Психофизиологические основы учебного труда и интелектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работос

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 04:18, реферат

Описание работы

Психофизиологическая характеристика труда
сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности. Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на выданном уровне эффективности в течение определенного времени. Различают | максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Содержание

Введение.
Объективные и субъективные факторы обучения.
Изменение состояния организма студента от условий обучения.
Работоспособность и влияние на нее внешних и внутренних факторов.
Здоровье и работоспособность студентов.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Работа содержит 1 файл

Ф-КА.docx

— 29.69 Кб (Скачать)

      Этот  принцип стал основой организации  отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим  образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. Утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты). Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

      Ежедневная  УГГ и водные процедуры - эффективное  средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма. 

      Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

      Многочисленные  исследования свидетельствуют о  том, что после второй пары учебных  часов умственная работоспособность  студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных  занятий работоспособность восстанавливается  до уровня, близкого к исходному  в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

      С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная 
пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется 4-х часов занятий и 
продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, 
когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она 
должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, 
чтобы активизировать работу систем организма не принимавших участие в обеспечений 
учебно-трудовой деятельности.

      Исследования  показывают, что эффективность влияния  физкультурной паузы проявляется  при 10-минутном ее проведении в повышении  работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

      Микропаузы  в учебном труде  студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы.

      Микропаузы, включают динамические (бег на кесте, приседания, сгибание и выпрямление  рук в упоре и т.п.) или позотоническиегупражкения.

            

      При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через, каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

      Проведенные исследования позволяют рассмотреть  ряд вариантов проведения занятий  в зачетный и экзаменационный  период, каждый из которых оказывает  положительное воздействие на работоспособность  и психоэмоциональное состояние  студентов:

  1. й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;,
  2. й вариант - два занятия в неделю по 45 мм. со следующей структурой: упражнения на 1жшание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;
  3. й вариант,- два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;
  4. й вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется' 10-минутный комплекс упражнений;
  5. й вариант - отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе менее 2 часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минугной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин. после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий -  во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом. Применяемые во всех вариантах спонтанные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

      При проведении учебно-тренировочных занятий  в период экзаменов следует снижать  их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.

      Вывод

      Динамика  учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией  во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма  студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает < негативное влияние  гиподинамики, нарушений режимов  труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных  привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

      Позитивный  характер изменений умственной работоспособности  достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании  средств физической культуры, методов  и режимов воздействия. Список литературы

      Физическая  культура: Учебное пособие / под ред. В.А* Коваленко. - М.: Изд-во: АСВ, 2000. -432.,с  илл.

      Физическая  культура студента: Учебник / под. ред. В.И. Ильинича. - М: Гардарики, 1999. -448с. 
 

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интелектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работос