Работоспособность. Утомление. Восстановление работоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

Работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять определенное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.
“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция).
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Физическая работоспособность……………………………………………5
2. Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика………8
3. Значение физической культуры в повышении работоспособности……12
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ физра.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

Нарушения в вегетативных системах дыхания  и кровообращения связаны с ослаблением  сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

Невнимательное  отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление - это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при  нагрузках превышающих возможности  организма может возникнуть ряд  состояний, таких как: - перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение - это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Перетренированность - это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон, ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

На стандартные  нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией:

- растет  частота пульса;

- нарастает  кровяное артериальное давление;

-ухудшается  легочная вентиляция, возрастает  кислородный долг.

Многочисленные  исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать  исключительно эффективное влияние  на факторы работоспособности и  противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения  работоспособности в течение  учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического  воспитания - физкультурные паузы - т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

 

 

 

3. Значение физической культуры в повышении работоспособности

 

Улучшение функционального состояния организма  человека, обеспечивающее высокую работоспособность  и продуктивность труда, - одно из главных  направлений физической культуры в  системе производства. Физическая культура должна быть полезна для человека – снижая усталость, облегчать труд, способствовать сохранению здоровья; вписываться в режим труда  и отдыха, не нарушая трудовой установки, и сочетаться с технологическим  процессом; удобна для выполнения на рабочем месте в любых производственных условиях; доступна каждому работнику, соответствуя уровню его физической подготовленности и состоянию здоровья.

Физические  упражнения оказывают на работоспособность  человека либо непосредственное воздействие  сразу же после их использования, либо отдаленное, спустя какое-то время, либо вызывают кумулятивный эффект, в  котором проявляется суммарное  влияние многократного (на протяжении нескольких недель или месяцев) их использования

Чтобы физические упражнения дали желаемый результат  в борьбе с утомлением и наиболее распространенными и возможными профессиональными заболеваниями, ими надо умело пользоваться. Непосредственное влияние физических упражнений на работоспособность  не однозначно. Стимулирующее воздействие  оказывают упражнения средней интенсивности. Увеличение их интенсивности и объема, не соответствующих подготовленности человека, может быть бесполезным, а  при определенных условиях влиять отрицательно. Тренироватся способны все без исключения органы и ткани нашего организма. ЦНС всегда какой-то своей частью включается в процесс тренировки любой функции. Развитие тренировочного эффекта под влиянием систематических физических нагрузок приводит к повышению работоспособности не только нервно-мышечного аппарата, включая высшие корковые центры движений, но и сердца и всей сердечнососудистой системы. В равной мере «сбои» в механизме тренировки, детренированность или особенно перетренированность приводят к ухудшению функционального состояния сердца, всей системы кровообращения. Смысл тренировки в том и состоит, чтобы системой физических нагрузок, стимулирующих восстановительные процессы в скелетных мышцах, в мышце самого сердца и в мышечных элементах стенок сосудов, настолько повысить работоспособность органов кровообращения, чтобы даже небольшой, экономной их работы было достаточно для обеспечения потребностей обмена веществ в организме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                

                                         Заключение                 

 

По мнению ученых, человеческий организм не в  состоянии выдерживать всевозрастающие  запредельные физические нагрузки. Практика показала, что только за счет увеличения физических нагрузок достичь высоких  спортивных результатов не возможно. Поэтому восстановление спортсменов  становится важнейшей частью тренировочного процесса, которое способствует росту  работоспособности, как следствие- нарастание тренированности.

Как уже  было сказано, восстановление является одним из важнейших факторов повышения  работоспособности. На сегодняшний  день существует большое количество средств восстановления, которые  делятся на три группы: педагогические, медико-биологические и психологические. Все они играют немаловажную роль в подготовке спортсмена любого уровня подготовки.

Выбор средств  восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями  спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных  нагрузок.

Применяемые средства восстановления определяют режим  и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней  подготовки спортсменов (рациональное планирование тренировочного процесса, правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств  для снятия утомления, варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями, разработка системы планирования, разработка специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности).

Правильное  использование средств восстановления работоспособности возможно лишь при  решении следующих вопросов:

 

1) определение  звена функциональных систем  организма, несущие основные нагрузки  и лимитирующего работоспособность,  а так же учет гетерохронности протекания восстановительных процессов, подвергающиеся стимуляции используемыми средствами восстановления;

2) разработка  и подбор оптимальной технологии  использования отдельных, составляющих  комплекс, средства восстановления  и тактика применения их в  конкретных случаях;

3) подбор  объективных методов контроля за эффективностью применяемых комплексов средств восстановления и совершенствование организационных форм их проведения в системе спортивной тренировки.

Подходы к организации восстановительных  мероприятий и оптимизации воздействий  с позиции системного принципа позволяют  в значительной степени унифицировать  методику использования разнообразных  восстановительных средств, индивидуализировать  параметры факторов окружающей среды  с целью их применения в спорте, избежать неблагоприятных последствий  процедур, а так же рационально  сочетать занятия спортом с восстановительными циклами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

                     Список использованной литературы:

  1. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М., Знание, 1987
  2. Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. М., Знание, 1988
  3. . Иванов Н.Ю. Физкультурная пауза в вузе // Теория и практика физической культуры. -1961. - Том 24, в.1. -С.51-53.
  4. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред. Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.
  5. Использованы материалы с сайта:

http://www.allbest.ru

httr://www.bestreferat.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Работоспособность. Утомление. Восстановление работоспособности