Развитие общей (аэробной) выносливости у юных футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Выявить, по данным современной научно-методической литературы основные проблемы и противоречия в процессе развития аэробной (общей) выносливости у юных футболистов.
Определить (по литературным данным) эффективные методы развития общей (аэробной) выносливости у данной группы людей и информативные показатели для ее оценки.

Содержание

Введение.
Глава 1. Методика развития общей выносливости.
1.1. Средства развития выносливости.
1.2. Методы воспитания выносливости.
1.3. Особенности процесса воспитания выносливости у юных футболистов.
Глава 2. Программа развития выносливости.
Заключение.
Библиография.

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение.docx

— 143.15 Кб (Скачать)

    Федеральное государственное  образовательное  учреждение

    высшего профессионального  образования

    «Уральский  государственный  университет физической культуры»

    Кафедра «Теории физической культуры и биомеханики» 
     
     
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    По  дисциплине «Теория физической культуры и спорта»

    Тема

    «Развитие общей (аэробной) выносливости у юных футболистов» 
     
     

    Выполнил: студент 312 группы

    Яценко П. А.

    Проверил: доцент, к.п.н.

    Новоселова  О. А. 
     
     
     
     
     
     
     

    Челябинск 2011

    Содержание

    Введение.

    Глава 1. Методика развития общей выносливости.

    1. Средства развития выносливости.
    2. Методы воспитания выносливости.
    3. Особенности процесса воспитания выносливости у юных футболистов.

    Глава 2. Программа  развития выносливости.

    Заключение.

    Библиография. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

         В футболе спортивные достижения в значительной мере определяются уровнем развития двигательных способностей футболистов. При этом одним из ведущих двигательных качеств, влияющих в целом на проявление спортивного мастерства, а также на возможности их совершенствования, является выносливость футболистов. Более совершенная выносливость сказывается на организации всей игры, позволяет увеличить игровую активность, расширяет диапазон технико-тактических действий .

      Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся  в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в  каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень  работоспособности человека. В теории физвоспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам, которые его обеспечивают, а именно сердечно-сосудистой, дыхательной, а также ЦНС.

      Выносливость  как качество проявляется в двух основных формах:

    • в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
    • в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

      На  практике различают несколько видов  выносливости: общую и специальную. Необходимо отметить, что большое количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений, на развитие силы такова, что при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления.

      Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к  продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. С точки зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:

  • аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости);
  • степенью экономизации техники движений;
  • уровнем развития волевых качеств.

      Функциональные  возможности вегетативных систем организма  будут высокими при полнении, всех упражнений аэробной направленности.

      Общая выносливость является основой высокой  физической работоспособности.

      Основным  показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. С возрастом и повышением квалификации МПК повышается. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время.

      Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

      Специальная выносливость - это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую  нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации.

      Иными словами - это выносливость к определённому  виду спортивной деятельности, способность  эффективно проводить технические  приёмы в течение схватки, игры и т.д.

      В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость paзличают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.

      Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течении определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость, следует из названия, характеризуется предельным временем сохранения определённых мышечных усилий (определённая рабочая поза.) Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.

      Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений (70-90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий. Эти действия специфичны для многих профессий в том числе и для спорта. Поэтому методика совершенствования скоростной выносливости все будет иметь сходные черты при профессиональной и спортивной подготовке.

      Для "базовой" подготовки логики тренировочного процесса остаётся прежней: сначала развитие общей выносливости и разносторонняя скоростно-силовая подготовка. По мере решения этой задачи, тренировочный процесс должен всё больше специализироваться.

      Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения.

      Сенситивные периоды развития выносливости (мальчики 11–12 лет, 12–13, 15–16 лет; девочки 12–13, 13–14, 16–17 лет). Наивысшее проявление специальной  выносливости 25-30 лет. Чрезмерное развитие выносливости – уменьшает развитие быстроты и ловкости (техники).

      

      

Задачи исследования:

  1. Выявить, по данным современной научно-методической литературы основные проблемы и противоречия в процессе развития аэробной (общей) выносливости у юных футболистов.
  2. Определить (по литературным данным) эффективные методы развития общей (аэробной) выносливости у данной группы людей и информативные показатели для ее оценки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Методика развития общей выносливости

Для развития общей  выносливости наиболее широко применяются  циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 минут, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки

    1. Средства развития выносливости

Средствами  развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения,  вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается  за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Общая выносливость у юных футболистов с возрастом  увеличивается. Причем это увеличение носит неравномерный характер. Несущественный рост ее величины на этапе начального обучения (возрастет 8 до 10 лет) сменяется резким приростом в возрастных группах от 11 до 16 лет (этап специализации). После 16 лет (этап спортивного совершенствования) наблюдается снижение темпов прироста общей выносливости. Увеличение аэробного компонента выносливости, связанное с естественным приростом, а также с воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок, заканчивается в основном к 20-21 году.

Наиболее эффективные  методы воспитания общей выносливости — равномерный метод, варианты переменного и игрового. Основные характеристики равномерного метода — интенсивность и длительность. Интенсивность упражнения должна находиться на уровне 70-85% от максимальных аэробных возможностей (МПК) футболиста. При этом ЧСС во время выполнения упражнения должна находиться в пределах от 150 до 160-175 уд/мин. Длительность упражнения зависит от его интенсивности и находится в пределах от 10 до 30-40 мин. В качестве средств используют другие виды спорта (плавание, кроссы, лыжный спорт, хоккей и т.д.), различные подвижные игры, а также специальные игровые и технико-тактические упражнения (футбол на уменьшенных площадках с сокращенным количеством игроков; удары по воротам после ведения мяча, обводки стоек; передачи мяча в движении в парах, тройках; игры в «квадрат» — 4х2, 5х3, 5х2 на площади разных размеров).

Примером упражнений, направленных на воспитание и совершенствование  общей выносливости, могут быть следующие: бег по пересеченной местности (кросс); игра в квадрат 4х2; плавание; два нападающих производят серию рывков без пауз отдыха. При этом крайний нападающий после ведения мяча на максимальной скорости делает передачу в зону штрафной площади, откуда центральный нападающий производит удар по воротам; единоборство защитника и нападающего. Задача нападающего — забить все мячи в ворота финтом, обманув защитника, который должен помешать провести удар в ворота. Игроки не имеют права переходить линию штрафной площади. Задача нападающего — забить как можно больше и быстрее мячи в ворота;

    1. Методы воспитания выносливости

Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод  круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод.

  1. Метод равномерной длительной тренировки. Время может быть различным от 30 до 60 мин., интенсивность 65— 70%, ЧСС 150-165 ударов в минуту.
  2. Сочетание повторного и переменного методов тренировки. 
    Повторный — длительность 3—10 мин, ЧСС—150 уд/ мин, интервал отдыха до 120 ударов в минуту, кол-во повторений 2—8 раз. 
    Интервальный — длительность 1—3 мин., ЧСС — 170 ударов в минуту, интервал отдыха от 30 сек. до 2 мин., количество повторений 10 или 5—6 в одной серии, серий 2—8. Пауза отдыха между сериями 8 минут. (Применяется на более поздних этапах подготовки.)
  3. Комбинированный метод, при котором в одном занятии применяются различные сочетания основных методов. Своеобразными вариантами комбинированного метода является круговой метод и «фартлек». 
    «Фартлек» — игра скоростей. Непрерывный бег по пересеченной местности 8—10 км. В конце каждого километра на последних 200 м повышается скорость, затем снова снижается до первоначального темпа. 
    При групповой тренировке: 
    1. Бег с малой скоростью 10 мин. (2—3 км), затем 400 м с более быстрым усилием. 
    2. Бег в среднем темпе 5 мин. (1,5 км), затем 60 м на Мх скорости. 
    3. —»—»—»,»5x60 м с имитацией бега на коньках. 
    4. Бег в среднем темпе 2 мин., затем 400 м в субмаксимальном темпе. 
    5. -»_»5 мин, затем 4x60 м слаломный бег (между деревьями) на Мх скорости, опять ходьба, 4x60 бег финтами (ложные движения, повороты, остановки, финты и т.п.), на обратной дороге — ходьба. 
    6. Бег в среднем темпе 10 мин., потом 800 м с более высоким ускорением, короткий отдых 3 мин. 
    7. Имитация бега на коньках и бег в гору (10—15 мин) на отрезках 40—50 м (8 раз; организация по парам; на обратной дороге — ходьба, при повторении сначала имитировать бег на коньках, в следующий раз — спринт в гору и обратно всегда ходьба), между повторениями — отдых 2,5 мин. Общее время 1 час 30 мин. — 1 час 45 мин. 
    При выполнении упражнений, направленных на воспитание общей выносливости, следует ориентироваться на пять компонентов нагрузки: 
    1. интенсивность упражнения (скорость передвижения); 
    2. продолжительность упражнения; 
    3. длительность отдыха; 
    4. характер отдыха; 
    5. число повторений отрезков дистанции. 
    Уровень общей выносливости можно оценить, определив расстояние, которое способен преодолеть юный футболист при беге с заданной постоянной скоростью, равной 60% от максимальной (определяемой по результату бега на 30 м с ходу). 
    Для воспитания общей выносливости целесообразней равномерно переменный метод. Для него характерно деление нагрузки на несколько «порций», чередуемых с пассивным или активным отдыхом, что позволяет применять более интенсивные упражнения. Упражнения, выполняемые этим методом, способствуют воспитанию умения терпеть, позволяют совершенствовать технику в условиях, близких к соревновательным. По воздействию на организм этот метод аэробно-анаэробный. 
    Равномерно-переменную тренировку надо проводить в соответствующем режиме. Например, в ходе бега на 1000 м после 200 м малоинтенсивного бега должен следовать рывок на 20—30 м и т.д. Ускоренные отрезки пробегают с разной интенсивностью (в зависимости от цели и задач данного цикла и от подготовленности футболиста). 
    Применяя равномерно—переменную тренировку как метод воспитания общей выносливости, необходимо учитывать основные характеристики выполняемой работы: 
    — интенсивность выполнения упражнений должна быть приблизительно такой, чтобы частота пульса на завершающей стадии была 160 ударов в минуту; 
    — продолжительность выполнения упражнений определяется в пределах 45—30 сек.; 
    — интервал отдыха — от 15 до 45 сек. К концу паузы частота пульса должна снизиться до 120—140 ударов в минуту; 
    — число повторений подбирать с таким расчетом, чтобы серии выполнялись при сравнительно устойчивом режиме; отдых между тренировочными отрезками пассивный. 
    Для воспитания и совершенствования аэробных возможностей организма футболистов применяют также интервальный метод тренировки. При этом методе:  
    — интенсивность выполнения упражнений не должна превышать 80% максимальной (ЧСС — до 170 ударов в минуту); 
    — продолжительность выполнения упражнений — от 1 до 3 мин; 
    — интервал отдыха — от 30 до 90 сек.; 
    — число повторений — 10 и более. В некоторых случаях целесообразно выполнять упражнения сериями, по 5—6 повторении в каждой; 
    — отдых между сериями — до 6 мин. Число серий в тренировке для футболистов 15—18 лет — от 2 до 6. 
    По экспериментальным данным установлено: для повышения уровня аэробной производительности весьма эффективна повторная работа, выполняемая на сравнительно высокой скорости и с небольшими интервалами отдыха. 
    Аэробная выносливость вырабатывается с помощью равномерного бега на дистанции 9—10 км. Игрокам рекомендуется по возможности пробегать каждые 1,5 км за 7 мин. 
    К специфическим упражнениям, помогающим развивать аэробные возможности организма, можно отнести разного рода «квадраты», выполняемые на ограниченной площади, но без ограничения числа касаний мяча. Несоблюдение этих правил приводит к повышению интенсификации упражнения и к «подключению» (в связи с этим) анаэробного источника энергии. Упр-я в «квадратах» выполняются повторно. Длительность каждого — не более 10 мин, интенсивность по ЧСС — до 150—160 ударов в минуту., число повторений 3—4, интервал отдыха 1—2 мин. 
    Тренировка аэробной выносливости (продолжительная) 
    Нагрузка 8— 15\ отдых 6—8\ интенсивность 130—150 ударов в минуту, повторения 2—3 раза, серии 1—2, перерыв между сериями — 10\ 
    1. Равномерный бег 15x2 или 3 раза. Во время отдыха включаются упражнения координационного характера или ходьба. 
    2. Бег на местности с чередованием быстрого и медленного бега (400 м — быстро, 200 м — медленно) на дистанции 2—3 км. 
    3. Бег 60 м х 5. Перед каждым стартом на 60 м провести 4—5 наклона (из положения лежа на спине сед, вытянуть руки вперед; лечь — поднять ноги вверх). 
    4. 6x800 м со скоростью 200 м за 45—50" с перерывом 20". 
    5. Повторный бег в течение 8\ Вначале бегут 100 м за 20м, затем в течение 25" —ходьба и вновь бег 100 м и т.д. 
    6. Повторяемые заплывы на 500—800 м с интервалом для отдыха. 
    7. Игры — баскетбол, футбол, подвижные игры — проводятся с элементами соревнования, для того, чтобы достигнуть необходимой степени эмоциональности.

Информация о работе Развитие общей (аэробной) выносливости у юных футболистов