Профилактика плоскостопия на физкультурных занятиях в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:55, творческая работа

Описание работы

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.
Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни. Во время занятий оздоровительной физической культуры со старшими дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости».

Содержание

Введение.
Плоскостопие, его, причины и признаки.
Профилактика нарушения свода стопы.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим
развитием детей с уплощенной стопой.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Творческая разработка.docx

— 49.94 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая разработка

Тема: «Профилактика плоскостопия на физкультурных занятиях в старшем  дошкольном возрасте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Яровая Татьяна Викторовна,

                                                                                 

 

Новокузнецк

Содержание:

Введение.

  1. Плоскостопие, его, причины и признаки.
  2. Профилактика нарушения свода стопы.
  3. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим

развитием детей с уплощенной стопой.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного  развития может только здоровый ребенок. 

Важнейшей задачей дошкольного  образовательного учреждения сегодня  является охрана и укрепление физического  и психического здоровья детей.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей  старшего дошкольного возраста, так  как этот период характеризуется  активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и  рассматривается как основа формирования здорового образа жизни. Во время  занятий оздоровительной физической культуры со старшими дошкольниками  важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям  и подвижным играм.

Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. В нашем детском саду уделяют особое внимание закаливанию и профилактике нарушения опорно-двигательного  аппарата. Это закаливающие процедуры после сна, дыхательная гимнастика и точечный массаж, физиопроцедуры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия и бассейн. В любое время года – физкультура на улице, спортивные праздники и развлечения, недели «Здоровья», кружок «Юные баскетболисты».

Для успешного  решения задач по оздоровлению и  всестороннему развитию я использую  разнообразную методическую литературу, и, в первую очередь, программу «Детство», в которой четко определены все  основные движения, и навыки по каждому  возрасту.

Не секрет, что  в детском саду и дома дети большую  часть времени проводят в статическом  положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т.д.). Из-за такого образа жизни снижается сила и  работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение  осанки, плоскостопие.

В процессе работы я обратила внимание, что в детском  саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного  аппарата. Совместно с врачом было проведено обследование детей старшего дошкольного возраста и выявлено нарушение опорно-двигательного  аппарата: плоская спина, сутулость, уплощенная стопа.

Поэтому была разработана  система работы по профилактике нарушения  опорно-двигательного аппарата. За  основу взята профилактика плоскостопия.

Цель: предупредить нарушение в формировании свода стопы.

Задачи:

  1. укрепление костно-мышечного аппарата;
  2. формирование навыка правильной осанки;
  3. Исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Плоскостопие, его признаки и причины:

Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы.

Это деформация опорно-двигательного  аппарата, проявляющаяся в снижении свода и сопровождающаяся не только нарушением функций стопы, но и общим  расстройством всего организма, приводящим нередко к инвалидности. Стопа – это орган, с помощью  которого человека может стоять, ходить, т.е. основная функция стопы –  опорная. Но стопа выполняет так, же другую амортизационную или рессорную  функцию, пружиня нашу ходьбу и смягчая  толчки, наподобие рессор в машине.  Выполнению этих функций способствует развитие продольного поперечного  сводов, укрепленных мощными связками и удерживаемых силой подошвенных  мышц. От высоты свода зависит и  качество этих функций.

Плоскостопие – это  не только косметический дефект. Оно  часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью  при ходьбе, затруднениями при  беге, прыжках, ухудшением координации  движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохондроза. Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки наружу. Диагноз подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов. В некоторых случаях необходима рентгенография

В зависимости от причины  различают врожденную плоскую стопу, рахитическую, паралитическую, травматическую и наиболее часто встречающуюся  – статическую. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Чаще действуют такие более или менее выраженные факторы, как рахит, общая мышечная гипотония, неадекватная статическая нагрузка. Причина последней кроется обычно в нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса, повышенной эластичностью сумочно-связочного аппарата.

В результате приобретенного плоскостопия опускается медиальный край стопы, патологически растягивается  ее связочный аппарат, изменяется положение  костей. Мышцы – супинаторы, играющие наиболее важную роль в поддержании  свода стопы, ослабевают и атрофируются.

Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые  неблагоприятные внешние воздействия  могут приводить к возникновению  тех или иных функциональных отклонений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Профилактика нарушения свода стопы.

Лечение развивающегося плоскостопия тяжело и не всегда эффективно. Оно может быть оперативным и консервативным.

Консервативное  лечение направлено на:

1) снятие болей  и укрепление мышечного аппарата стопы,

2) на разгрузку переутомленных мышц.

Первое достигается  с помощью упражнений, массажа, закаливающих процедур, физиотерапии; второе - применение специальной вкладки в обувь, которая приподнимает внутренний свод стопы,- супинаторов или ортопедической обуви. Однако все эти мероприятия, облегчая состояние, не всегда могут извлечь полностью от заболевания.

Поэтому особое внимание следует обращать на предупреждение плоскостопия и начинать его надо с раннего детства. К специальному лечению относятся физические упражнения в сочетании с массажем стоп, голеней и бедер, закаливающие процедуры. Физические упражнения, улучшающие динамическую функцию стопы и повышающие ее выносливость к нагрузке, могут быть включены в комплексы утренней гигиенической гимнастики, а так же в общеразвивающие упражнения на занятиях физической культуры.

Эффективными способами  предупреждения плоскостопия являются укрепление костно-мышечного аппарата специальными упражнениями, гигиена  и массаж ног с использованием особых предметов: камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, веревок, набивных мячей, массажные дорожки  и т.д.

Для предупреждения и коррекции  плоскостопия у дошкольников необходимы специальные приемы и методы. Необходимо использование следующих профилактических мер:

    • Не носить слишком тесную обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука – не более 1 см;
    • Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;
    • Выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения на нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания) и дополнительно – специальные упражнения (ходьба босиком по скошенной траве, галечнику).

Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до семи лет необходима обувь с небольшим каблуком (до 1 см) и возможностью переката. Задник может быть мягким. Ходить босиком по песку, гальке, траве, наклонной плоскости вверх и вниз, по гороху, фасоли...

Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп полезно использовать стельки - тренажер Планта, в которых область свода выложена массажными элементами. Эти стельки рекомендуется носить не более 5-6 часов в день. Удобно вкладывать стельки Планта в обувь, которую ребенок носит в детском учреждении. Время активности ребенка в ДОУ примерно равно рекомендуемому времени ношения стелек. В выходные, ребенок не посещает ДОУ, и стопы отдыхают.

Наибольший эффект оказывают упражнения, если их надо выполнять босиком и по возможности  несколько раз в день: утром, как  только ребенок встал с постели, и после дневного сна. Врачи рекомендуют ежедневно перед сном в течение 5 минут держать ноги в воде комнатной температуры. В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу по земле, песку, мелким, неострым камешкам в воде.

Упражнения  проводятся в определенной последовательности в три этапа:

На первом этапе дети выполняют  упражнения без предметов. Носками  и пальцами ног делаются различные  движения — вверх-вниз, вправо-влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные Части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, формированию дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе детям  предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д.), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке-массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной  и  внутренней  дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности.

На третьем  этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику-качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. Bce вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию плоскостопия.

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребенка.

  1. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей с уплощенной стопой.

Мониторинг за состоянием здоровья детей осуществляется медицинскими работниками ДОУ. Для выявления выше указанных аномалий стопы использовали очень простую методику - плантография, доступную для детей и взрослых.

Физическое обследование и наблюдение за ребенком группы с  диагнозом – уплощенная стопа  осуществляется два раза в год.

Диагностика 2007-2008 года на начало года показала, что 41 ребенок в нашем  детском саду имел диагноз – уплощенная стопа. Для этих детей был разработан годовой перспективный план на профилактику и коррекцию нарушения свода  стопы. И на конец года результаты улучшились, диагнозы подтвердились  у 22 детей.

На начало года 2008 года результаты диагностики выявили – 36 детей  старшего дошкольного возраста имеют  уплощенную стопу. Занятия построены  по составленному плану, который  предусматривает нормализацию двигательной сферы, увеличение общей и силовой  выносливости мышц, в первую очередь  нижних конечностей, повышение физической работоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Профилактика плоскостопия на физкультурных занятиях в старшем дошкольном возрасте