Психоогический аспект фитнес тренировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

С точки зрения системного подхода выделим центральный компонент системы, к которому относится развивающее самовоздействие посредством психофизической саморегуляции психоэмоционального статуса студента. Психологическая составляющая данного аспекта физического воспитания отражает активизирующее влияние занятий физической культурой на протекание различных психических процессов с позиций самого человека и связана с формированием психологических основ двигательного развития и управление своим психофизическим состоянием, особенно в стрессовых ситуациях под воздействием как оптимальных, так и максимальных нагрузок различной интенсивности, а также решается задача подготовки психомоторной сферы к будущей профессиональной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ФИТНЕСТРЕНИРОВКА В ВУЗЕ.docx

— 28.46 Кб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ФИТНЕСТРЕНИРОВКИ   В ВУЗЕ

 

 

Занятия физической культуры в вузе часто воспринимаются как  нечто второстепенное, имеющее подчиненное  значение по отношению к таким  дисциплинам, как английский язык, психология, философия, Информатика русский  язык и др. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению  преподавателей-предметников к занятиям физкультуры как к чему-то необязательному, студенты часто пренебрегают ими. Да и родители, порой, не имея на то достаточно серьезных оснований, стараются  освободить своего ребенка от занятий  физкультуры. Однако настало время  переосмыслить роль этих занятий  не только в физическом, но и умственном развитии студентов.

Традиционно считается, что  цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащейся молодежи и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, хотелось бы взглянуть на вузовскую физкультуру с точки зрения психолога-педагога. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении занятий физическим воспитанием. С точки зрения традиционного подхода оказывается, что развитие физических качеств- это внешний результат физического воспитания. Однако существует

еще и не менее важный внутренний — психологический —  результат,

существование которого в  практике физического воспитания еще  не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случаев отсутствует.

   Общепринятое представление о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств студентов (силы, быстроты, выносливости, гибкости, скоростных качеств и др.) и достижение оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет само содержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых невозможна подлинная культура физического воспитания. К ним относятся: воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, соблюдение гигиенических норм и правил, умение контролировать свое психоэмоциональное состояние, владение приемами и методами восстановления

сил, потребность в укреплении своего здоровья, а потому наличие  интереса и стремления к самостоятельным  занятиям физическими упражнениями. Среди этих компонентов особо  хотелось бы выделить не только культуру выполнения движений, но и овладение любым новым психомоторным действием, а также управление своим психоэмоциональным состоянием. С точки зрения формирования и развития психологических механизмов эти компоненты должны составлять одну из главных психолого-педагогических задач физического воспитания в вузе.

С точки зрения системного подхода выделим центральный  компонент системы, к которому относится  развивающее самовоздействие посредством психофизической саморегуляции психоэмоционального статуса студента. Психологическая составляющая данного аспекта физического воспитания отражает активизирующее влияние занятий физической культурой на протекание различных психических процессов с позиций самого человека и связана с формированием психологических основ двигательного развития и управление своим психофизическим состоянием, особенно в стрессовых ситуациях под воздействием как оптимальных, так и максимальных нагрузок различной интенсивности, а также решается задача подготовки психомоторной сферы к будущей профессиональной деятельности. В этой связи эффективность

занятий физкультуры будет  зависеть от целенаправленного и  осознанного психомоторного развития студентов и овладения ими  технологией управления своим психоэмоциональным состоянием. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое

кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение  информации. По данным многочисленных исследований установлено, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, ускоряются зрительно-двигательные реакции. Однако, несмотря на свое большое самостоятельное значение, активизация психических процессов не входит в число задач, которые выдвигаются различными теориями физического воспитания. Так же остается пока открытым вопрос об обучении регуляции своего психофизического состояния и управления им в различных ситуациях, особенно это становится значимым и актуальным в настоящее время, когда у студентов наблюдается умственное переутомление. Поэтому активизация психи-

ческих процессов и подготовка нервной системы студентов к активному функционированию, безусловно, является первоочередной задачей. Следует отметить, что во всех проведенных исследованиях показатели психических процессов изучались до и после выполнения физических упражнений. Наш подход несколько иной: он состоял в сравнительном изучении особенностей протекания психофизических процессов на протяжении всего периода обучения в вузе (в начале, середине и конце семестра как после умственной, так и после физической нагрузки различной интенсивности). При исследовании продуктивности выполнения простейшей мыслительной деятельности мы использовали показатели корректурной пробы у студентов как основной, так

и специальной медицинской  группы после занятий физкультуры  и математики. Оказалось, что после  обоих занятий число правильно  просмотренных знаков увеличилось  приблизительно в равной степени. Вместе с тем было выделено специфическое влияние занятий физкультуры на протекание мыслительных процессов. Так, при одинаковом исходном уровне до занятий после занятий физкультуры мыслительная деятельность студентов протекала активнее, чем после занятий математики: возросла точность выполнения задания, количество просмотренных знаков увеличилось на 23 %, скорость мыслительной

деятельности возросла на 8 %, в то время как после занятия  математикой

она снизилась на 4 %. Таким  образом, наши результаты относятся  к числу полученных разными исследователями данных, свидетельствующих о том, что под влиянием физических упражнений происходит активизация психических процессов, которая положительно сказывается на осуществлении умственной деятельности в целом. Однако, по данным ряда исследователей, достижение такой положительной динамики требует дифференцированного использования

физических упражнений, различающихся  по виду и длительности выполнения, а также учета индивидуально-типологических особенностей и степени физической подготовленности студентов. Так, экспериментально, установлено, что длительность осложненного бега (с прыжками) прямо связана с объемом кратковременной памяти: чем длительный бег (в пределах 1,5 мин), тем больше объем памяти. При выполнении прыжков через скамейку наблюдается обратное: прыжки в течение 45с оказывают сильное отрицательное влияние на процессы кратковременного запоминания. Кроме того, один и тот же вид упражнений,

выполняемых в течение  разных периодов времени, может оказать  разное влияние на процессы памяти. Например, упражнения по перетягиванию  каната в течение 30 с положительно сказываются на увеличении объема кратковременной памяти, однако через 45 с после начала этого упражнения показатели памяти ухудшаются и становятся ниже исходных. В отношении процессов внимания отмечается, что их показатели заметно снижаются в результате выполнения прыжков или простого бега перед самым началом занятий по другим предметам. Упражнение же по перетягиванию или подтягиванию, выполняемое в течение не более чем 30 с, или непродолжительные вольные упражнения (в течение 1,5 мин) могут способствовать активизации внимания. Результаты, полученные при изучении динамики процессов внимания под воздействием занятий физкультуры различного характера и интенсивности, показали, что наиболее благоприятное влияние на активизацию процессов внимания оказали занятия физкультуры со средним объемом двигательной активности (подвижные игры, парные уп-

ражнения), самое неблагоприятное — интенсивные (бег в полную силу на 800 и 1000 м). Промежуточное положение заняли занятия с низкой интенсивностью и эмоциональностью упражнений (выполнение строевых упражнений, разучивание элементов техники прыжка в высоту, бросание мяча, занятия на гимнастических снарядах). Аналогичные данные, свидетельствующие о дифференцированном воздействии физической нагрузки на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации, получены. Таким образом, задача активизации психических процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощью физических упражнений, является одной из психологических задач вузовских занятий физкультуры.

Другой психологический  аспект вузовской физкультуры состоит  в том, что она должна быть направлена, не только на двигательное развитие, но и на обучение управлению своим психофизическим состоянием.

Основоположник научной  системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт (1951) считал, что, для того чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматься физическим трудом. Совершенно необходимо иметь достаточно развитую систему психических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движения и управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательной деятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий. Принципиально важное значение имеет представление П.Ф. Лесгафт о том, что для развития двигательной деятельности необходимо использовать те же приемы, что и для умственного развития, а именно приемы дифференцирования ощущений по времени и степени проявления и сравнения их. Таким образом, двигательное развитие в его психологическом аспекте тесно связано с определенным уровнем умственного развития, проявляющимся в степени развития процессов анализа и сравнения.

Не вдаваясь детально в  содержательную сторону двигательного развития, остановимся на наиболее важной с психологической точки зрения его составной части, связанной с психомоторным развитием субъекта. По своему психологическому содержанию развитие психомоторики тесно связано с формированием образа двигательного действия, с совершенствованием механизмов произвольного управления двигательными действиями, с развитием познавательной сферы субъекта. Надо отметить, что психомоторное развитие (на микроуровне) в определенной степени имеет место и на других занятиях, где используется двигательная деятельность, на занятиях прикладной информатики, при конспектировании лекций. Однако на занятиях физкультуры, объектом которой становится сама психомоторная деятельность,создаются наилучшие возможности для ее развития.

Рассмотрим более подробно составляющие психомоторного развития. Из психологии спорта известно, что  высокое качество исполнения двигательного  действия в значительной мере обусловлено  характеристиками сформированного  образа этого действия – его адекватности, полноты, дифференцированности. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что при использовании  и обучении новым двигательным навыкам специальными приемами, направленными на формирование адекватных образов двигательных действий,важную роль играет всесторонняя активизация мыслительной деятель-

ности при усвоении учебного материала. С этой целью в процессе занятий мы используем новейшие компьютерные технологии. Кроме того, созданию у студентов правильного представления о выполняемом действии очень помогает прием установления сходства и различия, а также умения дозировать нагрузку по ощущениям. И, наконец, в процессе формирования образа двигательного действия велика роль слова, с помощью которого раскрывается сущность предлагаемого упражнения, техника изучаемых движений. От правильности и точности обозначения, словом основных элементов движения зависит и точность выполнения самого движения.

Перед преподавателем физкультуры  должна стоять задача не только формировать у студентов адекватный и точный образ каждого усваиваемого двигательного действия, но и научить студентов формировать образы и планировать выполнение новых двигательных действий самостоятельно. А это возможно, когда студент хорошо усвоил все психологические приемы формирования образа двигательного действия.

Далее перед студентом  стоит задача выполнения данного  двигательного действия на основе сформированного  образа. Здесь основное внимание направлено на совершенствование механизма произвольного управления двигательным действием, которое является одним из факторов психомоторного развития. Важным моментом здесь является умение студента осознавать свои движения. Научить этому - одна из задач вузовских занятий физкультуры. После того как субъект научился изолированно осуществлять отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими для его дальнейшего физического развития, необходимо научить дозированному упражнению как

за счет увеличения числа  выполняемых движений, так и скорости их

осуществления. Основываясь  на данных теоретических представлениях, нами была разработана система психофизического оздоровления.

Цель данной разработки состояла в том, чтобы с помощью данного инструментария, человек обучаясь, мог не только производить различные психомоторные движения, начиная от самых простых и постепенно переходя к более сложному на основе уровневого построения движений по Н.А.Бернштейну, но и выстраивать индивидуальную систему упражнений. А так же сознательно управлять своим психофизическим состоянием. Принципиально важным в этой системе является обеспечение активности самого студента, его психофизической саморегуляции психоэмоциональной и психомоторной сферы.

Информация о работе Психоогический аспект фитнес тренировки