Развитие двигательных качеств в "рамках" урока физ. воспитания студента вуза с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, искривлени

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:11, реферат

Описание работы

В наше время перед человечеством остро встала проблема лечения и профилактики таких болезней, как сколиоз и миопия. Малоподвижный образ жизни, отсутствие серьезных физических нагрузок, широкое распространение компьютеров и телевизоров - все это лишь усугубляет ситуацию. Особенно остро эта проблема стоит для студентов, поэтому уроки физ. воспитания для успешного развития двигательных качеств у студентов с данными заболеваниями, должны помочь преодолеть развитие болезни.

Содержание

Обзор литературы 3

Описание методики занятий при близорукости 5

Описание методики занятий при искривлении позвоночника 11

Выводы 14

Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 60.00 Кб (Скачать)


 РЕФЕРАТ

  По теме:

  "Развитие двигательных качеств в "рамках" урока физ. воспитания студента вуза с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, искривлением позвоночника и близорукостью"

  

  Выполнил:

  Студент гр. АС-07И1

  Габов А.А.

  

  Проверил:

  Рохкина Екатерина Львовна

  Старший преподаватель кафедры

  

  

  Омск-2008

  Оглавление

  Обзор литературы 3

  Описание методики занятий при близорукости 5

  Описание методики занятий при искривлении позвоночника 11

  Выводы 14

  Список литературы 15

  

  Обзор литературы

  В наше время перед человечеством остро встала проблема лечения и профилактики таких болезней, как сколиоз и миопия. Малоподвижный образ жизни, отсутствие серьезных физических нагрузок, широкое распространение компьютеров и телевизоров - все это лишь усугубляет ситуацию. Особенно остро эта проблема стоит для студентов, поэтому уроки физ. воспитания для успешного развития двигательных качеств у студентов с данными заболеваниями, должны помочь преодолеть развитие болезни.

  Неудивительно, что лечению и профилактике этих болезней посвящено множество книг. В книге Стива Шенкмана "Можно ли жить без очков" рассмотрена не только методика исправления зрения, но и причины возникновения близорукости. Человек десятками тысячелетий формировался со зрением, приспособленным прежде всего для хорошего видения вдаль. Но лишь в самые последние времена с массовым распространением грамотности у него появилась потребность постоянно и длительно видеть мелкие предметы (буквы, иероглифы) вблизи. За столь эволюционно короткий срок не могли сформироваться биологически оправданные приспособительные механизмы. Появлялось то, что мы называем близорукостью, которую можно считать вынужденной адаптацией организма к новым условиям. Она нас не устраивает, и мы с помощью очков возвращаем фокусное расстояние к норме.

  В книге Аветисова Э. "Близорукость" представлены новые материалы по всем разделам проблемы миопии. Обобщены данные о закономерностях рефрактогенеза, механизме близорукости, ее патофизиологических и клинических особенностях. Четко разделены две разные по происхождению, течению и исходам формы близорукости. Основное внимание уделено обоснованию и подробному описанию широкого комплекса мер по лечению и профилактике близорукости.

  Сколиоз - боковое, дугообразное искривление позвоночника. Автор книги "Как остановить сколиоз" американская писательница Нэнси Шоммер сама перенесла две операции на позвоночнике в связи с этим заболеванием. Обладая редким умением просто говорить о сложном, она рассказывает о природе сколиоза, о мерах его предупреждения, видах оперативных вмешательств.

  О профилактике и лечении сколиоза у детей рассказывает книга "Сколиоз: Профилактика и лечение" Красиковой Ирины. Эта книга поможет узнать, как определить начинающийся сколиоз, какой образ жизни требуется вести больному, что необходимо делать, чтобы остановить развитие деформации. Кроме того в ней приведены методики массажа и лечебной физкультуры при различных типах, формах и стадиях заболевания.

  

  Описание методики занятий при близорукости

  

  Исследования последних лет существенно пополнили и углубили представления о механике происхождения близорукости. Как установлено, близорукость чаще всего возникает у детей и взрослых с недостаточным физическим развитием. Это позволяет по-новому оценить значение физической культуры в профилактике близорукости и её прогрессирования. Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется.

  Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей. Именно поэтому так важны методические разработки по подбору физических упражнений для всех, кто в той или иной степени страдает близорукостью, но стремится заниматься спортом.

  Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз.

  Для того чтобы рационально, с большей пользой для здоровья заниматься физическими упражнениями, нужно знать и выполнять рекомендации по организации самостоятельных занятий, разработанные для близоруких людей - школьников и студентов, служащих, людей творческого труда, а также тех, чья профессия связана с продолжительной и напряжённой зрительной работой.

  Главная цель занятий физкультурой - это укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости. При этом не следует забывать о режиме труда и отдыха, полноценном и сбалансированном питании, а также о других гигиенических средствах.

  Занятия физкультурой при слабой степени близорукости

  Люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся. К ним относятся бокс, борьба, прыжки в длину, высоту, в воду и с трамплина на лыжах, а также хоккей и регби.

  

  Комплекс упражнений с гантелями весом 3 кг для мужчин

  1. Ходьба и медленный бег на месте в течение 40 - 45 сек.

  Дышать ритмично.

  2. И. п. - о. с. 1 - поднять руки с гантелями вверх - назад,

  прямую ногу отнести назад, прогнуться, 2 - вернуться в и. п.

  Повторить 8 - 12 раз.

  3. И. п. - стоя, ноги врозь, руки впереди. Выполнить круговые

  движения руками. Смотреть (не поворачивая голову!) сначала на кисть

  одной, затем на кисть другой руки. Повторить 4 - 6 раз в каждом

  направлении.

  4. И. п. - стоя, наклонившись вперёд, прогнувшись (спина

  прямая), руки в стороны. Выполнять повороты туловища. Смотреть на

  кисть отводимой в сторону руки, голову слегка поворачивать.

  Повторить по 6 - 8 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.

  5. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади, ноги подняты и

  разведены. Гантели с помощью резинки укреплены на стопах. Круговые

  движения прямыми ногами. Смотреть, не поворачивая головы, сначала на

  носок одной, затем - другой ноги. Повторить 6 - 8 раз в каждом

  направлении.

  6. И. п. - сидя, руки с гантелями вверху, ноги закреплены. 1 -

  наклониться вправо (поднять туловище), 2 - вернуться

  в и. п. Повторить 6 - 8 раз, лёжа на каждом боку.

  7. И. п. - лёжа на животе, руки с гантелями вверху. 1 -

  поднять руки, голову, плечи и прямые ноги, прогнуться; 2 - вернуться

  в и. п.

  

  Ориентировочный комплекс упражнений лечебной гимнастики

  

  1. И. п. - стоя, кисти на затылке. 1 - 2 - поднять руки вверх,

  прогнуться, 3 - 4 - вернуться в и. п. Повторить 3 - 4 раза.

  2. И. п. - стоя или сидя. Медленные круговые движения головой

  по 8 раз в каждом направлении.

  3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение

  1 мин.

  4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в

  различных направлениях в течение 40 - 45 сек.

  5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами на

  глазные яблоки в течение 25 - 30 сек.

  6. Упражнение "метка на стекле". Выполнять в течение 1 - 2

  мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз

  вместе.

  7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к

  наружным углам глаз и обратно в течение 30 - 35 сек.

  8. Выполнять быстрые моргания в течение 15 - 20 сек.

  9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять

  брюшное дыхание.

  

  Методика занятий физкультурой для лиц, имеющих близорукость средней степени (от 3 до 6 диоптрий)

  

  Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при неосложнённой близорукости - бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III - II спортивных разрядов, лыжными гонками. Заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать окулист.

  Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу.

  Методика выполнения и комплексы утренней гигиенической гимнастики, для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия. Включение в утреннюю гимнастику специальных лечебных упражнений обязательно.

  

  Методика занятий физкультурой для лиц, имеющих близорукость высокой степени (свыше 6 диоптрий)

  Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом.

  Лицам с близорукостью от 6 до 8 диоптрий при полной коррекции остроты зрения и без патологических изменений на глазном дне, при хорошей физической подготовленности можно выполнять многие физические упражнения, например, участвовать в турпоходе на 20 км без переноски тяжести, плавать без учёта времени - 50 - 100 м, ходить на лыжах на дистанции 3 и 5 км (женщины), 10 км (мужчины).

  Как показали наблюдения, на общее состояние здоровья и функцию зрения людей, имеющих близорукость 6 - 8 диоптрий, благотворно влияют: ходьба в среднем темпе продолжительностью 30 - 45 мин., медленный бег (трусцой) не до утомления, медленная езда на велосипеде, туризм без переноски тяжёлого рюкзака, плавание, лыжные прогулки, общеразвивающие, корригирующие и дыхательные упражнения, выполняемые плавно, без резких движений туловищем, руками и головой.

  Лицам с близорукостью высокой степени желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8 - 10 мин. С включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Общеразвивающие и корригирующие упражнения можно выполнять под музыку в темпе до 80 - 90 тактов в минуту.

  Помимо особенностей, о которых было сказано в предыдущих разделах, важно учитывать, что людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

  Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10 - 12 общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений, выполняемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется также ходьба в среднем темпе.

  

  Описание методики занятий при искривлении позвоночника

  Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.

  Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению

  Комплекс упражнений при сколиозе

  

  1.Исходное положение (ИП) - лежа на спине - руки на затылок.

  Упражнение (У) - разведение локтей в стороны - вдох, сведение - выдох (3-4 раза).

  2.ИП - лежа на спине.

  У - попеременное сгибание ног к животу - выдох, выпрямление - вдох (3-5 раз).

  3.ИП - лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах.

  У - Приподнимание таза, прогибаясь в грудном отделе позвоночника (3-4 раза).

  4.ИП - лежа на спине.

  У - Вытягивание одной руки вверх, а другой - на стороне выпуклости и искривления - в сторону - вдох, опускание - выдох (4-5 раз).

  5.ИП - лежа на животе.

  У - Приподнимание туловища, стремясь прогнуть грудной отдел позвоночника - вдох, опускание - выдох (4 раза).

  6.ИП - лежа на животе, одна рука на затылке, другая на грудной клетке на выгнутой стороне искривления.

  У - Разгибание туловища - вдох, возвращение в ИП - выдох. (3-4 раза).

  7.ИП - лежа на животе, руки вдоль тела, ладонями вниз.

  У - Поднимание ног (попеременно) с одновременным приподниманием туловища, опираясь на руки - вдох, возвращение в ИП - выдох. (3-4 раза).

  8.ИП - лежа на животе.

  У - Отведение ноги в сторону на выпуклой стороне искривления поясничного отдела позвоночника и последующее возвращение в ИП. Дыхание произвольное. (3-4 раза).

  9.ИП - лежа на боку, на ватном валике на выпуклой стороне искривления грудного отдела позвоночника.

  У - Закидывание руки за голову - вдох, опускание - выдох. Темп медленный (3-4 раза).

  10.ИП - стоя на четвереньках.

  У - Одновременное вытягивание правой ноги и левой руки - вдох, возвращение в ИП - выдох; тоже с другой ногой и рукой (4-6 движений).

  11.ИП - стоя на четвереньках.

  У - Сгибание рук в локтевых суставах до соприкосновения грудной клетки с поверхностью кушетки. Дыхание произвольное (3-4 раза)

  12.ИП - лежа на спине, руки вдоль тела.

  У - Одновременное поднимание рук вверх - вдох, опускание рук - выдох (3-4 раза).

  

  Примечания

  Темп выполнения упражнений медленный, рекомендуется непродолжительная задержка движения в крайнем положении.

  После лечебной гимнастики полезен отдых в положении лежа на боку на ватном валике или на гамачке в продолжении 15-20 минут.

Информация о работе Развитие двигательных качеств в "рамках" урока физ. воспитания студента вуза с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, искривлени