Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:05, реферат
Управление в сфере физической культуры и спорта реализовывалось в повседневной деятельности общности людей. Эти формирования объединялись в организации для регулирования и выявления сильнейшего в роду, поселении, регионе и пр. Динамика временных факторов - мотивации людей в организации менеджмента - изменялась. Реформировались стратегические цели, технологии, критерии, ресурсы и системы управления, используемые в сфере физической культуры.
Управление в сфере физической культуры и спорта реализовывалось в повседневной деятельности общности людей. Эти формирования объединялись в организации для регулирования и выявления сильнейшего в роду, поселении, регионе и пр. Динамика временных факторов - мотивации людей в организации менеджмента - изменялась. Реформировались стратегические цели, технологии, критерии, ресурсы и системы управления, используемые в сфере физической культуры.
Роль нормативно-правовых актов в регулировании управления отраслью заключается в том, что они выступают в качестве основы установления, изменения или прекращения указанных отношений.
По своей юридической силе нормативно-правовые акты в сфере физической культуры и спорта эволюционно формировались неадекватно, так как деятельность государства по управлению отраслью регулировалась и реализовывалась не одним, а целой системой корпоративных органов управления, в связи с чем и нормативно-правовые акты издавались в пределах полномочий федеральных управленческих структур.
На каждом историческом пути формировались принимаемые в стране стратегические решения, определяющие долговременную перспективу ее развития.
Наши исследования управления в отечественной сфере физической культуры и спорта России позволяют выделить шесть этапов их развития в государстве.
Первый этап - "Эпоха становления физической культуры Российской империи XVIII - XIX вв."- характеризовался изначальным развитием физической культуры в Российской армии и Министерстве народного просвещения.
Управление в этот период было косвенным, характеризовалось как прикладное для сферы физической культуры, так как ориентация военного ведомства и Министерства народного просвещения предполагала достижение с помощью физической культуры своих основных целей и задач.
Министерство народного просвещения ставило своей целью разностороннее воспитание и развитие подрастающего поколения высшего (в основном) и среднего сословий. Физическое воспитание в учебных заведениях России основывалось на развитии гимнастики, фехтования, конного спорта, ориентируясь на передовой опыт европейских стран.
В мае 1888 г. военный министр Ванновский, "отмечая одностороннее развитие духа в ущерб тела в гражданских школах", предложил Министерству народного просвещения для "улучшения физического здоровья" учащихся ввести в гражданских учебных заведениях преподавание военной гимнастики (Ф.И. Самоуков) .
Российская армия и флот, преследуя милитаристскую направленность, нуждались в разностороннем физическом развитии солдат, матросов и офицеров.
Этот период времени являлся начальным этапом развития физической культуры, а в дальнейшем и спорта, в двух федеральных органах Российской империи.
Поэтапное, последовательное формирование нормативно-правовых актов в России способствовало развитию физической культуры в стране (табл. 1).
Прогрессивные представители этих ведомств - преподаватели, учителя и офицеры - распространяли свои знания среди населения и передавали им практический опыт.
Развитие физической культуры среди этих слоев населения косвенным путем наложило отпечаток также и на используемые управленческие технологии, в том числе и на технологии управления сферой физической культуры.
Второй этап - самостоятельное развитие управления сферой физической культуры и спорта Царской России с начала XX в. по 1917 г.
Издание в 1904 г. циркуляра Министерства народного просвещения "О создании врачебно-санитарного отдела", отвечающего за физическое воспитание и здоровье школьников, способствовало формированию физического воспитания у
подрастающего поколения. Это было созданием первого подобного органа управления в ведомстве.
В 1910 г. царь Николай II подписывает Указ "Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе". Физическая подготовка способствовала выполнению этого указа.
Лучший зарубежный опыт реализовывался военным министром достаточно решительно.
К началу первой мировой войны 60% преподавательских и тренерских кадров в учебных и внеучебных заведениях России составляли бывшие либо действующие офицеры, прошедшие специальную подготовку.
К концу XIX - началу XX в. спорт внедряется в российскую армию. Этому способствовали отдельные государственные и общественные деятели и возросший интерес к спорту российского общества (табл. 2).
В армии весьма популярными становятся состязания на призы императора, великих князей, военачальников, министров. В систему этих состязаний включаются тысячи офицеров, показавших высокие спортивные результаты.
В начале XX в. военное ведомство становится в России единственной государственной организацией, представители которой регулярно приглашаются для участия в международных соревнованиях по стрельбе, конному спорту, фехтованию, гимнастике, легкой атлетике.
Военное министерство тщательно отбирало каждого участника. Списки офицеров-спортсменов для выезда за рубеж визировались, начиная с командира полка до военного министра. Последнюю подпись с разрешением на выезд ставил император. Выезжали только сильнейшие; рейтинг Министерства в международных спортивных организациях был очень высок.
Убедительным является тот факт, что из шести членов МОК России в период 1894 - 1914 гг. пять являлись офицерами Российской армии (Л.А. Финогенова) .
Представители военного ведомства России участвовали в создании Российского Олимпийского комитета (1911 г.), в подготовке команды России к Играм V Олимпиады в Стокгольме, в организации Первой и Второй Российских Олимпиад (1913 и 1914 гг.) и, наконец, в создании первого государственного органа руководства физической культурой и спортом в стране - Канцелярии Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения России, которую возглавил генерал-майор свиты, командир лейб-гвардии гусарского полка В.Н. Воейков, оставивший заметный след в истории отечественного спорта.
При его содействии в России активно формировались всероссийские союзы по видам спорта, создавалась система учебно-тренировочных сборов, регулировались нормативы физического развития населения.
Указ Николая II в 1912 г. "О создании канцелярии Главнокомандующего за физическим развитием народонаселения Российской империи" стал знаменательным событием, так как впервые в России был создан управляющий орган по развитию физической культуры и спорта.
Корпоративное развитие сферы физической культуры и спорта вылилось в самостоятельное регулирование и реализацию управления. Прерогатива государства в новом направлении позволила генерал-майору В.Н. Воейкову и вверенному ему управленческому аппарату принимать и реализовывать решения для эффективной системы контроля, позволяющие руководителю иметь четкое представление о том, как формируется работа во всех губерниях России. За минимальный временной период было создано 345 военно-спортивных комитетов в регионах страны.
На этом этапе при подготовке резервистов для пополнения рядов фронтовиков Российской армии начинает внедряться в практическое управление система маркетинга, отражающая новый уровень взаимоотношений между производителем - военно-спортивными комитетами и потребителями - военными ведомствами. По распоряжению Главнокомандующего военно-спортивным комитетом выделялись специальные денежные средства, которые выдавались отдельным лицам из расчета 20 рублей за каждого успешно сдавшего испытания в комиссии, а за резервиста, получившего звание инструктора, - 50 рублей (С.Н. Мягкова).
Третий этап - период 1917 - 1923 гг., представляющий собой "Формирование стратегического решения о всеобщем военном обучении с помощью физической культуры".
Третий этап, как и второй, имеет милитаристскую направленность - с помощью физической культуры готовить физически подготовленных бойцов, отстаивающих позиции вновь созданного государства. Декрет Совета Народных Комиссаров "Об организации при волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военно-морским делам гимнастических и стрелковых обществ, а также о введении всеобщего военного обучения трудового народа" был принят 8 апреля 1918 г. Целью нормативно-правового акта была подготовка населения к защите завоеваний молодого государства.
Для подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта Декретами Совета Народных Комиссаров в 1919 г. в Петрограде открывается институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта, а в 1920 г. в Москве - Государственный институт физической культуры (табл. 3).
Несмотря на экстремальные условия, связанные с падением производства, ростом безработицы, тяжелым продовольственным положением, на значительной территории страны в эти годы шел активный процесс формирования государственных и общественных структур в сфере физической культуры и спорта.
Основную роль в формировании этого процесса играло Главное управление всеобщего военного обучения. Это была одна из первых государственных структур, при участии которой активно восстанавливался отечественный спорт, в практику физкультурного движения внедрялись олимпиады, создавались региональные олимпийские комитеты, восстанавливались спортивные общества, предпринимались попытки не только установить связь с Международным олимпийским комитетом, но и принять участие в очередных Играх VII Олимпиады в Антверпене (Бельгия).
В организациях Всевобуча работали более 17 тысяч бывших офицеров царской армии, в том числе выпускников Академии Генерального штаба, главной офицерской фехтовально-гимнастической школы, кадетских корпусов, многочисленных военных школ и армейских курсов, которые оказали большое содействие в становлении российского спорта и его нормативно -правовой базы как в центре, так и в провинции (Л.А. Финогенова) .
Четвертый этап - "Формирование и регулирование нового отраслевого органа управления" , советов физической культуры и в дальнейшем комитетов в период 1923 - 1950 гг.
Революционную роль в совершенствовании технологий управления в сфере физической культуры и спорта сыграло самоутверждение молодого государства.
Впервые за всю историю Российского государства формируется отраслевой самостоятельный орган управления федерального уровня.
27 июня 1923 г. был принят Декрет ВЦИК РСФСР "Об образовании высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР". На них возлагалось стратегическое управление в организационном, учебном и методическом объединении по физическому воспитанию трудящихся.
До 1936 года эти органы управления формировали направления физического развития населения. 21 июня 1936 г. Совет Народных Комиссаров подписал постановление "Об образовании Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР", на который дополнительно были возложены функции управления в спорте.
Последовательно с помощью партийных и советских органов реализуются спортивные нормативные комплексы ГТО, имеющие прикладное значение (подготовка населения страны с раннего возраста к труду и обороне). На данном этапе усиливалась роль стратегического управления в условиях отсутствия единой нормативно-правовой базы. На основе спортивного комплекса ГТО формируется единая спортивная классификация, для стимуляции в занятиях спортом появляются спортивные разряды и звания, которые затем также содействуют появлению званий: "Заслуженный мастер спорта" (1935 г.) и "Мастер спорта СССР" (1936 г.).
В Конституции СССР 1936 г. было закреплено право трудящихся на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. В течение 1935 - 1936 гг. в СССР была создана система добровольных спортивных обществ (ДСО). Учитывался положительный опыт работы "Динамо", "Спартака", "Локомотива", "Красного Знамени" (табл. 4.), что способствовало дальнейшему самоутверждению, развитию и совершенствованию корпоративного направления сферы физической культуры и спорта.
С началом Великой Отечественной войны условия военного периода требовали мобилизации всех сил на победу.
Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР 25 июня 1941 г. издал указ "О работе физкультурных организаций по военной подготовке". В июле 1941 г. НКП РСФСР ввел военно-физическую подготовку в старших классах школ, средних специальных и высших учебных заведениях. Каждая комсомольская организация отвечала за патриотическое воспитание и стремилась подготовить наибольшее число снайперов, пулеметчиков, гранатометчиков, медсестер, радистов и т.д.
Государственный Комитет Обороны (ГКО) в постановлении 17 сентября 1941 г. "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР" потребовал срочно создать боевой резерв в тылу для укрепления действующей армии, и в первый период (22 июня 1941 г. - 19 ноября 1942 г.) через Всевобуч прошло около трех миллионов человек, влившихся затем в армию.
ГКО СССР возложил общее руководство военно-физической подготовкой населения страны на Главное управление всеобщего военного обучения Народного комиссариата обороны, по инициативе которого при военных комиссариатах были организованы военно-учебные пункты.
23 сентября 1941 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР издал приказ "О работе физкультурных организаций в связи с введением всеобщего военного обучения", обязывавший физкультурные организации предоставить спортсооружения подразделениям Всевобуча, частям народного ополчения и сандружинам для проведения занятий по военно-физической подготовке. Комитеты по делам физической культуры и спорта, советы ДСО должны были организовать в КФК военизированные игры.
В послевоенный период государство планирует с помощью отрасли физической культуры и спорта восстанавливать народное хозяйство. 23 сентября 1945 г. Совет Народных Комиссаров принимает постановление "Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшении их работы".
Для стимуляции спортивного движения 2 июля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановления: "О поощрении роста спортивно-технических достижений советских спортсменов" и "Об учреждении медалей и жетонов для награждения советских спортсменов за спортивно-технические достижения" (табл. 5).