Психофизиологические основы учебного труда и интелектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работос

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 04:18, реферат

Описание работы

Психофизиологическая характеристика труда
сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности. Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на выданном уровне эффективности в течение определенного времени. Различают | максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Содержание

Введение.
Объективные и субъективные факторы обучения.
Изменение состояния организма студента от условий обучения.
Работоспособность и влияние на нее внешних и внутренних факторов.
Здоровье и работоспособность студентов.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Работа содержит 1 файл

Ф-КА.docx

— 29.69 Кб (Скачать)

      Тема  «Психофизиологические  основы   учебного    труда и

      интелектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании  работоспособности»

      СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Объективные и субъективные факторы обучения.
  3. Изменение состояния организма студента от условий обучения.
  4. Работоспособность и влияние на нее внешних и внутренних факторов.
  5. Здоровье и работоспособность студентов.
  6. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
 
      
  1. Введение

      Психофизиологическая  характеристика труда

      сопряженная характеристика изменения состояния  психофизических и физиологических  систем и функций организма под  влиянием определенной трудовой деятельности. Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на выданном уровне эффективности в течение определенного времени. Различают | максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

      Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Выделяют физическое, умственное, острое , хроническое, эмоциональное и другие виды утомления.

      Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Переутомление бывает начинающееся, легкое, вьгоажеркю, тяжелое.

      Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления.

      Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки, при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

      Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п.

      Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

  1. Объективные и субъективные факторы обучения

      Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников  вузов является учебно-трудовая и  познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой  сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий:

      -между  большим объемом учебной и  научной информации, и, дефицитом  времени на ее освоение;

      -между  объективно текущим постепенным,  многолетним процессом становления  социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

      -между  стремлением к самостоятельности  в отборе знаний с учетом  личных интересов и жесткими  рамками учебного плана и учебных  программ.

      Существуют  еще и скрытые, субъективные трудности, которые сказываются порой весьма

      существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии  студентов:

      -резко  отличающиеся от школьных методы  и организация обучения, требующие

      значительного повышения самостоятельности в  овладении учебным материалом;

      -отсутствие  хорошо налаженных межличностных  отношений, а стало быть, и группового

      контакта;

      Таким образом, умственная деятельность, связанная  с психическими напряжениями,

      предъявляет высокие требования к организму и при определенных условиях

      может быть причиной серьезных заболеваний.

      4. Работоспособность  и влияние на  нее внешних и  внутренних

      факторов.

      Исследованиями  установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических  процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней  среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС,1 ритм дыхания, изменения кровяного  давления и т.п.) факторов.

      Работоспособность студентов в процессе учебного дня.

      Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в  том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется с  биологическими ритмами его организма. •

      Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое 
настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 
14 часов. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. 
Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. 
I Студенты - "совы!' наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся~спать, 
чаще всего не высыпаются, нередедко опаздывают на занятия в первую половину дня

      заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

      Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва".

      Типичная  кривая работоспособности может  изменяться при наличии фактора  нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего  работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.

      В начале учебного года в течение 3 – 3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением  уровня работоспособности.   

      Для решения проблемы сохранения здоровья студенчества требуется комплекс мероприятий  по всем направлениям: от реорганизации  учебного процесса в вузе  до создания соответствующего социального заказа на профессиональное здоровье в масштабах государства.

      Адаптация лиц, имеющих хронические заболевания  и пониженную работоспособность  к учебной и производственной нагрузке, должна основываться на двух принципах:

      1. Использование имеющихся ресурсов работоспособности (профессиональная 
ориентация и профессиональный отбор, нормирование труда).'

      2. Изыскание путей ее повышения (оздоровительно-профилактические мероприятия). 
Таким  образом, учеба и  будущая профессиональная деятельность,  связанные со 
значительным нервно-эмоциональным напряжением, многим больным противопоказаны. 
Такие люди нуждаются в сокращении учебных и производственных нагрузок и 
определенных режимах труда и отдыха..

      Особое  внимание следует обратить на то, что  обучение очень часто сводится лишь к умственной деятельности, оно почти  всегда связано с эмоциональным  напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных  ситуаций, которые также могут  способствовать развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать следующее: возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинстве случаев не является вредным и Не бывает помехой в деятельности человека. Только хроническое воздействие на организм эмоционального стресса имеет существенное значение для возникновения; нервного перенапряжения.

      Образ жизни и учебно-трудовая деятельность за последние годы настолько изменились, что приспособительно-компенсаторные Механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми условиями действительности, возникает дисгармония между психофизиологическими учебно-трудовыми, социальными ритмами. В настоящее время физиологи труда располагает множеством рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных условиях. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия, которые имеют непосредственное значение для предупреждения и устранения перенапряжения:

      Высокий уровень физической подготовленности определяет большую степень устойчивости 'организма к воздействию учебных  нагрузок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Наблюдаются  и меньшие затраты при выполнении работы.

      Повышение профессионального мастерства способствует не только повышению работоспособности  специалиста, но и уменьшению эмоциональной  напряженности. Например, иногда неудачи  в учебе возникают не от незнания, а от неопытности, от неумения собраться  и реализовать свои знания.

      Поддержание ритмичности учебной нагрузки. Установлено, что нервное перенапряжение и  невротические реакции чаще возникают  у лиц, которые выполняют множество  дел одновременно.

      Выработка у людей с детского возраста четкого  убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами  в жизни, учебе и работе.

      Правильное  психогигиеническое, эстетическое и  этическое воспитание, которое позволит в значительной степени предупредить вероятность возникновения конфликтных  стрессовых ситуаций.

      Создание  условий для возникновения положительных  эмоций. Например, для уменьшения влияния  хронического эмоционального стресса  большое значение имеет характер отдыха, способ проведения отпусков, каникул  и их своевременность.

      Изучение  феномена сна в физиологии труда  приобретает исключительно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адаптивное значение для  учебно-трудовой деятельности человека, расстройство сна может вызвать  понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает  хронический характер, то это может  привести к развитию невротического синдрома.

      Для предупреждения нарушения сна необходима активная деятельность днем, особенно физическая. Важно, чтобы сон и  бодрствование (активная деятельность) совпали с биологическими ритмами  организма. Из своего опыта каждый человек  знает, сколько он должен спать, чтобы  на следующий день быть работоспособным. Определенный комфорт спального  места. Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных ситуаций и длительной напряженной умственной деятельности.

      Средства    физической    культуры    в    регулировании работоспособности, психоэмоционального и функционального  состояния студентов.

      Мероприятия направленные на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление  и профилактику психоэмоционального  и функционального перенапряжения: -систематическое изучение учебных  предметов студентами в   семестре, без "штурма" в пертод зачетов  и экзаменов; -ритмичную и системную  организацию умственного труда; -постоянное поддержание эмоции интереса; -

      -совершенствование  межличностных отношений студентов  между собой _ и преподавателями вуза, воспитание чувств; -организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха; -отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании; 1

      -постоянное (поддержаниорганизма в состоянии оптимальной физической 
тренированности); 

      -обучение  студентов методам самоконтроля  за состоянием организма с  целью выявления отклонений от  нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики;

      Различают отдых пассивный и рктавный, связанный  с двигательной деятельностью. Физиологическое  обследование активного отдыха связано  с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интелектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работос