нельзя восстановить разбитое и разломанное. 
Освоение пространства, как мира. Важно находиться в одном и том же месте (дом, дача, квартира бабушки у которой бывает часто, не более трех мест). Формирование представления о реальности пространства задерживается, если ребенок часто ездит в гости, переезжает. Каждый раз при пробуждении у ребенка происходит идентификация себя и окружающего пространства. Если просыпается в другом месте, рядом должна быть мама обязательно. При необходимости переезда нельзя выносить из дома спящего ребенка, он должен уснуть в дороге. Длинную дорогу переносят тяжело, необходимо множество занятий.  
Психоэмоциональное развитие.  
"Прячет спину" при опасности (поворачивается спиной к стене, пятится назад, прижимается спиной к маме). Стереотипы поведения взрослых перенимают, как штампы, как форму поведения. Не понимает боль другого человека и другого существа. Нет сочувствия, оно формируется постепенно, как форма поведения, при наблюдении за поведением окружающих. То, что направлено на ребенка, не воспринимается им, как форма поведения. Ребенок должен быть свидетелем, когда жалеют кого-то. Чувства вины у ребенка нет. Если он кого-то укусил, надо жалеть укушенного, не говорить ребенку, что он плохой. 
Полноценность и самодостаточность. Ребенок должен быть уверен, что он очень хороший, очень красивый, все его действия замечательны и достойны восхищения. 
Роли взрослых. Мама - функция защиты, держит мир, к маме бежит спасаться (и к бабушке тоже), функция судьи в домашних разборках, только мама принимает решения. Папа дома должен подчиняться решению мамы. Наказывать может только мама (представление ребенка о роли мама-папа). 
Папа – решения за пределами дома. Приносит в дом. Регулирует отношения свой-чужой. (Справедливость между своими восстанавливает только мама). Мама в любые конфликты вне дома вступать не должна. 
Воспитание  
Запреты – если запрет необходим, то это должно быть физически невозможно сделать. Папа должен спасать, не должен запрещать. 
Наказания - ругать и наказывать нельзя. Если мама наказывает или ругает ребенка, то в его представлении рушится мир, поведение мамы почему-то изменилось. Причины этого изменения для понимания ребенка не доступны.  
Основные меры воспитания - уговоры и переключение внимания. Если поведение ребенка легализовано, то это хорошо получается. Необходима изобретательность. Нравится прислушиваться, тишина, негромкие звуки, на это лучше откликается, чем на что-то громкое. (Искать мышку под диваном).  
Игрушки.  
Посуда, кухонная утварь, книжки, компьютеры, телефон и другие предметы взрослых. Играют в догонялки и прятки. Любят играть со старшими детьми. Любят, когда подкидывают в воздух, ладушки, поехали-поехали, бодаться, купаться. 
 
1 год 2 месяца 
Моторное развитие.  
Все тоже маленькое бедствие. Хорошо подтягивается на руках, взбирается на все. Возрастает темп ходьбы. Осваивает спуск со стула. Иногда зависает на краю стула – надо показать ножке, где пол.  
Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие.  
Перестает сосать руки, тащить в рот предметы, лизать. Проявляет настойчивость, ругается, если что-то делают, по его мнению, неправильно. Перестает ощупывать лица взрослых. Целуется, проявляет нежность. Самодостаточное и целостное существо. Отстаивает себя как личность. 
Способен выполнять просьбы и поручения. Кладет вещи на место. Необходимый предмет приносит с третьей попытки не потому, что бестолковый, а потому, что первые два предмета больше нравятся. Выполняет просьбы не обращенные лично к нему. Демонстрируют нужность. Хохочут, когда что-то получилось. Когда делает что-то впервые – оценивает реакцию взрослых. Делает что-то, чтобы вызвать реакцию. Необходимо для выработки ориентиров. Если реакция понравилась действие будет повторено. Если поколебать самоуверенность, будет что-то предпринимать, чтобы его похвалили, вернули уверенность. К этому возрасту знает все запреты. Добытый предмет прячет за спину и пятится. Чтобы не приходилось отбирать, не должно быть запретов и должна быть физическая недостижимость. 
Подражательное поведение. Учится вытирать после себя лужицы. Участвует в уборке, вытирает пыль, стирает. Сознательно подражает действиям взрослых. Жестовые стереотипы. Набирает форму поведения из поведения взрослых. Если сохраняет нежелательную форму поведения – с ней придется бороться много лет. Поэтому, если ребенок впервые демонстрирует нежелательную форму поведения, на нее не надо отвечать, должно быть ясно, что такие действия к результату не приводят. 
Освоение пространства. Знает название и расположение всех комнат и мебели в квартире, доме и все предметы, которые могут лежать там. Очень хорошо знает, где расположены области неисследованного пространства, и старается обязательно выяснить, что там. Необходимо оберегать в тех местах, где проявление познавательного интереса может плохо закончиться. Изучает свойства предметов, подвижность предметов. Изучает свойства воды – жидкость, течет, можно бултыхаться, булькать, купаться.  
Речевое развитие.

Порывается что-то сказать, сообщить впечатления, большое  желание что-то сказать. В этом возрасте может прибавить 10 слов к активному  запасу или может сказать первое слово. Если ребенок молчит, но у  него нормальный пассивный словарь, он может заговорить в три года и это тоже норма. Не понимает смысла распространенных предложений. Простую  речь понимает очень хорошо. Просьбы  выражает криком, т.к. не способен регулировать громкость речи. Очень выразительны жесты, их трудно не понять.  
Книжки.  
Некоторых не интересуют вообще. Интересно уже не рвать, а рассматривать. С удовольствием слушают 4-х строчные стишки.  
 
1 год 3 месяца 
Моторное развитие.  
Бегает по кругу, кружится (развитие вестибулярного анализатора), необходимо прикрывать углы.  
Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие.  
Начинает рисовать, проверяет, что как пишет. Удобнее всего - большой лист на полу, чтобы мог сесть на лист. Краски – пищевые красители, т.к. пробуют на вкус. Можно давать кисточку, вначале рисует кисточкой, потом откладывает, рисует руками и ногами. Давать один цвет, краски менять, постепенно выберет любимые цвета. 
Появляется оправдательное поведение (если застают за тем, что делать нельзя, делает вид, что он тут не при чем). Быстрая ориентация после пробуждения. Продолжают совершать запрещенные действия для проверки поведения окружающих, такие проверки носят более упорядоченный характер. 
Познавательное поведение. Вода булькает, набирают и выпускают, выливают. Пьют воду из ванны, сосут губку, щетку. Малыш делиться своими открытиями, его радость необходимо поддерживать.  
Речевое развитие 
Активно исследует рот, щупает руками (подготовка к произнесению слов). Общение – зовет с собой, ведет, взявшись за юбку, брючину. Перестают намеренно рвать книжки. Поведение исследования: следует за мамой, осознанно и деловито, играет рядом с мамой.  
Игрушки.  
Тележки, машинки, все, что можно толкать перед собой или тянуть на веревочке; формочки, ведерко, лопатка, чтобы копаться в песке; пирамидки, кубики; куклы (размером от 15 до 30 см), игрушки-животные, игрушечная мебель и посуда; цветные карандаши и бумага.  
Книжки.  
Русские народные потешки, А.Барто “Игрушки”, сказки “Курочка-ряба”, “Репка”, стихи И. Токмаковой. 
 
1 год 4 месяца 
Моторное развитие.  
Продолжает кружиться вокруг своей оси, ходит на пальчиках.  
Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие.  
Вытирают руки, если испачкаются, моют руки. Любовь к порядку, возмущаются, если что-то не на месте. Требуют, чтобы подняли высоко для обзора. Формы поведения перенимают те, которые не видели раньше. Выполняют 70% просьб взрослых. Очень правильные. 
Начинают бить рукой наотмашь. Надо уворачиваться, снимать с рук, говорить – "мне больно".  
Игрушки, книжки - как раньше. 
 
1 год 5 месяцев

Моторное  развитие.  
Осваивает ступеньки, носит за собой подставку для доставания выключателей, полочек и т.п. Двигает стулья. Кружится, вертит головой, ходит на цыпочках.  
Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие.  
В этом возрасте может быть взрыв речевого развития. Прибавляет по 5 - 10 слов в неделю. Смешно и картинно обижается. Выбирает способ демонстрации обиды (обычно, как мама) и обижается и ждет ответную реакцию. Опасается страшилок, появляется страх.  
 
1 год 6 месяцев 
Моторное развитие.  
Развивается мелкая моторика, открывает краны, дверки, бутылки – свинчивает крышечки. Уверенно действует ложкой, вилкой. Больше не разливает содержимое, когда пьет из чашки.  
Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие.  
Пристрастие к дырочкам, особенно к розеткам, любит вставлять заглушки. Любит рассыпать крупы, соль, муку. Необходимо предоставить для него баночки с крупами, отсыпать в личное пользование. 
Начинает опасаться темноты и понимать смысл страшилок. Считает, что громкие шумы и стуки производит какое-то существо. Нуждается в страхах и опасениях. 
Знает все части тела и показывает. Знает по именам всех членов семьи. С удовольствием показывает предметы и картинки. Теперь показывает не то, что ему нравится, а то, что просят. Охотно выполняет поручения. Показывает, где предметы, которые потерял. Пытается подключиться к беседе, жестикулирует.  
Игрушки.  
Машины, куклы (размером от 10 до 35 см), игрушки, отображающие предметы быта, музыкальные игрушки (барабан, дудочка, ксилофон), матрешки (или что-нибудь подобное), сортеры, рамки-вкладыши, важно наряду с образными игрушками пользоваться игрушками-заместителями (например, палочка вместо ложки); зимой - санки и ледянки.  
Книжки. 
С малым количеством текста на странице и обилием картинок. “Колобок”, “Теремок”, “Заюшкина избушка ”, К. Чуковский (“Муха-Цокотуха”, “Мойдодыр”). 
 
1 год 7 - 8 месяцев 
Моторное развитие.  
Начинает плеваться со звуком "тр-р-р". Издает шумные звуки, выдувая воздух через губы (подготовка к произнесению слов).  
Психоэмоциональное развитие.  
Хорошо знает границу между запрещенным и дозволенным. Перед папой и мамой – демонстрация послушания. Может попросить маму отвернуться, чтобы пошалить, а она этого не видела.  
Строгий голос – подвергается сомнению замечательность ребенка, залезает на руки и требует доказательств любви. Мама может пообижаться. Затягивать игру в обиду нельзя.  
 
1 год 9 - 10 месяцев 
Моторное развитие.  
Начинает меняться внешне, вытягивается, становится стройнее. Становится не “кругленьким”, а “длинненьким”. Тренируется в беге, должна быть возможность побегать. Должен выполнять несложные постройки из кубиков - “ворота”, “скамья”, “домик” и пр.  
Речевое развитие. 
Тренирует дрожание языка – "пыф-ф", "тыр-р", и т.п., пускает пузыри, может быть скачок речевого развития. Активизация желания поделиться мыслями. Может говорить простые предложения из 2-х слов или из 3 - 4. Полностью понимает речь взрослых, кроме деепричастных оборотов (после 4-х лет – до этого теряет ход мысли), должен отвечать на простейшие вопросы. Чтение. Любит книжки, самые любимые рвет и затирает. Поэтому, если стало ясно, что данная книжка – любимая, надо купить еще три штуки.  
Психоэмоциональное развитие.  
Возрастают волевые качества, способен выслушивать объяснения, если плачет, и даже может прекратить плач, после нуждается в тихом утешении. Ревностное слежение за порядком в доме.  
Желания выходят за пределы возможного (примерно 1 месяц) – обилие капризов, обид, требований, хулиганства – договорится не получается, но нужно стараться.  
Рисование. Активно развивает художественные способности – наскальная живопись и татуировка. Необходимо выделить кусок стены, заклеить белой бумагой, обоями наоборот, можно ограничить орнаментом. Для рисования на себе дать что-нибудь легко смывающееся, не ядовитое.  
Опыт бессознательного. 
Страхи. Ребенок может бояться пушистых шариков, меха, пушистых вещей. Страхи не связаны с внешними событиями, а связаны с воспроизведением воспоминаний внутриутробного периода и родов. Страх можно победить, устранив его физически (выбросить, надежно спрятать и т.п.). Любимая вещь может стать страшной, т.к. в воображении ребенок ее оживляет и когда она оживает, становится страшной. Возможен страх от вида акул, дельфинов на картинках, раскрытой рыбьей пасти.  
 
1 год 10 - 11 месяцев 
Физиологическое развитие.  
Засовывает руку в рот до рвотного рефлекса (примерно 1 месяц).  
Психоэмоциональное развитие.  
Начинает скучать по маме и папа, понимает, что уходят, переживает, что не взяли с собой.  
Бытовые навыки. 
Вечерний туалет каждый день, любит мыться, с мылом можно 1 - 2 раза в неделю. Начинает одеваться самостоятельно. Любят ходить на прогулку, во время прогулки переходят от одного объекта к другому, у каждого возятся, исследуют.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ребенок от 1 года