Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:36, реферат
Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов, объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную Нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.
1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов
4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
6. Типы изменений умственной работоспособности студентов
7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
9. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов
10. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря
11. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов
Реферат на тему :
Психофизиологические
основы учебного труда и интеллектуальной
деятельности. Средства физической культуры
в регулировании
Содержание:
1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов
4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
6. Типы изменений умственной работоспособности студентов
7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
9. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов
10. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря
11. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов
1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
Существуют
объективные и субъективные факторы
обучения, отражающиеся на психофизиологическом
состоянии студентов, объективным
факторам относят среду
Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8––9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.
Студентам сложно
адаптироваться к обучению в вузе,
ведь вчерашние школьники попадают
в новые условия учебной
Критический
и сложный для студентов
Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний.
2. Изменение состояния организма
студента под влиянием
В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.
Выявлено
отрицательное воздействие на организм
длительного пребывания в характерной
для лиц умственного труда
«сидячей» позе. При этом кровь
скапливается в сосудах, расположенных
ниже сердца. Уменьшается объем
Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%.
В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления. Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).
3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.
В каждый момент
работоспособность определяется воздействием
разнообразных внешних и
В определенной
мере работоспособность в учебной
деятельности зависит от свойств
личности, особенностей нервной системы,
темперамента. Интерес к эмоционально
привлекательной учебной работе
увеличивает продолжительность
ее выполнения. Результативность выполнения
оказывает стимулирующее
Установка также
влияет на эффективность
4. Влияние на работоспособность
периодичности ритмических
Высокая работоспособность
обеспечивается только в том случае,
если жизненный ритм правильно согласуется
со свойственными организму
5. Общие закономерности
Под влиянием
учебно-трудовой деятельности
Динамика
умственной работоспособности в
недельном учебном цикле
В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3—3,5 нед. (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11—13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями — работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается.
6. Типы изменений умственной работоспособности студентов
Исследования показывают, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.
По типу изменений
работоспособности в учебном
труде выделяют усиливающийся, неровный,
ослабевающий и ровный типы, связывая
их с типологическими
7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
Экзамены
для студентов — это
Во время
экзаменов повышается «стоимость»
учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют
факты снижения массы тела за период
экзаменов на 1,6—3,4 кг. Причем в большей
степени это присуще тем
Согласно данным у первокурсников наблюдается наиболее высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией.
8. Средства физической культуры
в регулировании
Вуз предоставляет студентам три вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой и летом.