Процесс обучения здоровому образу жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:53, реферат

Описание работы

Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Работа содержит 1 файл

Физра.docx

— 33.53 Кб (Скачать)
  1. учащиеся 1 и 4 курсов оценивают свою успеваемость на "хорошо" и "отлично" (соответственно - 70 % и 52 %), а учащиеся 3 и 4 курсов - на "удовлетворительно" (соответственно - 60 % и 67 %);
  2. большинство учащихся всех курсов субъективно оценивают состояние своего здоровья на "хорошо" (соответственно - 70 %; 70 %; 61 %; 76 %);
  3. затраты времени на учебные занятия и самоподготовку в течение суток составляют у большинства опрошенных - 6 - 7 часов (соответственно - 92 %; 81 %; 75 %; 79 %);
  4. бюджет свободного времени в сутки у большинства учащихся 1, 2 курсов составляет 5 и более часов (соответственно - 65 % и 52 %), а учащихся 3, 4 курсов - 2 - 3 часа в сутки (соответственно - 86 % и 83 %);
  5. во внеурочное время большинство учащихся 1, 4 курсов занимаются физической культурой и спортом нерегулярно, 19 % учащихся 2 курса не занимаются физической культурой вообще;
  6. большинство учащихся 1 - 4 курсов считают, что их двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности организма (соответственно - 93 %; 62 %; 83 %; 92 %), хотя нашлись и такие, среди студентов 2, 3 курсов, которые на данный вопрос ответили "отрицательно" (соответственно - 14 % и 10 %);
  7. большинство учащихся 1, 3, 4 курсов пропускали учебные занятия по болезни за последний год обучения от 4 до 10 дней (свыше 10 дней - 37 % учащихся 2 курса и 40 % - 3 курса, 37 % - учащихся 1 курса не пропускали учебные занятия по болезни);
  8. почти 100 % учащихся всех курсов считают физическую культуру и спорт необходимым элементом поддержания здоровья (соответственно - 100 %; 91 %; 96 %; 95 %);
  9. несмотря на вышеизложенное утверждение затраты свободного времени на занятия физической культурой и спортом в течение недели составляют у большинства опрошенных студентов 1 - 3 курсов всего 2 - 4 часа и только у 47 % учащихся 4 курса затраты свободного времени на занятия физической культурой и спортом составляют 6 - 8 часов в неделю;
  10. большинство из опрошенных учащихся всех курсов в понятие культуры здоровья вкладывают представление о здоровом образе жизни (соответственно - 54 %; 46 %; 40, 5 %; 47 %), 47 % учащихся 4 курса вкладывают в понятие культуры здоровья всю полноту ответственности за сохранение здоровья.

Основные ориентировки для обучения здоровью и воспитания здорового образа жизни в университетах

Перед обоснованием и введением в разнообразные  уровни действий мы рассмотрим некоторые  основополагающие ориентировки для  осуществления воспитания здорового  образа жизни. Они помогут нам  лучше ориентироваться в актуальных педагогических и научных дискуссиях по поводу содействия здоровью.

Я могу лучше ориентироваться, если я знаю…

что формулировка понятия « здоровье» и, в дальнейшем, понимание здоровья изменились.

Только  если я понимаю, что здоровье есть нечто большее, чем только отсутствие заболеваний и большее, чем только физическое здоровье, я могу оценить  значение современных представлений  о школьном обучении здоровью и воспитании здорового образа жизни.

что здоровье в школе может рассматриваться на различных уровнях.

Чаще  всего упоминаемое «здоровое» или  «нездоровое» поведение учащихся является лишь одним из многочисленных уровней. С помощью «многоуровневого применения», которое было разработано в последние  годы, открываются интересные возможности  рассмотрения и применения темы здоровье в школе.

что существуют разные модели воспитания здорового образа жизни и обучения здоровью.

Знание  многообразия подходов помогает лучше  ориентироваться и находить подходящее решение для моих программных  задач.

что воспитание здорового образа жизни в школе превратилось в воспитание здорового образа жизни и содействие здоровью.

Если  я имею представление о содержательных изменениях, которые произошли вместе с этой перестройкой(превращением),то я могу планировать и осуществлять эффективные действия в отношении содействия здоровью.

От медицинского к социально-научному пониманию здоровья

Если  мы сегодня говорим о здоровье, то мы рассматриваем его, исходя из совершенно измененной перспективы  и расширенного понимания. В создание такой перспективы существенный вклад внесла Оттавская хартия, принятая 1-й конференцией ВОЗ , посвященной содействию здоровью, которая состоялась в Оттаве (Канада) в 1986 году.

Изменения, внесенные Оттавской хартией, можно коротко сформулировать следующим образом:

От отсутствия болезни к позитивному определению здоровья

Под здоровьем сегодня понимается не только отсутствие медицинского диагноза заболевания. Определение здоровья стало более позитивным. ВОЗ сформулировала это еще в 1946 году: « Здоровье –  это состояние полного телесного, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие заболевания  или патологии». То, что понимается под «благополучием» было уточнено в последующие годы.

«Благополучие» описывается с помощью следующих факторов (Майринг):

Отсутствие нагрузок (субъективных нагрузок, симптомов и негативных ощущений)

Радость (переживание кратковременных позитивных чувств в повседневной жизни

Удовлетворенность ( взвешенное отношение к позитивным и негативным аспектам жизни)

Счастье (позитивное жизнеощущение, которое длится дольше конкретного мгновения).

От объективного определения отсутствия болезни к субъективному определению здоровья

В противовес медицинскому определению здоровья определение, данное ВОЗ, подчеркивает субъективное индивида, как решающий критерий здоровья. Тем самым повышается значение здорового состояния.

Согласно  данному определению, здоровье нельзя рассматривать объективно, оно представляет собой индивидуальный феномен, который  становится осознаваемым индивидом только будучи в состоянии здоровья.

Здоровье и болезнь не подлежат объективному рассмотрению

В далеко идущем определении ВОЗ, данное в 1946 году, здоровье – состояние полного  телесного (физического) и душевного  благополучия. В связи с этим ВИЧ-инфицированный человек во второй стадии заболевания может считаться здоровым, т.к. на этой стадии происходит размножение вируса, который еще не вызывает симптомов болезни. Только сообщение диагноза больному приносит душевные страдания, и по данному определению он может считаться больным. При этом он всего лишь получает информацию о том, что его болезнь, возможно, закончится смертью через пять или десять лет. Таким же образом считают себя до определенных пор, пока они чувствуют себя физически и душевно здоровыми и диабетик, ведущий соответственный образ жизни, и душевнобольной человек.

Мы  склоняемся к тому, чтобы рассматривать  в здоровье не только состояние, но и предпосылку для того, чтобы  удовлетворительно функционировать  в данном окружении. Но что означает «удовлетворительно»?

Если  ВИЧ-инфицированный человек в состоянии  вести продуктивную в социальном и экономическом отношении жизнь (определение здоровья, данное на совещании  ВОЗ в мае 1977), - то считается ли он здоровым? Считается ли он больным, если его удручает знание об этой инфекции? Считается ли больным диабетик, пренебрегающий необходимостью вести определенный образ жизни, или же здоровым - пациент, строго соблюдающий все предписания  врача?

Болезнь не является феноменом, который можно  однозначно определить с помощью  «да» или «нет». Можно быть слегка больным или тяжело больным с  медицинской точки зрения, но считает  ли себя человек больным или здоровым зависит не от объективного состояния  или от фактического прогноза, а  оттого, как воспринимает человек  это состояние. Таким образом, здоровье и болезнь не являются состояниями, которые можно рассматривать  объективно.

От определения здоровья, зависящего от состояния организма, к индивидуальному определению здоровья.

Субстратом здорового состояния является не просто живой организм, но живая личность. Под личностью понимается существо, способное к сознательной саморефлексии, планированию и целенаправленному самоуправлению и оценке собственного поведения.

Люди как личности

Таким образом, люди рассматриваются как  существа,

- которые  способны действовать предусмотрительно,  планируя свои действия, соответственно  своим представлениям о целях  в смысле «саморегулирования», 

- которые  в состоянии действовать, используя  свой собственный опыт в целях  сохранения своего « биографического  постоянства»,

- которые  могут сами себя сделать предметом  своего внимания и осознания,  и могут установить «осмысленное  отношение» между своим опытом  и собственной персоной,

- которые  способны общаться, устанавливать  отношения, принимать во внимание  перспективы других в своих  действиях, подчиняться ожиданиям  других или дистанцироваться  от них, 

- которые находятся в трансакциональных отношениях, во взаимном процессе обмена с окружающим миром.

От персонифицированного понимания здоровья к пониманию, учитывающему ситуацию

Личность  существует не сама по себе. Она находится  в постоянном взаимодействии с материальным и социальным окружением, посредством  которого она пытается выжить и получить развитие. Поэтому здоровье следует  всегда рассматривать и оценивать  в жизненном контексте личности. Здоровой личность считается всегда только в отношении к ее специфическим  жизненным обстоятельствам.

От статичного к динамичному пониманию здоровья

  Здоровое состояние отдельной личности измеряется теперь не только хорошим самочувствием. Такой взгляд дает слишком статичную картину здоровья. Хорошее самочувствие гораздо больше следует понимать как предпосылку и результат активного обменного процесса, в котором задействована личность. Она считается более ли менее здоровой в зависимости от того, как ей удается в противоречии с требованиями окружающего и внутреннего мира, придать удовлетворяющее значение собственные желания, стремления, склонности, предпочтения и надежды. Этот индивидуальный баланс, если его удается установить, не является статичной величиной и не длится постоянно, он должен устанавливаться личностью вновь и вновь, в каждом отдельном моменте ее жизни. Поэтому стремление быть здоровым не является дальней целью, оно выражается в постоянных активных достижениях индивидуума, в ходе которых он пытается свести воедино ( достигнуть созвучия) различные притязания.

  Науки, занимающиеся исследованием здоровья, рассматривают ресурсы или салютогенные факторы, которые позволяют человеку достигать такого динамичного баланса.

  Самыми известными стали факторы, которые выделил Арон Антоновский в своей конструкции «Чувства когерентности». Он описал три фактора, которые между тем стали для многих исследователей наиболее значительными для здоровья.

«Способность к пониманию» описывает степень, в которой раздражители и ситуации, с которыми личность ежедневно вступает в противоборство, наполняются смыслом и воспринимаются на когнитивном уровне как ясная и упорядоченная информация.

«Способность к управлению собой» подразумевает степень, в которой личность воспринимает требования, которые предъявляются к ней, а также свои потребности, как выполнимые с помощью имеющихся в ее распоряжении ресурсов.

«Осмысленность» относится к степени, в которой собственная жизнь на эмоциональном уровне воспринимается как полная смысла, а проблемы и требования жизни рассматриваются как достойные собственных усилий.

От одномерного к многомерному пониманию здоровья

Если сегодня  речь идет о здоровье, то под этим понимается не только физическое или  телесное здоровье. Здесь мы тоже находим  важный знак, который оставила в 1946 году ВОЗ. Быть здоровым означает также, хорошо чувствовать себя в психическом  и социальном отношении. В молодые годы сюда вовлекается также экологическое и духовное ощущения благополучия. Для динамического баланса (равновесия) продуктивной проработки имеет значение также отношение личности к миру, равно как и смысловые измерения ее жизни. Здоровье становится, таким образом, многослойным комплексным феноменом, который может быть адекватно создан скорее всего посредством системного мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995. №4. - С. 2 - 7.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) //Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1. - С. 14 - 25.

3. Бикмухаметов Р.К. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни будущих педагогов // Социально-гуманитарное знание. - 2003. - №4. - С.147 - 156.

4. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.

5. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студентов: Учебное пособие. - М.: Изд-во УНЭПУ, 1995. - 96 с.

6. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. - М.: Владос, 2000. - 192.с.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта - М.: Академия, 2002. - 480 с.


Информация о работе Процесс обучения здоровому образу жизни