Развитие скоростно-силовых качеств волейболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Содержание

Введение 3
1. Основы скоростно-силовой подготовки 6
2. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей 11
3. Влияние нагрузок скоростно-силовой направленности на формирование технико-тактической подготовленности волейболистов 14
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему «Развитие скоростно-силовых качеств воле.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему

«Развитие скоростно-силовых  качеств волейболистов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2009

Оглавление

 

 

Введение

 

Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные  действия волейболистов заключаются  во множестве молниеносных стартов  и ускорений, в прыжках, в большом  количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти  непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Качественно новый  уровень развития волейболиста требует  нового уровня развития физических качеств  спортсмена (изменения правил, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки).

Современные требования для достижения максимальных результатов в волейболе выдвигают определенные изменения в подготовке волейболистов.

Любые движения человека - это результат согласованной  деятельности центральной нервной  системы и перефирического аппарата, в частности нервно-мышечной системы. Без проявления мышечной силы никакие физические упражнения выполнить невозможно.

В специальной  литературе имеется несколько определений  мышечной силы как двигательного  качества. Так В.М. Зациорский под  силой понимает способность человека преодолевать внешнее сопротивление  или противодействовать им за счет мышечных напряжений.

Скоростно-силовые  способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или  околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений.

Выделяют следующие методы силовой подготовки:

1. Общая силовая  подготовка, методы кратковременных  усилий, "до отказа", повторный,  интервальный, круговой;

2. Разносторонняя  целенаправленная силовая подготовка;

3. Специальная  силовая подготовка синтетического  и аналитического воздействия.

У Ю.В. Верхошанского  методы развития специальной силы систематизированы  по четырем пунктам: развитие абсолютной, быстрой, взрывной и реактивной способности, силовой выносливости.

В.М. Зациорский выделяет следующие методы создания максимальных силовых напряжений: повторные, максимальные и динамические усилия. Тренировочный эффект, по его мнению, достигается величиной отягощения.

Как отмечают Ю.В. Верхошанский и В.В. Кузнецов при  развитии силовых качеств важно  ориентироваться на следующие положения:

  • эффективность отдельных силовых упражнений (кумулятивный тренировочный эффект) определяется по состоянию прироста силы соответствующих мышечных групп;
  • совершенствование силовых качеств осуществляется как за счет переноса силового тренировочного эффекта с общеподготовительного на специально - подготовительные и соревновательные упражнения, так и за счет кумуляции средств силовых воздействий с различным тренировочным эффектом;
  • тренировочные силовые воздействия должны быть оптимальными, так как объемные и длительные силовые нагрузки существенно снижают быстроту движений и способность к проявлению взрывных усилий.

В теоретическом  плане в специальной литературе по волейболу нет обоснованной системы  взглядов, регламентирующей скоростно-силовую  подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации волейболистов, периодов годичного цикла тренировки. Во многих учебниках и учебных пособиях авторы вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности - и предлагают средства и методы их реализации. Еще не определены специальные комплексы средств и методы тренировки, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств волейболистов, отсутствуют сведения о нормах нагрузок для спортсменов различного возраста и квалификации.

Возможность решения  этих задач видится в индивидуализации и специализации средств и  методов подготовки, оптимизации соотношения частных объемов физической и технической подготовки на основе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности волейболистов.

 

 

 

1. Основы скоростно-силовой подготовки

 

Можно выделить четыре специфических вида проявления силы:

- абсолютная как максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в статическом и динамическом режиме;

- взрывная как  способность мышц достигать максимума  проявления силы по ходу движения  в возможно меньшее время;

- быстрая, которая  во многом обусловливает скоростные возможности;

- силовая выносливость  как способность совершать длительные  мышечные напряжения без снижения  их рабочей эффективности.

Условно все  упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств  можно  разбить на три группы:

1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

2. Упражнения, выполняемые  с дополнительным отягощением  (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный  снаряд). К этим упражнениям можно  отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.

3. Упражнения, связанные  с преодолением сопротивления  внешней среды (вода, снег, ветер,  мягкий грунт, бег в гору  и т. д.).

Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.

Скоростное  направление предусматривает использование упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях.

Скоростно-силовое  направление ставит своей целью  развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

В процессе многолетней  скоростно-силовой подготовки можно  выделить несколько этапов.

 

1. Этап начальной  тренировки.

Основная цель - содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических качеств, устранение недостатков  физического развития.

Развитие скоростно-силовых качеств на этом этапе подготовки носит комплексный характер: кроме специальноподготовительных упражнений в тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и спортивным играм, всевозможным эстафетам, которые вызывают эмоциональный подъем и большую заинтересованность занимающихся.

В комплексах специальноподготовительных упражнений их количество должно колебаться от 6 до 11, оптимальное повторение упражнений на "станции" – от 6 до 15 раз, время  выполнения комплекса с учетом общего времени, затраченного на упражнения и активный отдых, - 12-15 мин.

Основные методы: метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения и с  небольшим отягощением, метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц, применение игрового метода с широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр.

 

2. Этап специализации.

Основная цель - повышение объема и интенсивности  тренировочных нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физических качеств.

Стремление  многих тренеров увеличить объем  беговых средств, выполнить достаточно высокий разрядный норматив приводит к быстрому росту результатов, что  в дальнейшем неизбежно сказывается  на становлении спортивного мастерства. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме беговых средств более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, нежели специализированная.

Основные задачи: развитие мускулатуры в целом (в  частности - укрепление мышечного корсета), укрепление здоровья, создание двигательного потенциала, предполагающее освоение разнообразных двигательных навыков, в том числе и скоростно-силовых.

Скоростно-силовая  подготовка на этом этапе, направленная на развитие быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:

- скоростное, где  решается задача повышения скорости  бега: бег со старта, ускорения,  бег под гору, по ветру;

- скоростно-силовое  - сочетание упражнений без отягощений  или с небольшими отягощениями  в виде пояса, жилета, бег и  прыжки против ветра, в гору, по опилкам, песку и т.д.;

- силовое - парные  и групповые упражнения с сопротивлением, акробатика, гимнастические упражнения  на снарядах (прыжки через коня, лазание по канату и т.д.), силовые  упражнения со штангой небольшого  веса - 20-30 кг.

Основные методы: метод динамических усилий, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, широкое применение игрового метода.

3. Этап спортивного  совершенствования.

Основная цель - неуклонное повышение объема и  интенсивности тренировочных нагрузок, специализированная работа по совершенствованию основных физических качеств.

Важной задачей  является то, что развитие скоростно-силовых  качеств необходимо осуществлять главным  образом путем применения скоростно-силовых  упражнений, где силовые способности достигают максимума преимущественно за счет увеличения скорости сокращения мышц: бег на короткие дистанции, всевозможные "короткие" прыжки, "длинные" прыжки на отрезках 30-60 м, метание (ядер, камней, набивных мячей) относительно небольшого веса - 2-4 кг).

Основные методы: метод повторного упражнения, круговой метод, комплексное использование  методов, рекомендованных на предыдущих этапах подготовки.

 

4. Этап реализации  спортивного потенциала.

Основная цель - значительное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, в том числе и скоростно-силовых.

Основная задача - максимальное использование тренировочных  средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Значительно возрастает число занятий  в недельных микроциклах.

Скоростно-силовая  подготовка строго дифференцирована. Средства, методы, режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность  выполнения упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают возможность решить в методическом плане важную проблему специальной подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов.

Основные методы: метод повторного выполнения силового упражнения с отягощениями малого и  среднего веса, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, комбинированный и круговой методы.

 

5. Заключительный  этап соревновательной карьеры.

Основная цель - сугубо индивидуальный подход к тренировочным  и соревновательным нагрузкам, поскольку  большой тренировочный опыт спортсмена помогает всесторонне изучить присущие только ему способности, найти резервы в вариантах планирования тренировочной нагрузки, выявлении наиболее эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки.

 

2. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей

В настоящее  время все возрастающее внимание уделяется развитию скоростно-силовых  качеств у детей школьного  возраста. Под скоростно- силовыми качествами понимается способность человека к  развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.

Информация о работе Развитие скоростно-силовых качеств волейболистов