Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:54, реферат
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Реферат:
Психологические особенности
Введение
Теория
физического воспитания детей дошкольного
возраста – наука об общих закономерностях
физического воспитания и формирования
личности ребенка.
Важнейшей
задачей, определяющей особую значимость
физического воспитания как основы всестороннего
развития, является формирование здорового,
крепкого, закаленного, жизнерадостного,
отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо
владеющего своими движениями любящего
спортивные и физические упражнения способного
к обучению в школе и к активной последующей
творческой деятельности.
Теория
физического воспитания детей дошкольного
возраста, имея единое содержание и
предмет изучения с общей теорией
физического воспитания, вместе с тем
специально изучает закономерности физического
воспитания ребенка от рождения до школы
и в соответствии с этим общие закономерности
управления развитием ребенка в процессе
воспитания и обучения.
Познавая
и учитывая закономерности потенциальных
возможностей ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания
предусматривает требование научно обоснованной
программы всего воспитательно-образовательного
комплекса физического воспитания (двигательные
умения и навыки, физические качества,
некоторые элементарные знания), усвоение
которой обеспечивает детям необходимый
уровень физической подготовленности
для поступления в школу.
Теория
физического воспитания детей непрерывно
развивается и обогащается
Общая характеристика работы
Актуальность
исследования
Совершенствование
системы физического воспитания
дошкольников во-многом определяется
уровнем научной обоснованности
методов физической подготовки детей
этого возраста. До сих пор теория и методика
дошкольного воспитания являлась переложением
теории и методики физической культуры
и приспособлением ее положений к физическому
воспитанию дошкольников.
Однако
разработка самих методов невозможна
без знаний характера развития основных
физических качеств в зависимости от многих
факторов, но особенно от двигательной
активности и соматотипа ребенка.
В то же время
в недостаточной мере изучены
возрастные особенности развития двигательных
способностей детей, различия в физическом
воспитании и обучении детей каждого года
жизни.
Именно
в детском возрасте формируются
жизненно важные базовые, локомоторные
навыки и умения, создается фундамент
двигательного опыта, осваивается
азбука движения, из элементов которой
в последствии формируется вся двигательная
деятельность человека.
Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект
исследования
Дети 4-6 лет,
посещающие дошкольные образовательные
учреждения.
Предмет
исследования
Уровень
и динамика развития физических качеств,
а также моторики детей 4-6 лет с учетом
индивидуально-типологических особенностей
организма для дальнейшего совершенствования
процесса физического воспитания дошкольников.
Задачи
исследования
В соответствии
с возрастными особенностями
задачи физического воспитания в этом
периоде сводятся к следующему:
1. обеспечить
нормальное физическое
2. постепенно
закаливать организм и
3. развивать
умение выполнять основные движения, а
в дальнейшем формировать основные двигательные
навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании,
метании); постепенно развивать ловкость,
согласованность движений;
4. путем
различных коллективных
Рабочая
гипотеза
Предполагается,
что для совершенствования
Практическая
значимость результатов исследования
состоит в возможности более
эффективно корректировать регламентированные
занятия физической культурой у дошкольников,
способствовать более целенаправленному
акценту на развитие тех или иных физических
качеств. Предложенные практические рекомендации
по организации групп занимающихся могут
быть использованы для оптимизации занятий
физической культурой в дошкольных образовательных
учреждениях.
В курсовой работе были использованы методы реферирования, обобщения, анализа научно-методической литературы, педагогического наблюдения.
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Место
и роль физической культуры
в общей системе воспитания
детей дошкольного возраста.
Правильное
физическое воспитание детей - одна из
ведущих задач дошкольных учреждений.
Хорошее здоровье, полученное в дошкольном
возрасте, является фундаментом общего
развития человека. Всемирная организация
здравоохранения провозгласила самый
гуманный лозунг за всю историю существования
человечества: »К 2000 году – здоровье каждому
человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ»
поднимает роль физической культуры на
совершенно новый уровень: она становится
основой формирования здорового образа
жизни человека закладываются в дошкольном
возрасте.
Ни в
какой другой период жизни физическое
воспитание не связано так тесно
с общим воспитанием, как в первые
шесть лет. В период дошкольного детства
у ребенка закладываются основы здоровья,
долголетия всесторонней двигательной
подготовленности и гармонического физического
развития. Болезненный, отстающий в физическом
развитии ребенок быстрее утомляется,
у него неустойчивое внимание, память.
Эта общая слабость вызывает и самые различные
расстройства в деятельности организма,
не только ведет к понижению способности,
но и расшатывает волю ребенка. Недаром
выдающийся педагог В.А. Сухомлинский
подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность в знаниях,
вера в свои силы. Поэтому крайне важно
организовывать занятия физической культурой
именно в детстве, что позволит организму
накопить силы и обеспечить в дальнейшем
всестороннее гармоническое развитие
личности. В настоящее время в ряде детских
учреждений работа по физическому воспитанию
ведут организаторы физической подготовки.
Но в большинстве дошкольных учреждений
проведением занятий по физической культуре
по-прежнему занимаются воспитатели.
Теория
физического воспитания детей дошкольного
возраста, имея единое содержание и
предмет изучения с общей теорией
физического воспитания, вместе с
тем специально изучает закономерности
управления развитием ребенка в процессе
его воспитания и обучения.
Теория
физического воспитания детей дошкольного
возраста учитывает возможности
работоспособности организма, возникающие
интересы и потребности, формы наглядно-действенного,
наглядно-образного и логического мышления,
своеобразии преобладающего вида деятельности,
в связи с развитием которой происходят
главнейшие изменения в психике ребенка
и подготавливается переход ребенка к
новой высшей ступени его развития. В соответствии
с этим теория физического воспитания
детей разрабатывает содержания всех
форм организации физического воспитания
и оптимальной педагогические условия
его реализации.
Познавая
и учитывая закономерности потенциальных
возможностей ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания
предусматривает требования научно обоснованной
программы всего воспитательно-образовательного
комплекса физического воспитания (двигательные
умения и навыки, физические качества,
некоторые элементарные знания), усвоение
которой обеспечивает детям необходимый
уровень физической подготовленности
для поступления в школу. (8)
Вместе
с тем предусматривается
Превышения
требований, ускорение темпа обучения
детей, минуя промежуточные звенья
программы, следует считать недопустимым,
так как это вызывает непосильное
напряжение организма, наносящие вред
здоровью и нервно-психическому развитию
детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец
предупреждает об опасной позиции сторонников
так называемой искусственной акселерации,
стремящихся неразумно использовать возможности
маленького ребенка и путем сверхраннего,
максимально форсированного обучения
доводить его как можно быстрее до высоких
ступеней физического и духовного развития.
Физическое воспитание в то же время комплексно
решает задачи умственного, нравственного,
эстетического и трудового воспитания.
Во всех формах организации физического
воспитания детей( занятия, подвижные
игры, самостоятельная двигательная активность
и так далее) внимание воспитателя направляется
на воспитание мыслящего, сознательно
действующего в меру своих возрастных
возможностей ребенка, успешно овладевающего
двигательными навыками, умеющего ориентироваться
в окружающем, активно преодолевать встречающееся
трудности, проявляющего стремление к
творческим поискам. Теория физического
воспитания детей дошкольного возраста
непрерывно развивается и обогащается
новыми знаниями, получаемыми в результате
исследований, охватывающих многообразные
стороны воспитания ребенка. Данные исследований,
проверенные в массовой практике детских
учреждений, вводятся в программы, учебные
пособия, учебники и в практическую работу
с детьми, содействуя прогрессу всего
воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, теория физического воспитания
детей дошкольного возраста содействует
совершенствованию всей системы физического
воспитания. (8)
Осуществлять
физическое воспитание детей, это значит:
1.Уметь
анализировать и оценивать
2.Формулировать
задачи физического воспитания
на определенный период (на пример,
на учебный год) и определять
первостепенные из них с учетом особенностей
каждого из детей;
3.Организовать
процесс воспитания в
4.Проектировать
желаемый уровень конечного результата,
предвидя трудности на пути к достижению
целей;
5.Сравнивать
достигнутые результаты с
6.Владеть
самооценкой профессионального
мастерства, постоянно совершенствуя
его.(16).
Установлена
прямая зависимость между уровнем двигательной
активности детей и их словарным запасом,
развитием речи, мышлением. Под действием
физических упражнений двигательная активность
в организме возрастает синтез биологически
активных соединений, которые улучшают
сон, благоприятно влияют на настроение
детей, повышают их умственную и физическую
работоспособность.
Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир (12)
1.2. Система
физического воспитания в
Система
физического воспитания в дошкольных
учреждениях представляет собой единство
цели, задач, средств, форм и методов работы,
направленных на укрепление здоровья
и всестороннее физическое развитие детей.
Она одновременно является подсистемой,
частью общегосударственной системы физического
воспитания, которая помимо указанных
компонентов включает так же учреждения
и организации, осуществляющие и контролирующие
физическое воспитание. Каждое учреждение
в зависимости от его специфики имеет
свои конкретные направления в работе,
отвечающие в целом государственным и
общенародным интересам.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.
1.3.Цель, задачи,
средства физического
Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста