Процесс обучения здоровому образу жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:53, реферат

Описание работы

Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Работа содержит 1 файл

Физра.docx

— 33.53 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный  университет»

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Процесс обучения здоровью»

 

 

 

Выполнила

студентка 1 курса,

гр. 10 ПР – 4                                                                                                              Е. С. Карпова

 

Проверила                                                                                                                 И. Р. Марина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2011

Здоровье  человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно  переплетается с фундаментальным  правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности  его активной жизни. Здоровье - это  комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической  среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Человек - сложная живая система. Жизнедеятельность человека обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, — от биологического.

Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Критерии физического здоровья:

1. болезнь (нарушение  жизнедеятельности) +,-

2. функциональное  состояние организма

3. резистентность организма к факторам окружающей среды

4. анатомические  дефекты +, -

5. психоэмоциональные и другие качества

6. физическое развитие

Второй уровень — психическое (или душевное) здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе – его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле — здоровый дух» (Mens sana in corpora est).

Недостатком рассматриваемого определения здоровья является отсутствие в нем упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие высокой культуры.

Именно  мировоззрение, т. е. определенный набор  знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие  между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.

Работа  может быть источником укрепления здоровья, так как она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к работе, к отдыху — является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.

Критерии социального благополучия населения:

- % валового внутреннего  продукта на душу населения

- траты на здравоохранение

- состояние медико-санитарной  помощи

- смертность

- средняя продолжительность  жизни и др.

Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры.

Выдвижение  проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает  актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя  необходимость развертывания соответствующих  научных исследований и выработку  методических и организационных  подходов к сохранению здоровья, его  формированию и развитию. Отсюда возникает  необходимость воспитания культуры здоровья и формирование основ здорового  образ жизни у человека.

Культура  здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает  ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено  тем, что эволюция возможна лишь только в здоровом обществе, которая, как  утверждают ученые, осуществляется в  настоящее время и будет проходить  в волнах теории культурного освоения мира. Мы понимаем, что понятие культуры здоровья объемно и многофакторно, поэтому выделим лишь некоторые позиции: 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления и сохранения здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего здоровья; 5) развитие навыков психофизической саморегуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек.

Согласно  формулировке ВОЗ, "здоровье - это  состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков". В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни.

В. А. Фролов выделяет понятие "здоровье населения", рассматривая его как  статистическое, характеризующееся  комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем  развития, заболеваемостью, средней  продолжительностью жизни, а также  социально-биологическими показателями.

Ю. П. Лисицин рассматривает понятие "общественного здоровья" как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье, с точки зрения автора, является результатом социально-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения.

В. П. Казначеев рассматривает понятие "здоровье популяции", под которым  он понимает процесс социально-исторического  развития психосоциальной и биологической  жизнедеятельности населения в  ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного  труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека. Здоровье - это:

- процесс  сохранения, развития физических  свойств, потенций психических  и социальных;

- процесс  максимальной продолжительности  здоровой жизни при оптимальной  трудоспособности и социальной активности.

По  мнению П. Л. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих судьбу человечества глобальных проблем является проблема "качества" народонаселения, под  которым он подразумевает комплекс медико-генетических и социально-психологических  характеристик жизни людей: физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт  жизни, механизмы воспроизводства  интеллектуального потенциала общества и т. п.

Очевидно, если говорить о категории "здоровье" в представлении гигиенистов, то необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей и т.п., входящих в орбиту категории здоровья, четко  вычленять те из них, которые определяют воспроизводство, формирование, потребление, восстановление здоровья, а также  характеризующие здоровье как процесс  и как состояние.

Решение вопросов здоровья требует учета  целого ряда факторов, к которым  относятся:

1. Правовые, которые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье, определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан.

2. Социально-экономические факторы, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.

3. Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении.

4. Семейные факторы, связанные с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни.

5. Медицинские факторы, которые направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.

6. Культурологические факторы, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.

7. Юридические факторы - обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступления и/или его угрозы, грозящих жизни и здоровью граждан.

8. Экологические факторы, обусловливающие адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.

9. Личностные факторы, которые ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за свое здоровье.

Факторы, определяющие формирование здоровья населения ("вход системы"), должны изучаться комплексом общественных и естественных наук; показатели здоровья ("выходные" сигналы системы) - прерогатива медицинской  науки, основа врачебной деятельности. Чтобы укреплять и сохранять  здоровье здоровых, иными словами - управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии  окружающей среды, образе жизни и  пр.), так и о конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

В процессе формирования культуры здоровья важное место занимает обучение здоровью. Высоким потенциалом в этой области  обладает учитель физической культуры.

Проведенный нами научно-методический анализ позволяет констатировать, что одним из критериев эффективности работы педагогов должен стать уровень культуры здоровья учащихся.

Выдвижение  проблемы здоровья в число приоритетных задач для жизни общества обуславливает  актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя  необходимость развертывания соответствующих  научных исследований и выработку  методических и организационных  подходов к сохранению здоровья, его  формированию и развитию. С этой целью нами было проведено исследование мнения учащихся Пензенского колледжа управления и промышленных технологий имени Е. Д. Басулина по вопросам культуры здоровья. Для этого была разработана анкета, включающая десять вопросов. В анкетирование приняли участие студенты 1, 2, 3, 4 курсов. Всего было задействовано 96 человек. Исследование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления субъективного отношения учащихся к состоянию своего здоровья, выявление знаний по формированию культуры здоровья, а также отношению к занятиям физической культурой и спортом.

Анализ обобщенных результатов показал, что:

Информация о работе Процесс обучения здоровому образу жизни