Причины и виды нарушения осанки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 01:53, контрольная работа

Описание работы

Осанка - это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу. Важнейшее условие правильной осанки - нормальное развитие позвоночника. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит. Особенно это касается состояния костного скелета и мышц.

Содержание

Введение

Нарушение осанки
Причины нарушения осанки
Виды нарушений осанки
Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

контр причины и виды нар осанки.docx

— 31.08 Кб (Скачать)

Показания и противопоказания к назначению ЛФК.

Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку  это единственный метод, позволяющий  эффективно укреплять и тренировать  мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности  туловища, бедер.

     Вначале на занятиях ЛФК временно не следует  использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и. п. лежа.

     Методика  ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных  учреждениях (3 - 4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в  неделю является неэффективным.

     Курс  ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5—2 месяца; перерыв между  курсами — не менее месяца. В  течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2 - 3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий  динамический стереотип правильной осанки.

     Выделяют  подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1 - 2, 4 - 5, 1 - 2 недели).

     В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и  средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.

     В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные  упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции  имеющихся нарушений осанки.

     В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4 - 6 раз. Через 2 - 3 недели занятий  обновляется 20 - 30 % упражнений (главным  образом, специальных). для дошкольников составляется 2 - 3 комплекса, для школьников – 3 - 4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий  ЛГ при нарушениях осанки

     1. Наличие гладкой стены (без  плинтуса), желательно на противоположной  от зеркала стороне. Это позволяет  ребенку, встав к стене, принять  правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения:  затылок, лопатки, ягодицы, икроножные  мышцы, пятки; ощутить правильное  положение собственного тела  в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

     2. В зале для занятий должны  быть большие зеркала, чтобы  ребенок мог видеть себя в  полный рост, формируя и закрепляя  зрительный образ правильной  осанки. Дети подготовительных групп  младшего школьного возраста  дают описание правильной осанки  на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к  описанию собственной осанки, осанки  друзей.

     Средства  ЛФК. Основными средствами ЛФК для  коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным - лечение положением.

     Физические  упражнения. Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

     Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются. при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп - с предметами и без них, с использованием тренажеров.

     Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения  осанки. Различают симметричные и  асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются  преимущественно симметричные упражнения.

     При выполнении данных упражнений сохраняется  срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной  плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и  левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и  напрягая расслабленные, возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и. п. лежа на спине, рука за головой - согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и. п. лежа на животе - приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища - приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.

     К специальным упражнениям при  нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра  и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических  изгибов).

     На  занятиях лечебной гимнастикой обязательно  сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета

     Массаж. В детском возрасте является эффективным  средством профилактики и лечения  нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и  безболезненно. Для детей первого  года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажяыми мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

     Гидрокинезотерапия. Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (не ниже 30 °С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная схема занятия лечебным плаванием для детей 9 - 10 лет такова: вводная часть (5 мин) — упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25 -30 мин) — упражнения в воде; заключительная часть (5 - 7 мин) —свободное плавание.

     Лечение положением. На занятиях ЛГ применяется  во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью  используется упругий валик (высотой 2 - 3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой  спине валик подкладывается под  лопатки - при выполнении упражнений в и. п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется под живот - при выполнении упражнений в и. п. лежа на животе или под голову - в и.п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5 -8 мин.

     Формы ЛФК. Для детей с нарушениями  осанки используются разнообразные  формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные  занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

     Детям  целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических  изгибов полезны тренировки на гребном  тренажере (академическая гребля); при  увеличении физиологических изгибов - на велотренажере (Тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельно полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступен и дошкольникам — при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.

     Для профилактики и лечения нарушений  осанки эффективны также крупногабаритные полифункционые средообразующие предметы - модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

     После реабилитационного курса ЛФК (с  разрешения врача) ребенку могут  быть рекомендованы, занятия различными видами спорта.

 

     

     Заключение 

     Завершая  работу над рефератом можно прийти к выводу, что нарушения осанки - это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника.

     Дефекты осанки условно можно разделить  следующим образом: нарушения осанки во фронтальной (вертикальной), сагиттальной (горизонтальной) плоскости и обеих  плоскостях одновременно. Для каждого  вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному  состоянию связок и мышц.

     Отклонение  позвоночника в сторону - сколиоз. Вперёд - сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина.

     На  фоне лечения и при соблюдении режима нарушения осанки проходят. Чем раньше будет выявлено нарушение  осанки, тем легче его исправить. Чтобы ослабленный организм развивался гармонично, необходимо создать достаточно интенсивный двигательный режим, но не в коем случае не перегружать его. Виды спорта, во время занятий которыми увеличивается нагрузка на позвоночник (тяжелая атлетика, прыжки в высоту и длину, акробатика и др.), должны быть исключены.

 

      Список литературы 

  1. Барашева  О. Правильная осанка – залог успеха в жизни. – М., 2000.
  2. Брегг П. Программа по оздоровлению позвоночника. – М., 1998.
  3. Нарушения осанки. – М., 1999.

Информация о работе Причины и виды нарушения осанки