Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:54, реферат
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
В процессе
физического воспитания осуществляются
оздоровительные, образовательные и воспитательные
задачи.
Среди оздоровительных
задач особое место занимает охрана
жизни и укрепление здоровья детей,
и всестороннее физическое развитие,
совершенствование функций
Учитывая
специфику возраста, оздоровительные
задачи определяются в более конкретной
форме: помогать формированию изгиба позвоночника,
развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного
аппарата; способствовать развитию всех
групп мышц, в особенности мышц-разгибателей;
правильному соотношению частей тела;
совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой
и дыхательной системы.
Кроме того,
важно повышать общую работоспособность
у детей учитывая особенности
развития детского организма, задачи определяются
в более конкретной форме: помогать правильному
и своевременному окостенению, формированию
изгибов позвоночника, способствовать
правильному развитию терморегуляции.
Совершенствовать деятельность центральной
нервной системы: способствовать уравновешенности
процессов возбуждения и торможения, их
подвижности, а также совершенствованию
двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные
задачи предусматривают формирование
у детей двигательных умений и
навыков, развитие физических качеств;
роли физических упражнений в его жизнедеятельности,
способах укрепления собственного здоровья.
Благодаря пластичности нервной системы
у детей двигательные навыки формируются
сравнительно легко. Большинство их (ползание,
бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на
велосипеде и др.) дети используют в повседневной
жизни как средство передвижения. Двигательные
навыки облегчают связь с окружающей средой
и способствуют ее познанию: ребенок, ползая
сам, приближается к тем предметам, которые
его интересуют, и знакомится с ними. Правильное
выполнение физических упражнений эффективно
влияет на развитие мышц, связок, суставов,
костной системы. Двигательные навыки,
сформированные у детей дошкольного возраста,
составляют фундамент для их дальнейшего
совершенствования в школе и позволяют
в дальнейшем достигать высоких результатов
в спорте. В процессе формирования двигательных
навыков у детей вырабатывается способность
легко овладевать более сложными движениями
и различными видами деятельности, включающими
эти движения (трудовые операции). Объем
двигательных навыков по возрастным данным
находится в программе. У дошкольников
необходимо сформировать навыки выполнения
строевых, общеразвивающих упражнений,
основных движений, спортивных упражнений.
Кроме того, следует научить детей играть
в спортивные игры (городки, настольный
теннис) и выполнять элементы спортивных
игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В
этом возрасте приобретает важное значение
привитие первоначальных навыков личной
и общественной гигиены (мытье рук, забота
о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания
позволяют детям заниматься физическими
упражнениями более осознанно и более
полноценно, самостоятельно использовать
средства физического воспитания в детском
саду и семье.
Воспитательные
задачи направлены на разностороннее
развитие детей (умственное, нравственное,
эстетическое, трудовое), формирование
у них интереса и потребности к систематическим
занятиям физическими упражнениями. Система
физического воспитания в дошкольных
учреждениях строится с учетом возрастных
и психологических особенностей детей.(17).
Первые
семь лет жизни ребенка
Физическое
воспитание благоприятствует осуществлению
эстетического воспитания. В процессе
выполнения физических упражнений следует
развивать способность воспринимать,
испытывать эстетическое удовольствие,
понимать и правильно оценивать красоту,
изящество, выразительность движений.
Дети также овладевают трудовыми навыками,
связанными с оборудованием помещения
(устройство ямы с песком для прыжков в
длину, заливка катка и т.д.).
Целью физического
воспитания является формирование у
детей навыков здорового образа
жизни. Для решения задач физического
воспитания детей дошкольного возраста
используются: гигиенические факторы,
естественные силы природы, физические
упражнения и др. Полноценное физическое
воспитание достигается при комплексном
применении всех средств, так как каждое
из них по-разному влияет на организм человека.
Гигиенические факторы (режим занятий,
отдыха, питания, сна и т.д.) составляет
обязательное условие для решения задач
физического воспитания.
Они повышают
эффективность воздействия
Естественные
силы природы могут использоваться
и как самостоятельное средство. Вода
применяется для очищения кожи, механического
воздействия
На тело
человека. Воздух с лесов, садов, парков,
содержащий особые вещества финтоциды,
способствуют уничтожению микробов,
обогащает кровь кислородом, благотворно
влияет на организм человека. Солнечные
лучи способствуют отложению витамина
Д под кожей, убивает различные микробы
и охраняет человека от заболевания РАХИТ.
Для разностороннего влияния на организм
следует принимать все естественные силы
природы, целесообразно сочетая их.
Физические
упражнения - основное специфическое
средство физического воспитания оказывающего
на человека разностороннее воздействие.
Они используются для решения
задач физического воспитания: содействуют
осуществлению умственного, трудового,
а также являются средством лечения при
многих заболеваниях (8).
Движения,
физические упражнения считаются специфическим
средством физического
Глава 2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
2.1. Особенности
развития физических качеств
у детей дошкольного возраста
Под физическими
качествами и способностями мы понимаем
такие качества и способности, которые
характеризуют его физическое состояние,
это - прежде всего состояние его морфофункционального
развития: конституция его организма и
физиологические функции последнего.
К числу признаков, характеризующих конституцию
организма, относятся, в частности, такие
показатели его телосложения, как рост,
вес, окружность тела и др. Среди разнообразных
физиологических функций человеческого
организма особо следует отметить двигательную
функцию, которая характеризуется способностью
человека выполнять определенный круг
движений и уровнем развития двигательных
(физических) качеств (14).
Эта тема
рассматривается в тесной связи
со следующей, а именно с периодизацией
воспитания физических качеств. Обсуждение
имен должно сопровождаться рассматриванием
и анализом иллюстрируемого материала
(графиков, диаграмм), отражающего особенности
развития координационных способностей,
умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень
развитости общей выносливости, скоростно-силовых
качеств у детей разного дошкольного возраста.
Обнаружено, что в проявлениях общей выносливости,
силы, в сохранении равновесия и некоторых
других способностях периоды наиболее
интенсивного развития у мальчиков и девочек
не совпадает. Это свидетельствует о половых
различиях в темпах развития физических
качеств.(7).
Нервная
система детей дошкольного
Теория
физического воспитания учитывает
психофизиологические особенности
детей дошкольного возраста: возможности
работоспособности организма, возникающие
интересы и потребности, формы наглядно-действенного,
наглядно-образного и логического мышления,
своеобразия преобладающего вида деятельности
в связи с развитием которой происходят
главнейшие изменения в психике ребенка
и подготавливается «переход ребенка
к новой высшей ступени его развития»
(10).
На протяжении
дошкольного детства
Вместе
с тем ученые утверждают, что максимальные
темпы прироста физических качеств
по годам не совпадают. Более высокие увеличения
показателей быстроты отмечаются в возрасте
от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых
способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от
5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления
силовых показателей. Необходимо учитывать
это при организации целенаправленной
работы по развитию физических качеств
дошкольников(5).
На развитие
физических качеств дошкольника
оказывают влияние различные
средства и методы физического воспитания.
Эффективным средством развития быстроты
являются упражнения направленные на
развитие способности быстро выполнять
движения. Дети осваивают упражнения лучше
всего в медленном темпе. Педагог должен
предусмотреть, чтобы упражнения не были
продолжительными, однообразными. Желательно
их повторить в разных условиях с разной
интенсивностью, с усложнениями или наоборот,
со снижением требований.
Для воспитания
у детей умения развивать максимальный
темп бега могут быть использованы
следующие упражнения : бег в быстром
и медленном темпе; бег с ускорением
по прямой, по диагонали. Полезно выполнять
упражнения в различном темпе, что содействует
развитию у детей умения прелагать разные
мышечные усилия соотносительно с намеченным
темпом. Для развития умения поддерживать
темп движений на протяжении некоторого
времени эффективным средством является
бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров.
При обучении быстрому началу движения
применяется бег с ускорением по сигналам;
старт из разных исходных положений. Эти
упражнения включаются в утреннюю гимнастику,
физкультурные занятия, упражнения, подвижные
игры на прогулке.
Для развития
ловкости необходимы более сложные
упражнения по координации и условиям
проведения : применение необычных
исходных положений (бег и исходное
положение стоя на коленях, сидя, лежа);
прыжок из исходного положения стоя спиной
к направлению движения; быстрая смена
различных положений; изменения скорости
или темпа движения; выполнения взаимосогласованных
действий несколькими участниками. Могут
быть использованы упражнения в которых
дети прилагают усилия, чтобы сохранить
Равновесие: кружиться на месте, качание
на качелях, ходьба на носках и др.
Упражнения
для развития силовых способностей
делятся на 2 группы: с сопротивлением,
которое вызывает вес бросаемых
предметов и выполнение которых
затрудняет вес собственного тела (прыжки,
лазания, приседания). Большое значение
имеет количество повторений : небольшое
не содействует развитию силы, а чрезмерно
большое может привести к утомлению .
Необходимо
также учитывать темп выполнения
упражнений: чем он выше, тем меньшее количество
раз должно выполняться. В силовых упражнениях
предпочтение следует отдавать горизонтальным
и наклонным положениям туловища. Они
разгружают сердечно-сосудистую систему
и позвоночник, уменьшают кровяное давление
в момент выполнения упражнения. Упражнения
с мышечным напряжением целесообразно
чередовать с упражнениями на расслабления.
Для развития
выносливости больше всего подходят
упражнения циклического характера(ходьба,
бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении
этих упражнений принимает участие большое
количество групп мышц, хорошо чередуются
моменты напряжения и расслабления мышц,
регулируется темп и продолжительность
выполнения.(18).
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.(15)
Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста