Принципы физического воспитания студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

Для того, чтобы систематизировать физическую культуру в рамках высших учебных заведений, необходимо было выяснить ее цели и задачи, которые мы рассмотрим в данном реферате.

Содержание

Введение 3
1. Организация и руководство физическим воспитанием 4
2. Формы физического воспитания студентов 6
3. Программное построение курса физического воспитания 8
4. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях 10
5. Зачётные требования и обязанности студентов 14
6. Тип нагрузки 16
7. Интенсивность нагрузки 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

ФИЗРА ГОТОВАЯ.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации  физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Учебные группы отделения  спортивного совершенствования. В  них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие  контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в  соответствующую группу отделения  спортивного совершенствования.

На специальное учебное  отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

Учебные группы этого отделения  комплектуются с учётом пола, характера  заболевания и функциональных возможностей организма студентов.

Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

Учебный процесс по физическому  воспитанию в специальном учебном  отделении преимущественно направлен  на:

укрепление здоровья,

закаливание организма,

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

ликвидацию остаточных явлений  после перенесённых заболеваний;

приобретение необходимых  и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных  на это отделение, являются обязательными  и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

Программа курса этого  отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную  направленность занятий в специальном  отделении, они не должны сводиться  только к лечебным целям. Преподаватели  должны стремиться к тому, чтобы  студенты этого отделения приобрели  достаточную разностороннюю и специальную  физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге  были переведены в подготовительное учебное отделение.

Учебные группы всех учебных  отделений закрепляются за преподавателями  физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных  отделений в процессе учебных  занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача  и решения кафедры по окончании  учебного года (или семестра) переводятся  в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в  результате болезни или других объективных  причин наблюдается ухудшение состояния  здоровья, то студенты переводятся  в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

 

 

5. Зачётные требования и обязанности студентов

Программой предусмотрена  сдача студентами зачётов по физическому  воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с  каждым студентом. В ходе собеседования  определяется степень овладения  студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются  студенты, полностью выполнившие  практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные  практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются  только в условиях спортивных соревнований.

Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной  частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный  год и доводятся до сведения студентов.

К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются  студенты, регулярно посещавшие учебные  занятия и получившие необходимую  подготовку.

Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в  конце каждого семестра.

В процессе прохождения курса  физического воспитания каждый студент  обязан:

  • систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
  • повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;
  • выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;
  • соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
  • регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;
  • активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;
  • проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;
  • иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие виду занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Тип нагрузки

Характер воздействия  физической тренировки на организм зависит, прежде всего, от вида упражнений, структуры  двигательного акта. В оздоровительной  тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной  избирательной направленностью:

1. тип - циклические упражнения  аэробной направленности, способствующие  развитию общей выносливости;

2. тип - циклические упражнения  смешанной аэробно - анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;

3. тип - ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость. Однако оздоровительным и профилактическим  эффектом в отношении атеросклероза  и сердечно-сосудистых заболеваний  обладают лишь упражнения, направленные  на развитие аэробных возможностей  и общей выносливости. (Это положение  особо подчеркивается в рекомендациях  Американского института спортивной  медицины.) В связи с этим основу  любой оздоровительной программы  для людей среднего и пожилого  возраста должны составлять циклические  упражнения, аэробной направленности (К. Купер, 1970; Р. Хедман, 1980; А. Виру, 1988,идр.).

Исследования Б. А. Пироговой (1985) показали, что решающим фактором, определяющим физическую работоспособность  людей среднего возраста, является именно общая выносливость, которая  оценивается по величине МПК.

В среднем и пожилом  возрасте на фоне увеличения объема упражнений для развития общей выносливости и гибкости снижается необходимость  в .нагрузках скоростно-силового характера (при полном исключении скоростных упражнений). Кроме того, у лиц старше 40 лет решающее значение приобретает снижение факторов риска ИБС (нормализация холестеринового обмена, артериального давления и массы тела), что возможно только при выполнении упражнений аэробной направленности на выносливость. Таким образом, основной тип нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре, - аэробные циклические упражнения. Наиболее доступным и эффективным из них является оздоровительный бег. В связи с этим физиологические основы тренировки будут рассмотрены на примере оздоровительного бега. В случае использования других циклических упражнений сохраняются те же принципы дозировки тренировочной нагрузки.

По степени воздействия  на организм в оздоровительной физической культуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, пиковые нагрузки, а также сверх  нагрузки. Однако эти понятия относительно физической культуры имеют несколько  иной физиологический смысл.

Пороговая нагрузка-это нагрузка, превышающая уровень привычной  двигательной активности, та минимальная  величина тренировочной нагрузки, которая  дает необходимый оздоровительный  эффект: возмещение недостающих энергозатрат, повышение функциональных возможностей организма и снижение факторов риска. С точки зрения возмещения недостающих  энергозатрат пороговой является такая  продолжительность нагрузки, такой  объем бега, которые соответствуют  расходу энергии не менее 2000 ккал в неделю. Такой расход энергии  обеспечивается при беге продолжительностью около 3 ч (3 раза в неделю по 1 ч), или 30 км бега при средней скорости 10 км/ч, так как при беге в аэробном режиме расходуется примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у женщин и1,08 ккал/кг у мужчин).

Повышение функциональных возможностей наблюдается у начинающих бегунов  при недельном объеме медленного бега, равном 15 км. Американские и японские ученые наблюдали повышение МПК  на 14 "/о после завершения 12-недельной  тренировочной программы, которая  состояла из 5-километровых пробежек 3 раза в неделю (К. Купер, 1970). Французские  ученые при принудительной тренировке животных на тред- бане (3 раза в неделю по 30 мин) через 10 недель обнаружили значительное увеличение плотности капиллярного русла миокарда и коронарного  кровотока. Нагрузки, вдвое меньшие по объему (по 15 мин), подобных изменений в миокарде не вызывали.

Снижение основных факторов риска также наблюдается при  объеме бега не менее 15км в неделю. Так, при выполнении стандартной тренировочной  программы (бег 3 раза в неделю по 30 мин) отмечалось отчетливое понижение артериального  давления до нормальных величин. Нормализация липидного обмена по всем показателям (холестерин, ЛИВ, ЛВП) отмечается при  нагрузках свыше 2 ч в неделю. Сочетание  таких тренировок с рациональным питанием позволяет успешно бороться с избыточной массой тела. Таким  образом, минимальной нагрузкой  для начинающих, необходимой для  профилактики сердечно-сосудистых заболеваний  и укрепления здоровья, следует считать 15 км бега в неделю, или 3 занятия  по 30 мин.

Оптимальная нагрузка-это  нагрузка такого объема и интенсивности, которая дает максимальный оздоровительный  эффект для данного индивида. Зона оптимальных нагрузок ограничена снизу  уровнем пороговых, а сверху -- максимальных нагрузок. На основании многолетних  наблюдений автором было выявлено, что оптимальные нагрузки для  подготовленных бегунов составляют 40-60 мин 3-4 раза в неделю (в среднем 30- 40км в неделю). Дальнейшее увеличение количества пробегаемых километров нецелесообразно, поскольку не только не способствует дополнительному приросту функциональных возможностей организма (МНЮ, но и создает опасность травматизации опорно-двигательного аппарата, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (пропорционально росту тренировочных нагрузок). Так, Купер (1986) на основании данных Далласского центра аэробики отмечает рост травматизации опорно-двигательного аппарата при беге более 40 км в неделю. Наблюдалось улучшение психического состояния и настроения, а также снижение эмоциональной напряженности у женщин при недельном объеме бега до 40 км. Дальнейшее увеличение тренировочных нагрузок сопровождалось ухудшением психического состояния. При увеличении объема беговых нагрузок у молодых женщин до 50--60 км в неделю в ряде случаев отмечалось нарушение менструального цикла (в результате значительного снижения жирового компонента), что может стать причиной половой дисфункции. Некоторые авторы беговым "барьером" называют 90 км в неделю, превышение которого может привести к своеобразной "беговой наркомании" в результате чрезмерной гормональной стимуляции (выделение в кровь эндорфинов). Нельзя не учитывать также отрицательное влияние больших тренировочных нагрузок на иммунитет, обнаруженное многими учеными (Горшков, М. Я. Левин, 1984, и др.).

В связи с этим все, что  выходит за рамки оптимальных  тренировочных нагрузок, не является необходимым с точки зрения здоровья. Оптимальные нагрузки обеспечивают повышение аэробных возможностей, общей  выносливости и работоспособности, т. е. уровня физического состояния  и здоровья. Максимальная длина тренировочной  дистанции в оздоровительном  беге не должна превышать 20 км, поскольку  с этого момента в результате истощения мышечного гликогена  в энергообеспечение активно  включаются жиры, что требует дополнительного  расхода кислорода и приводит к накоплению в крови токсичных  продуктов. Бег на 30--40 км требует  повышения специальной марафонской  выносливости, связанной с использованием свободных жирных кислот (СЖК), а  не углеводов. Задача же оздоровительной  физкультуры - укрепление здоровья путем  развития общей (а не специальной) выносливости и работоспособности.

Проблемы марафонского бега. Преодоление марафонской дистанции  является примером сверхнагрузки, которая  может привести к длительному  снижению работоспособности и истощению  резервных возможностей организма. В связи с этим марафонская  тренировка не может быть рекомендована  для занятий оздоровительной  физкультурой (тем более что она  не приводит к увеличению "количества" здоровья) и не может рассматриваться  как логическое завершение оздоровительного бега и высшая ступень здоровья. Более того, избыточные тренировочные нагрузки, по мнению некоторых авторов, не только не препятствуют развитию возрастных склеротических изменений, но и способствуют их быстрому прогрессированию (А. Г. Дембо, 1980, и др.).

В связи с этим целесообразно  хотя бы вкратце остановиться на физиологических  особенностях марафонского бега.

В последние годы марафонская  дистанция становится все более  популярной, несмотря на трудности, связанные  с ее преодолением и экстремальным  воздействием на организм. Бегу на сверхдлинные дистанции присущ аэробный характер энергообеспечения, однако соотношение  использования углеводов и жиров  для окисления различно в зависимости  от длины дистанции, что связано  с запасами мышечного гликогена. В мышцах нижних конечностей у  спортсменов высокого класса содержится 2 % гликогена, а у любителей оздоровительного бега-всего 1,46%. Запасы мышечного гликогена не превышают 300-400 г, что соответствует 1200-1600ккал (при окислении углеводов освобождается 4,1 ккал). Если учесть, что при аэробном беге расходуется 1 ккал/кг на 1 км пути, то спортсмену весом 60 кг этого количества энергии хватило бы на 20- 25 км. Таким образом, при беге на дистанцию до 20 км запасы мышечного гликогена полностью обеспечивают мышечную деятельность, и никаких проблем возмещения энергетических ресурсов не возникает, причем на долю углеводов приходится около 80 % общих энергозатрат, а на долю жиров-только 20%. При беге на ЗО км и более запасов гликогена уже явно не хватает, и вклад жиров в энергообеспечение (за счет окисления СЖК) возрастает до 50 % и более. В крови накапливаются токсичные продукты обмена, отравляющие организм. При продолжительности бега 4 ч и более эти процессы достигают максимума и концентрация мочевины в крови (показатель интенсивности белкового обмена) достигает критических величин (Юммоль/л). Питание на дистанции не решает проблемы нехватки углеводов, так как по время бега процессы всасывания из желудка нарушены. У недостаточно подготовленных бегунов падение глюкозы в крови может достигать опасных величин -- 40-4 в квадрате мг вместо 100мг% (норма).

Информация о работе Принципы физического воспитания студентов