Психоогический аспект фитнес тренировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

С точки зрения системного подхода выделим центральный компонент системы, к которому относится развивающее самовоздействие посредством психофизической саморегуляции психоэмоционального статуса студента. Психологическая составляющая данного аспекта физического воспитания отражает активизирующее влияние занятий физической культурой на протекание различных психических процессов с позиций самого человека и связана с формированием психологических основ двигательного развития и управление своим психофизическим состоянием, особенно в стрессовых ситуациях под воздействием как оптимальных, так и максимальных нагрузок различной интенсивности, а также решается задача подготовки психомоторной сферы к будущей профессиональной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ФИТНЕСТРЕНИРОВКА В ВУЗЕ.docx

— 28.46 Кб (Скачать)

В этой связи отметим, что  широкое использование преподавателем физкультуры системного подхода  при выстраивании различных приемов, используемых на занятиях, направлено на повышение умственной активности студента при усвоении учебного материала, а также связано с повышением эффективности проведения самого занятия.

Развитие психомоторики  студентов тесно связано с  развитием их познавательных процессов, в первую очередь с развитием таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение, дифференцирование и опыта который приобретается в данной деятельности. В самом деле, качественное исполнение того или иного двигательного действия с заданными параметрами требует, прежде всего, четкого, дифференцированного отражения его в сознании и в формировании на этой основе адекватного образа движения. Это возможно тогда, когда процессы анализа и синтеза имеют такой уровень развития, благодаря которому становится возможной необходимая степень расчлененности восприятия. Процесс анализа усваиваемой двигательной структуры заключается во все большем мысленном ее расчленении на отдельные элементы, в установлении взаимосвязей и переходов между ними и

интегрировании результатов этого анализа в виде целого, но внутренне

расчлененного. При изучении какого либо двигательного действия его

структура в сознании первоначально  выступает в виде малодифференцированного целого. Качественное воспроизведение такого действия в целом или отдельных его составляющих в этом случае затруднено.

Лишь по мере осуществления  анализа составляющих это движение, его элементы будут выступать все более отчетливо, будут устанавливаться связи между элементами целой структуры и с работой отдельных групп мышц.

В связи с этим физкультура  в не меньшей степени, чем другие вузовские предметы, предоставляет возможность для развития познавательных процессов студентов посредством совершенствования выполнения и усвоения новых психомоторных действий. Поэтому, один из аспектов, использующихся в программе по физическому воспитанию - это включение специальных упражнений, способствующих осознанному, отчетливому осуществлению изолированных движений, сложнокоординированных движений, т.е. движений, выполнение которых требует высокой степени дифференциации отдельных мышечных ощущений, сопровождение выполнения этих движений их вербальным описанием должно, в конечном счете, привести к формированию у

студентов способности к  четкому, дифференцированному восприятию отдельных элементов любой двигательной структуры. Мы полагаем, что эта способность, тесно связанная с уровнем развития аналитической, синтезирующей деятельности мозга, непременно проявится и при овладении студентом материалом других вузовских дисциплин, что положительно скажется на общей успеваемости студента и умственном развитии в целом. Так, в проведенном нами эксперименте было выявлено, что первокурсники, лучше усваивающие и запоминающие последовательность из 32 движений, имеют и более высокий средний балл успеваемости.

Итак, физическое воспитание, традиционно непосредственно направленное на развитие физических качеств субъекта, должно быть ориентировано и на повышение осознания субъектом выполняемых им движений, от чего зависит совершенствование механизма произвольного управления движениями. Именно в подготовке студентов к трудовой профессиональной деятельности, связанной с овладением различными психомоторными навыками и управлением своим психоэмоциональным состоянием, мы видим роль физкультуры в вузе. В данной

работе мы не акцентируем  внимание на рекреационно-развивающем эффекте занятий физическими упражнениями, так как считаем, что он требует специальной постановки такой задачи, и является закономерным следствием реализации программы психомоторного развития студентов. Безусловно, постановка перед физической культурой в вузе психологических задач требует достаточно высокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самого преподавателя. К сожалению, в современных учебных и методических пособиях по физическому воспитанию не уделяется должного внимания двум вышеобозначенным психологическим аспектам физического воспитания в вузе. Даже в новейшем учебном пособии по психологии физического воспитания эти задачи не нашли отражения в числе целей физического воспитания студентов. Мы считаем, что взгляд на вузовскую физкультуру с психологической точки зрения, которая на первый план выдвигает развитие личности студента, отражает новое, зарождающееся направление на гуманизацию физкультурно-спортивной деятельности.

Обсуждение вопроса о  задачах физического воспитания в вузе

тесно связано с проблемой  определения содержания занятий  физкультуры. Нам представляется, что  решение современных психологопедагогических  вопросов в физическом воспитании в  рамках системного подхода позволит определиться по многим позициям, в  том числе и по решению вопроса «Какой быть физкультуре в вузе?», который  сейчас активно обсуждается на страницах прессы.

Рассмотренные нами задачи ни в коей мере не отменяют другие проблемы, стоящие перед преподавателем физической культуры, формирование нравственности, волевых качеств студента и др. Важно, чтобы преподаватель физкультуры ясно их осознавал, в том числе и те задачи, которые рассмотрены в данной статье. С нашей точки зрения, развитие физической культуры в вузе должно идти не по линии полуспортивной подготовки, а в направлении формирования и всестороннего развития у студентов, как сенсорной культуры, так и управления своим психоэмоциональным состоянием, а это возможно лишь при создании специальным образом организованной рекреационно-развивающей среды на базе системного подхода с развитием индивидуальных здоровьесберегающих технологий, активным участником, которой является сам студент.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Костанова, Н.А. Применение новых методов исследования в условиях

учебно-развивающей среды [Текст] / Н.А. Костанова // Материалы Все-

российской научно-практической конференции «Физическая культура и

спорт на рубеже тысячелетий» (часть 2). – СПб, 2000.

2. Костанова, Н.А. Создание условий формирования положительного пси-

хоэмоционального статуса студентов средствами оптимизации двигатель-

ной активности [Текст] / Н.А. Костанова // Практическая психология на

рубеже веков: итоги и  перспективы (Материалы зимней научно-

практической конференции  по психологии, 14-15 декабря 2000 г.). –  Пя-

тигорск: ПГЛУ. – С. 64-65.

3. Костанова, Н.А. Способ оптимизации функциональной устойчивости и

адаптации организма человека. Материалы X Международного симпо-

зиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» [Текст] /

Н.А. Костанова. – М.: Изд-во РУДН, 2001. - 676 с.

4. Костанова, Н.А. Целенаправленное использование средств физической

культуры со специальными медицинскими группами [Текст] /

Н.А. Костанова // Материалы Всероссийской научно-практической кон-

ференции «Физическая культура и спорт как фактор информационно-

воспитательного пространства современного вуза». – Ростов-на-Дону,

2001. – С. 173.

5. Костанова, Н.А. Личностно-развивающие и реабилитационные програм-

мы на базе образовательного учреждения [Текст] / Н.А. Костанова // Ма-

териалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальные

и медико-биологические аспекты  здоровья человека». – Пенза, 2002. –  С. 86.__


Информация о работе Психоогический аспект фитнес тренировки