Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 04:18, реферат
Психофизиологическая характеристика труда
сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности. Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на выданном уровне эффективности в течение определенного времени. Различают | максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Введение.
Объективные и субъективные факторы обучения.
Изменение состояния организма студента от условий обучения.
Работоспособность и влияние на нее внешних и внутренних факторов.
Здоровье и работоспособность студентов.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Тема «Психофизиологические основы учебного труда и
интелектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности»
СОДЕРЖАНИЕ
Психофизиологическая характеристика труда
сопряженная
характеристика изменения состояния
психофизических и
Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Выделяют физическое, умственное, острое , хроническое, эмоциональное и другие виды утомления.
Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Переутомление бывает начинающееся, легкое, вьгоажеркю, тяжелое.
Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления.
Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки, при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.
Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п.
Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий:
-между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
-между
объективно текущим
-между
стремлением к
Существуют
еще и скрытые, субъективные трудности,
которые сказываются порой
существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов:
-резко
отличающиеся от школьных
значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;
-отсутствие
хорошо налаженных
контакта;
Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями,
предъявляет высокие требования к организму и при определенных условиях
может быть причиной серьезных заболеваний.
4. Работоспособность и влияние на нее внешних и внутренних
факторов.
Исследованиями
установлено, что суточная динамика
работоспособности человека во многом
определяется периодикой физиологических
процессов под влиянием экзогенных
(связанных с изменениями
Работоспособность студентов в процессе учебного дня.
Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется с биологическими ритмами его организма. •
Студенты
- "жаворонки" встают рано, с утра
бодры, жизнерадостны; приподнятое
настроение сохраняется в утренние и дневные
часы. Они наиболее работоспособны с 9
до
14 часов. Это наиболее адаптированные
к существующему режиму обучения студенты.
Практически их биологический ритм совпадает
с социальным ритмом дневного вуза.
I Студенты - "совы!' наиболее работоспособны
с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся~спать,
чаще всего не высыпаются, нередедко опаздывают
на занятия в первую половину дня
заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.
Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва".
Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.
В
начале учебного года в течение 3 –
3,5 недель наблюдается период врабатывания,
сопровождаемый постепенным повышением
уровня работоспособности.
Для решения проблемы сохранения здоровья студенчества требуется комплекс мероприятий по всем направлениям: от реорганизации учебного процесса в вузе до создания соответствующего социального заказа на профессиональное здоровье в масштабах государства.
Адаптация
лиц, имеющих хронические
1. Использование
имеющихся ресурсов работоспособности
(профессиональная
ориентация и профессиональный отбор,
нормирование труда).'
2. Изыскание
путей ее повышения (оздоровительно-
Таким образом, учеба и будущая
профессиональная деятельность, связанные
со
значительным нервно-эмоциональным напряжением,
многим больным противопоказаны.
Такие люди нуждаются в сокращении
учебных и производственных нагрузок
и
определенных режимах труда и отдыха..
Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень часто сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать следующее: возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинстве случаев не является вредным и Не бывает помехой в деятельности человека. Только хроническое воздействие на организм эмоционального стресса имеет существенное значение для возникновения; нервного перенапряжения.
Образ
жизни и учебно-трудовая деятельность
за последние годы настолько изменились,
что приспособительно-
Высокий
уровень физической подготовленности
определяет большую степень устойчивости
'организма к воздействию
Повышение профессионального мастерства способствует не только повышению работоспособности специалиста, но и уменьшению эмоциональной напряженности. Например, иногда неудачи в учебе возникают не от незнания, а от неопытности, от неумения собраться и реализовать свои знания.
Поддержание ритмичности учебной нагрузки. Установлено, что нервное перенапряжение и невротические реакции чаще возникают у лиц, которые выполняют множество дел одновременно.
Выработка у людей с детского возраста четкого убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами в жизни, учебе и работе.
Правильное
психогигиеническое, эстетическое и
этическое воспитание, которое позволит
в значительной степени предупредить
вероятность возникновения
Создание
условий для возникновения
Изучение
феномена сна в физиологии труда
приобретает исключительно
Для предупреждения нарушения сна необходима активная деятельность днем, особенно физическая. Важно, чтобы сон и бодрствование (активная деятельность) совпали с биологическими ритмами организма. Из своего опыта каждый человек знает, сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным. Определенный комфорт спального места. Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных ситуаций и длительной напряженной умственной деятельности.
Средства
физической культуры
в регулировании
Мероприятия
направленные на повышение умственной
работоспособности студентов, на преодоление
и профилактику психоэмоционального
и функционального
-совершенствование
межличностных отношений
-постоянное
(поддержаниорганизма в состоянии оптимальной
физической
тренированности);
-обучение
студентов методам
Различают отдых пассивный и рктавный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.