Профилактика плоскостопия на физкультурных занятиях в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:55, творческая работа

Описание работы

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.
Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни. Во время занятий оздоровительной физической культуры со старшими дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости».

Содержание

Введение.
Плоскостопие, его, причины и признаки.
Профилактика нарушения свода стопы.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим
развитием детей с уплощенной стопой.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Творческая разработка.docx

— 49.94 Кб (Скачать)

Заключение.

Создание полноценной  физкультурно – оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы.

Таким образом, физические упражнения в сочетании с подвижными играми и играми – упражнениями, подобранными в соответствии с особенностями диагноза ребенка, при определенном темпе и последовательности (с учетом резервных возможностей организма), оказывает многогранное физиологическое воздействие. Под влиянием физических упражнений активизируются дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды.

Успешное решение оздоровительных  задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического  коллектива и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. 2005 Г. – ТЦ «Учитель».
  2. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного упреждения / под. Ред.С.О. Филипповой. – СПб: «Детство - пресс», 2005 г.
  3. Физическая культура в семье./Сост. А.А. Светов, Н.В. Школьникова. – М.: Физкультура и спорт, 1981 г.
  4. Детское плоскостопие и косолапость./ Сост. А. Саркисян, Г. Овакимян. – Дошкольное воспитание № 7 – 1991г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

Комплекс  упражнений для профилактики и коррекции  начальных форм плоскостопия:

  1. И. п. - сидя на гимнастической скамейке (или стуле), правую ногу вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. Повторить 10 раз каждой ногой.
  2. То же стоя.
  3. И. п. - стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки - вернуться в и. п. (6-8 раз).
  4. И. п. - стоя на наружных сводах стоп. Полуприсед (6-8 раз).
  5. И. п. - стоя, руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп (30-60 с)
  6. И. п. - стоя с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху - вернуться в и. п. (10- 15 раз).
  7. И. п. - стоя, носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки - вернуться в и. п. (10 раз).
  8. И. п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Присед на всей ступне - вернуться в и. п. (6- 8 раз).
  9. И. п. - стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) ноги (след в след). Подняться на носки - вернуться в и. п. (8-10 раз).
  10. И. п. - стоя на носках, руки на поясе (стопы параллельны). Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки (8-10 раз).
  11. И. п. - стоя на носках. Повернуть пятки наружу - вернуться в и. п. (8-10 раз).
  12. И. п. - стоя, стопы параллельно на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы (8-10 раз).
  13. И. п. - стоя. Стопы повернуть внутрь, подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях - вернуться в и. п. (6-8 раз).
  14. И. п. - стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед (34-40 с). То же прыжками "зайчиком".
  15. И. п. - стоя на 1-й рейке гимнастической стенки с хватом за рейку на высоте плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.
  16. Ходьба в полуприседе (30-40 с).
  17. И. п. - стоя. Поднять левую (правую) ногу - разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
  18. И п. - то же. Поднять левую (правую) ногу - поворот стопы наружу, поворот стопы внутрь. Повторить 4- 6 раз.
  19. И. п. - то же. Круговые движения стопой.
  20. И. п. - стоя (под каждой стопой теннисный мяч). Подкатывание мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.
  21. И. п. - стоя. На пол положить две булавы, головки их почти соприкасаются, а основания направлены наружу; захватить пальцами каждой ноги шейку булавы и приподнять ее, не отрывая основания от пола.
  22. И. п. - стоя на рейке гимнастической скамейки поперек, руки в стороны. Упражнение в равновесии.
  23. Ходьба на носках в полуприседе, носки внутрь.
  24. Лазанье по гимнастической стенке (середина стоп на одной из реек), захват руками на уровне груди.
  25. Ходьба гусиным шагом.
  26. Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх спиной вперед. Гимнастическая скамейка устанавливается на гимнастическую стенку под углом 10-15 градусов.
  27. Ходьба на носках по наклонной плоскости вниз.
  28. Ходьба (30-40 с), захватив пальцами ног карандаш или палочку.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Упражнения  для предупреждения плоскостопия:

  1. Упражнения без предмета. Подниматься на носки и опускаться на стопы.
  2. Одна стопа потирает другую.
  3. Сгибать и разгибать пальцы с и. п. сидя, лежа
  4. Поворачивать   стопу   вперед-назад,   влево-вправо

5.  Из положения  основной стойки тяжесть тела  перенести в разные части стопы

    Пружинящие  движения   носками   с   глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

  6.Обшеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц.

 



  7. Ходьба на носках, на пятках и наружных краях стопы.

8. Длинные прямые шаги с глубоким перекатом с носка на пятку.

9. Разнообразные поскоки, прыжки на месте и с передвижением.

10. Ходить босыми ногами по песку, по круглому 
щебню, по дорожке-массажеру

Упражнения  с  предметами:

  1. Захват предметов пальцами ног, удержание и выбрасывание их.
  2. Перекатывание стопой набивного мяча, мешочка с песком и других предметов в различных направлениях.
  3. Стоять на деревянных дощечках-шаблонах с отпечатками стоп, правильно ставить стопу.

Упражнения на пособиях:

  1.   Ходьба по ступенькам с помощью воспитателя и без него.
  2. Ходьба босиком по рейке, по рейке-качалке, положенной выпуклой стороной вниз.
  3. Ходьба по ребристой доске, расположенной на полу, и по наклонной ребристой доске.

Универсальные  комплексные пособия:

  1. Ходьба по гладкой наклонной доске вверх-вниз.
  2. Ходьба по прямой и наклонной дорожке с отпечатками стоп. Постепенно увеличить наклон.
  3. Ходьба через ступеньки лестницы в медленном и быстром темпе.
 

Приложение №  3

Подвижные игры:

«Гибкий носок».

Инвентарь: 3 гимнастические скамейки и стул для воспитателя.

Подготовка к игре: Вдоль стен зала расположить 3 гимнастические скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя, центр площадки оставить свободным.

Ход игры:

Сидя лицом к воспитателю, дети руками захватывают край скамейки, спиной касаясь стены, выпрямляют ноги.

На счет воспитателя  дети притягивают носочки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе, потом в быстром) . Вместе с воспитателем дети ногами делают различные движения вверх-вниз, повороты налево-направо, круговые движения, опираясь на пальцы. По команде «Встать!» дети строятся за скамейкой, левую ногу ставят на скамейку, опираясь на правую. Отталкиваясь правой ногой, поднимаются на носок левой и спускаются. После 6—8 движений по указанию воспитателя дети меняют исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой. После чего дается команда «Разойдись!». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках (45—50 с), а затем, по команде «По местам!», занимают свои места у стены на скамейках. Во второй половине игры дети одновременно и последовательно делают пружинящие движения носками,  ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение 4—5 раз, после чего вновь раздается команда «Разойдись!», дети бегают врассыпную по всей площадке.

Методические  указания.

В конце игры целесообразно  дать упражнения расслабляющего характера  с исходным положением лежа на спине  и животе.

«Страус»

Инвентарь. Две гимнастические скамейки или доски длиной 3,5—4 м, шириной 20—25 см, маленькие деревянные палочки длиной 8—10 см, диаметром 1,0—1,5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей.

Подготовка к игре. По ширине зала на 1—1,5 м от стены разложить  веревку, обозначая волчье логово. На другом конце площадки на гимнастической стенке поставить наклонно ребристые доски.

Ход игры.

I часть. Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно в лесу. Участники игры ходят на носках, пятках с глубоким перекатом стопы, поочередно полуприседая и выпрямляясь. Медленно они должны дойти до волчьего логова. По сигналу страуса «Волк!» птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора), а волк старается их поймать. Пойманного птенца волк уносит к себе в логово.  (Повторяется 4—5 раз.)

II часть. Страус рассыпает по. всей площадке мелкие предметы, ' которые предлагает собрать своим птенцам, захватывая пальцами ног. Дети собирают предметы, потом поднимаются и спускаются по наклонной доске, после чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк!» бегом возвращаются домой, волк старается их поймать. (Повторяется 3—4 раза).

Методические указания.

 Захватывание предметов пальцами ног выполнять одинаковое число раз правой и левой ногой. При ходьбе по наклонной доске постепенно увеличивать угол наклона доски. Следить за правильной осанкой.

«По следам»

Инвентарь. Две дорожки (длина 8—10 м, ширина 60—70 см), на одной из которых отпечатаны следы правой, а на другой — левой стопы, где длина шага 75—80 см, угол разворота носков 15°. Три веревки по 4 м. Для каждого играющего — два разноцветных носочка (красный и желтый).

Две дорожки (длина 8—10 м, ширина 60—70 см)   с отпечатанными  следами стоп, где длина шага 40 см (3-я дорожка) и 50 см (4-я дорожка), угол разворота носков 15°..

Подготовка к игре. По длине зала на расстоянии 3—4 м друг от друга параллельно расстелить по полу дорожки с отпечатанными следами стоп. По длине дорожки на расстоянии 60— 70 см от нее' разложить веревку. Сидя на гимнастических скамейках, дети должны надеть носочки. На втором этапе игры на полу расстилают другие дорожки (рис. 5 6).

Ход игры.

Воспитатель объясняет, что  по первой дорожке дети должны пройти, ставя стопы на отпечатанные следы  только левой ногой, по другой дорожке  — только правой, а по веревкам, расположенным на полу, нужно пройти то левой, то правой ногой (в зависимости от подаваемой команды). Когда все дети пройдут по следам дорожки, раздается команда «Разойдись!». Дети врассыпную бегают по всей площадке и через 35—40 с беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (Повторяется 4—5 раз.)

На втором этапе игры воспитатель  объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвертую  дорожки. (Повторяется 4—5 раз.)'

Методические указания.

Игру можно усложнить за счет изменения элементов шага: длины, ширины, угла разворота носков, за счет увеличения скорости, темпа, амплитуды, движения рук и ног и т. д. Следить, чтобы дети ставили стопы точно в след, голову вперед при этом не наклоняли.

 

«Турпоход»

Инвентарь. Дорожка-массажер с ребристыми поверхностями, длина 300— 400 см, ширина 40—50 см; мостик-качели, длина 200 см, ширина 50 см; доска гладкая, длина 300—400 см, ширина 10—12 см; доска ребристая, длина 200 см, ширина 30 см; висячий стул к гимнастической стенке; лестница подставная, длина 200—220 см, ширина 40—45 чрм; гимнастическая стенка из трех секций.

Ход игры.

По краям площадки или  зала по порядку разложены указанные выше предметы. Центр площадки остается свободным. Воспитатель объясняет детям, что все они туристы и должны переходить через речку, т. е. дорожку-массажер, а затем пройти по рейкам мостик-качели, по узкой доске, затем подняться по наклонной ребристой доске, перейти через висячий стул, по подставной лестнице и спуститься вниз. Проделав это несколько раз, ребята собираются в месте сбора. По команде воспитателя «Пошли гулять!» дети ходят врассыпную и делают специальные упражнения для укрепления мышц и связок голеностопного сустава: ходьба на носках, ходьба с глубоким перекатом стопы, пружинящие движения .на носках, поскоки и подпрыгивания.

Упражняются 2—3 мин. Игру повторить 3—4 раза.

 

 

 

 


Информация о работе Профилактика плоскостопия на физкультурных занятиях в старшем дошкольном возрасте